Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вводная лекция: «Литературный процесс в начале ХХ столетия: эстетика и теория»



Художественная литература ХХ века является одной из важных ветвей современной культуры и искусства. Непосредственные предпосылки ее формирования сложились на рубеже ХIХ-ХХ веков в русле таких явлений как: натуралистическая поэтика в романистике этого времени, школа символизма во французской поэзии, реформа театра и появление новой драмы, английский эстетизм и неоромантизм.

Эти течения совпадают с началом эпохи модерна, которая датируется историческим периодом от1870-1910 до 1960 года. Этот период определяется изменением общественных, культурных, исторических систем и наступлением нового периода в развитии европейской цивилизации. Эпоха модерна повлияла на становление всех видов культурной деятельности человека: искусство, литературу, архитектуру, живопись и музыку.

Период рубежа XIX-ХХ веков заканчивается 1917 годом по данным учебников истории литературы – это последний год первой мировой войны, которая изменила мировоззренческие и исторические границы мира в сознании европейца.

В это время происходит становление новой картины мира, нашедшее свое отражение в области гуманитарной культуры: изменения охватывают все области человеческой деятельности от научных представлений до духовной системы ценностей.

На становление новой картины мира также повлияли многочисленные философские учения, которые приобретают популярность или складываются в этот период. Интуитивизм А. Бергсона, психоанализ З. Фрейда, учения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, пробудившие интерес к мифу, философское обоснование К.Г. Юнгом идей архетипа и коллективного бессознательного, О. Шпенглер, определивший границы европейской культуры и цивилизации в труде «Закат Европы», учения экзистенциальной философии С. Киркегора, К. Ясперса, Г. Марселя, М. Хайдеггера, центральной проблемой которых стало пространство «Я», а также оппозиция «свое - чужое», проблема «другого». «Ад - это другие». Ж.-П. Сартр.

Рубеж ХIХ-ХХ веков как эпоха «модерна» и ХХ век как эпоха «модернизма». Литературные направления и школы начала ХХ века. Общая характеристика сюрреализма, дадаизма, экспрессионизма.

Художественный мир «модернизма»: художник и общество, предмет литературного творчества, новаторство в области формы художественного произведения и стиля. Т.С. Элиот о сути искусства и роли традиции.

Рекомендуемая дополнительная литература по теме:

1. Т.С. Элиот. Традиция и индивидуальный талант. Что такое классик?

2. К.Г. Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству.

3. А. Бергсон. Смех на сцене и в жизни.

4. О. Шпенглер. Аполлоническая, фаустовская, магическая душа. // Закат Европы.

5. С. Киркегор. Страх и трепет. Смертельная болезнь и отчаяние. // Болезнь к смерти.

6. К. Ясперс. Ницше и христианство.

7. Г. Марсель. Быть и иметь.

8. Уго Перси. Модерн и слово. М., Аграф, 2007. с. 224

9. Цветков Ю.Я. Литература венского модерна. М., 2003

10. З. Фрейд. Я и Оно. Тотем и табу. (Проблема «другого»)

11. Ж.П. Сартр. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм.

Тема 1. Модернизм в западноевропейской литературе: литература «потока сознания».

Определение термина «модернизм». (А.В. Беляев, А.Н. Николюкин, В. Руднев). Проза, поэзия, драматургия в эпоху «модернизма».

Романистика Д. Джойса, М. Пруста, В. Вулф. Полемика В. Вулф с Д. Джойсом.

Повествование как особая категория текста «потока сознания». "Задача, которую я ставлю перед собой технически, — написать книгу с восемнадцати точек зрения и в стольких же стилях…" (Д. Джойс. Письмо к Харриет Шоу Уивер от 24 июня 1921 г.)

Автор и герой. «Улисс» как «духовная Одиссея». Значение «пространственной формы».

«Все в сознании»- М. Пруст. М. Мамардашвили о цикле романов М. Пруста. «Психологическая топология» пути. Время и место. Р. Барт о М. Прусте.

Ю. Кристева об авангарде как явлении культуры ХIХ века и революции поэтического языка.

Художественная литература:

1. Д. Джойс. Портрет художника в юности. Улисс.

2. М. Пруст. В сторону Свана.

3. В. Вулф. Миссис Дэллоуэй.

Практическое занятие № 1. Роман Д. Джойса «Улисс».

1. Новаторство Д. Джойса – проблема повествования в романе: стиль «потока сознания»; автор, герой и читатель в модернистском тексте; Д. Джойс как Стивен Дедал (эпизод «Сцилла и Харибда»).

2. Структура романа: разделение на эпизоды, три основные части романа,

введение мифологического подтекста.

3. Время и пространство в романе Д. Джойса, их значение как организующих категорий текста. Дублин и «Bloomsday».

4. Три основных героя романа: мифологические прототипы, код имени, символика. Стивен Дедал (1-ый эпизод), Леопольд Блум (4-ый эпизод), Молли Блум (18-ый эпизод): психологический и знаковый характер образа.

5. Тема «Отца и Сына» в романе: проблема «встречи» как завершения «духовной одиссеи». А. Ахматова об «Улиссе». Шекспировская аллюзия в романе. («Гамлет»)

6. Роман «Улисс» и современная литература.

Практическое занятие № 2. Роман М. Пруста «В сторону Свана».

1. История создания цикла романов «В поисках утраченного времени».

2. Повествователь и автор в романе «В сторону Свана». Имя «Марсель» как ключ к концепции памяти.

3. Структура романа: три части и проблема их взаимосвязи (архитектоника текста как «скольжения на грани двух миров»), сквозной образ Свана и его значение для каждой из трех частей.

4. Воспоминания о Комбре как «поле памяти», образ Свана в детских воспоминаниях Марселя.

5. «Образы-прототипы» (С. Бочаров) в романе (Женевьева Брабантская и герцогиня Германтская, Сепфора и Одетта де Креси, «Венеция и Флоренция»)

6. Память и время в романе: утрата и «обретение»: лирико-философское отступление в эпилоге к «Комбре».

Рекомендуемая критическая литература:

1. Гениева Е. Комментарий к роману «Улисс». ИЛ. 1989. №1-12.

2. Набоков В.В. Джеймс Джойс «Улисс». Марсель Пруст «В сторону Свана». // В.В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

3. Эко У. Поэтики Джойса. СПб, Симпозиум. 2003.

4. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс. М., 1967.

5. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М., 1968.

6. Мелетинский Е.М. Антитеза: Джойс и Томас Манн. // Поэтика мифа. М., Восточная литература. 2000.

7. В. Подорога. Марсель Пруст. Автобиографический опыт. // В. Подорога. Выражение и смысл. М., Ad Marginem, 1995.

8. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. (Лекции: 1, 8, 19, 31), М., Ad Marginem, 1995.

9. Бочаров С. Вселенная Пруста. // M. Proust. Du côté de chez Swann. М., 1970.

10. Степанов Ю. Марсель Пруст или жестокий закон искусства. // M. Proust. A la recherche du temps perdu. A lʼombre des jeunes filles en fleures. М., 1982.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1131 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...