Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Д) Предромантизм



В результате углубления кризиса просветительской идеологии и культуры возникает течение предромантизма.

Искусство предромантизма наиболее полно представлено в Англии, где кризис Просвещения стал очевиден значительно раньше, чем в других странах.

Характерные черты предромантизма:

- подчеркнутый иррационализм;

- полемическое обращение к средневековью, которое просветителями презиралось;

- фантастика и своеобразная эстетика ужасного, рассчитанная на пробуждение в человеке не чувства красоты, а чувства возвышенного (т.н. «готический роман»);

- особый фольклоризм. Он переосмысливает народное творчество как свидетельство национального самобытного пути различных народов и как противовес просветительскому космополитическому рационализму (поэзия Чаттертона, прозаические поэмы Макферсона, «оссеанистская» поэзия).

Тема: Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо».

План:

1. Жизнь и творчество Д. Дефо. Дефо – журналист.

2. Идейно-художественное своеобразие романа «Робинзон Крузо».

3. Место романа в мировой приключенческой литературе («робинзонады»).

1. Жизнь и творчество Д. Дефо. Дефо – журналист.

Даниэль Дефо (ок. 1660-1731) – один из ярчайших представителей английского Просвещения, талантливый публицист, журналист, писатель, основоположник романа нового времени. Уже при жизни Дефо его книги, статьи, памфлеты стали широко известны в Англии и за ее пределами. Его шедевр «Робинзон Крузо» к концу XVIII в. только в Англии выдержал около 700 изданий и был переведен почти на все европейские языки.

Д. Дефо был сыном лондонского торговца Джеймса Фо, закончил частную протестантскую школу, готовился стать священником. Но стал коммерсантом, торговал вином, табаком, трикотажем, занимался производством кирпича и черепицы. Рискованные предприятия часто завершались банкротством, над ним не раз нависала угроза долговой тюрьмы. «Судеб таких изменчивых никто не испытал, Тринадцать раз я был богат и снова беден стал» - напишет он о себе на склоне лет.

Начиная с 1690-х гг. Дефо выступает в печати как поэт-сатирик и публицист в защиту нового строя с резкой критикой изживших себя феодальных отношений.В памфлете «Ходатайство бедняка» (1698) обличает социальные контрасты богатства и бедности, произвола и бесправия. Дефо уподобляет английские законы паутине, которая грозит гибелью маленьким мошкам, но не представляет опасности большим мухам.

Стихотворная сатира «Чистокровный англичанин» (1701) возникла как ответ на полемику между тори и вигами о праве Вильгельма III (голландца по происхождению) на английский престол. Дефо в сатире доказывает, что английская нация возникла в результате смешения множества народностей и называет Англию «сточной ямой всей Европы». Дефо высмеивает претензии английской знати на чистоту происхождения, развенчивает понятие «чистокровный англичанин».

Его перу принадлежат десятки работ по вопросам торговли и экономике: «Всеобщая история торговли» (1713), «Образцовый английский негоциант» (1727), «Путешествие по всему острову Великобритании» (1727).

Дефо внес огромный вклад в развитие английской журналистики. Его журнально-публицистическое наследие насчитывает около 400 заглавий, поражает богатством тематики: политика и экономика, история и литература, религия и мораль, быт и нравы. В течении 10 лет (с 1704-1713) он практически в одиночку издавал газету «Обозрение», которая регулярно выходила 3 раза в неделю, была насыщена разнообразными рубриками и жанрами.

Дефо газетчик умеет заинтересовать читателя броским заголовком, увлечь смелым проектом, сенсационным сообщением, «тайными историями». При этом самое невероятное событие предстает как реальный и будничный факт. Эта способность Дефо вызывать у читателя иллюзию достоверности, документальности повествования сказалась потом в его беллетристике.

2. Идейно-художественное своеобразие романа «Робинзон Крузо».

Когда писателю было 59 лет, он опубликовал свой первый и самый знаменитый роман «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим» (1719).

Роман Дефо появился на гребне мощной волны литературы о путешествиях – подлинных и вымышленных отчетов о кругосветных плаваниях, мемуаров, дневников удачливых купцов и мореходов. Усвоив опыт предшественников, Дефо создал оригинальное произведение, сочетавшее в себе авантюрное начало с мнимой документальностью, традиции мемуарного жанра с чертами философской притчи.

Замысел романа был подсказан реальными событиями: в 1704 г. шотландский моряк Александр Селькирк, поссорившись с капитаном корабля, высадился на остров Хуан Фернандес в Тихом океане. Четыре с лишним года он провел отшельником, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.

Дефо заставил своего героя 28 лет прожить вдали от цивилизации. Он произвел просветительский эксперимент над человеческой природой, выживания человека в чрезвычайной ситуации. Труд и напряженная работа мысли помогают герою не только выжить, но и не одичать, не впасть в безумие, сохранить человеческий облик. По мнению писателя, именно труд и творческая деятельность разума составляют основу преобразования мира и духовного возвышения человека.

Дефо воплотил в романе типичную просветительскую концепцию истории человеческого общества. Жизнь героя в схематическом виде повторяет путь человечества от варварства к цивилизации – в начале Робинзон охотник и рыболов, затем скотовод, земледелец, ремесленник, рабовладелец, затем становится основателем колонии. Герой Дефо с самого начала пребывания на острове цивилизованный, а не «естественный» человек. В отличие от Руссо и руссоистов, Дефо никогда не сомневался в преимуществах цивилизации над первобытным состоянием и был убежденным сторонником материального и технического прогресса.

Робинзон труженик, но по складу мышления он типичный английский буржуа начала XVIII в. Он не брезгует ни плантаторством, ни работорговлей, он готов отправиться на край света ради жажды обогащения. Он бережлив и практичен, старательно копит материальные ценности. Даже отношения с Богом он строит по принципу делового договора, в котором добро и зло с бухгалтерской точностью уравновешивают друг друга. Как и подобает буржуа-пуританину, он охотно обращается к Библии и Богу в трудные минуты. Но его религиозность носит умеренный характер. Он не уповает на благость провидения, а полагается на опыт и здравый смысл.

Своим романом Дефо подчеркивает благородную цивилизаторскую миссию английской буржуазии. Он идеализирует образ Робинзона, тот хотя и превращает дикаря Пятницу в покорного слугу, но обращается с ним мягко и гуманно. Таким образом, он преподает урок европейским колонизаторам и работорговцам, учит гуманности, осуждает варварские методы покорения диких племен.

Герой Дефо – ученик просветительской философии XVIII в. Он космополит, он представляет испанцам равные права с англичанами в своей колонии, он исповедует веротерпимость, уважает человеческое достоинство. История робинзоновой колонии в романе звучит как беллетристическое переложение трактатов Локка о правлении. Локк в своих философских трудах часто использовал тему изолированного от общества острова.

Руссо называл роман Дефо «удачнейшим трактатом о естественном воспитании» и отводил ему почетное место в библиотеке своего юного героя («Эмиль, или о воспитании» 1762).

Эта бесхитростная история о том, как Робинзон построил свою хижину, обжег первый кувшин, выращивал хлеб, приручал коз – вот уже в течении трех столетий волнует читателей всех возрастов.

Необыкновенный успех романа побудил автора написать продолжение истории Робинзона. Так появились «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» (1719), «Серьезные размышления Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира» (1720). В них он описывает путешествие героя в Индию, Китай, Сибирь. Он посещает свой остров и завершает устройство «идеальной» колонии. В этих романах Дефо пытается объяснить глубинное, аллегорическое содержание предыдущих частей. Робинзон подробно излагает свои этические, религиозно-философские и литературные взгляды. И по идейному содержанию, и по художественному исполнению обе части заметно уступают первой.

Последующее творчество Дефо чрезвычайно разнообразно по своей жанровой природе:

- авантюрные романы, продолжающие традиции авантюрного жанра: «Молль Флендерс» (1722), «Полковник Джек» (1722), «Роксана» (1724);

- морской приключенческий роман: «Капитан Синглтон» (1720);

- роман-дневник: «Дневник чумного города» (1722);

- романы-мемуары, представляющие отдаленный прообраз исторического романа: «Мемуары кавалера» (1720), «Мемуары английского офицера, капитана Джоржа Карлтона» (1728).

Все романы Дефо написаны в форме мемуаров, дневников или автобиографий. Необыкновенный дар перевоплощения позволяет писателю выступать от имени вора, проститутки, пирата. Почти все его герои – преступники, сироты и подкидыши, не помнящие родства. Они ведут отчаянную борьбу за существование, не гнушаясь никакими средствами. Дефо прослеживает их жизненный путь с младенчества до старости, раскрывает влияние среды на характер и судьбу персонажа и приходит к выводу, что истинным виновником их преступлений является общество.

В историю литературы Дефо вошел как создатель первых образцов эпоса частной жизни, как зачинатель просветительского реалистического романа. Он первым сумел увидеть героя своего времени в купце и бродяге Робинзоне, дать верный портрет человека века, одержимого духом предпринимательства и практической жизнедеятельности.

Тема: Английский роман зрелого Просвещения.

План:





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...