Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Английская драма эпохи Просвещения



После блистательных успехов английского театра в конце XVI начале XVII вв., драма в течение 200 лет играет скромную роль в английской литературе. В эпоху Просвещения драма оказалась на втором плане, уступив место эссе, памфлету, трактату, позднее роману. Относительная стабильность общественных отношений в Англии в XVIII веке не благоприятствовала появлению трагических произведений. Главными сценическими жанрами становятся нравоучительная комедия и буржуазная мещанская драма, которые отвечали вкусам нового зрителя.

На раннем этапе Просвещения Стил и Аддисон пытались подчинить театр воспитательным, нравственным задачам. Одновременно на английской сцене продолжала развиваться традиция шекспировской трагедии. Опыты последователей Шекспира в XVIII веке были не очень успешными. Пьесы Шекспира ставились в переделанном виде, соответствующим мещанским вкусам аудитории.

Соперником драмы стали жанр пантомимы и музыкальная комедия, которая называлась «балладной оперой». Она включала песенки, старые баллады, музыкальные и театральные номера.

Самой значительной оперой стала «Опера нищего» (1728) Джона Гея (1685-1732). Сюжет заимствован из уголовной хроники преуспевающих воров, бандитов и девиц легкого поведения. Главный герой «рыцарь большой дороги» Макхит случайно избежал виселицы. Он неверный возлюбленный многочисленных красавиц, отец многочисленных детей. Его злодеяния менее подлы. Чем дела почтенного Пичема, скупщика краденного добра. Пичем одинаково близок и с преступниками и с представителями закона.

Спектакль увлек зрителей своей музыкальностью и легко узнаваемой пародией. Пьеса отличается острой политической сатирой – преступный мир прямо сопоставляется с правящими кругами. Везде царят бесчестность, взяточничество. Гей заявляет, что сходство нравов высшего света и общественного дна так велико, что их невозможно отличить. Гей, так же как и его друг Свифт, наполнил «Оперу нищего» личными выпадами против премьер-министра Роберта Уолпола. Его имя носит один из преступных персонажей пьесы. «Опера нищего» продержалась в репертуарах театров до наших дней и обрела новую остроту в переработке Бертольда Брехта «Трехгрошовая опера» (1928).

Разгневанный Уолпол вводит закон о предварительной театральной цензуре. Это нанесло английской сцене ощутимый удар, она больше не может быть ареной политических битв. В театре возобладала мещанская драма из жизни и быта средних слоев общества.

Одна из наиболее известных мещанских драм «Лондонский купец, или История Джоржа Барнуэлла» (1731). Герой, приказчик зажиточного купца, под влиянием страсти к развратной и преступной женщине, совершает кражу и убийство. Раскаявшись, он смиренно идет на казнь. Пьеса напыщена и неубедительна, полна сентенций и нравоучений. Но это была первая пьеса написанная языком прозы, языком на котором говорили низкие слои. Пьеса имела феноменальный успех в Англии и других странах Европы, ее прославляли теоретики мещанской драмы Лессинг и Дидро.

2. Комедийное мастерство Шеридана в «Школе злословия».

Вершиной театрального искусства XIII в. стали комедии Ричарда Шеридана (1751-1816). Выходец из Ирландии, сын актера и писательницы. Шеридан рано добился успеха лучшего комедиографа Англии. В 25 лет он стал директорм (а позднее и владельцем) лучшего в Лондоне театра Друри-Лейн. В 1780 г. он неожиданно бросил драматургию ради карьеры в парламенте. В последние годы жизни, когда закончилась парламентская деятельность, сгорел театр, Шеридан был забыт. Он остался человеком просветительского века и не смог найти себя в новой общественной и литературной обстановке.

Байрон сказал о Шеридане: «Он произнес свою лучшую речь и написал самую лучшую пьесу своего времени».

Первый успех Шеридану в 24 года принесла пьеса «Соперники» (1775). Следуя традициям Мольера, Шеридан создает остроумную комедию, высмеивающую невежество, глупость, жеманство. Пьеса одновременно пародирует пустое светское общество и сентиментальную манеру его изображения. Основе сюжета лежит рассказ о соперниках, борющихся за любовь богатой наследницы Лидии Лэнгвиш. Богатый капитан Абсолют и бедный лейтенант Беверли, оказываются одним лицом. Абсолют разыгрывает Лидию, т.к. она мечтает о бегстве из дома и тайном браке с бедняком. Она протестует против брака-сделки, когда чувствами торгуют как на рынке.

Комедия публике понравилась, т.к. в ней узнавались типичные персонажи времени: тиран-отец, неспособный уважать никого, кроме себя (сэр Энтони Абсолют), невежественная знатная дама, претендующая на образованность (миссис Малапроп), воинственный, но трусливый модный франт (Боб Аер). Многие фразы пьесы своей афористичностью напоминают психологические миниатюры Ларошфуко. При всей беззаботности и непритязательности морали «Соперников», очевидно желание автора не только повеселить зрителей, но и воспитать в них уважение к естественным чувствам.

Этой цели отвечает самая знаменитая комедия Шеридана «Школа злословия» (1777). Это одна из вечных пьес, которые никогда не выйдут из репертуаров театров. Шеридан показывает вереницу блестящих сцен, осмеивающих святая святых Англии – высшее общество с его беспринципностью, алчностью и лицемерием. Пьеса направлена против духовного безобразия, убожества и лицемерия высших кругов. Предметом разоблачения и осмеяния в ней становятся насмешники, губители чужих репутаций.

Фоном действия пьесы становится салон леди Снируэл, объединяющий клеветников всех мастей, убивающих не оружием, а словом. Шеридан показывает реальное и широко распространенное социальное бедствие: газеты, журналы, светские салоны были средством скрытой борьбы за власть. В их интригах погибала честь и доброе имя противника. Печальную известность приобрел «Журнал джентльмена», который был рассадником слухов и анонимных объявлений. Спустя несколько десятилетий подобные издания способствовали изгнанию из страны Байрона.

Шеридан умело соединяет линии пьесы – истории супругов Тизлов, истории братьев Сэрфесов и подвиги «школы злословия». При ограниченном круге персонажей они тесно связаны друг с другом. Братья Сэрфес – Джозеф и Чарльз противостоят друг другу в любви и в расположении богатого дяди Оливера. Чарльз и Мария любят друг друга, а Джозеф хочет жениться ради денег. Братья противостоят и как нравственные типы: Джозеф – злодей и тайный сластолюбец, но вслух провозглашает возвышенные принципы. Чарльз не скрывает своего легкомыслия, мотовства, страсти к азартной игре. Но он верен доброте и отзывчивости, что, по мнению просветителей, составляет истинную сущность человеческой природы.

Шеридан использует традиционные приемы европейского классического репертуара – сцены испытания. Так, например, сцена испытания Чарльза его дядей Оливером. Дядя приходит под видом ростовщика с предложением продать портреты предков. Чарльз распродает все, кроме портрета Оливера, к которому он испытывает благодарность и преданность. А Джозеф напротив, отказывает в помощи разорившемуся родственнику, - переодетому Оливеру. Так, выясняется, что стоит за внешним поведением братьев.

Завсегдатаи салона Снируэл развращают леди Тизл, молодую жену старого доброго сэра Питера. Они едва не губят репутацию Марии, бедной воспитаннице Тизлов. Автор так характеризует завсегдатаев салона: «Иной бедняга, которого вздернули на виселице, за всю свою жизнь не сделал столько зла, сколько эти разносчики лжи, мастера клеветы и губители добрых имен».

Кульминацией пьесы становится знаменитая «сцена с ширмой». За ней Джозеф прячет леди Тизл, она приглашена к нему на свидание. Неожиданно появляется сэр Тизл и его брат Чарльз. В последней сцене злобные интриги леди Снируэл разоблачены ее «верным» слугой Снейком. И как это ни парадоксально, зло становится орудием добра и благополучного разрешения конфликта.

Слабее всего в пьесе прорисованы положительные образы – Мария, сэр Оливер, они бесцветны и традиционны. Комедия во многом следует традиции, много ситуаций, заимствованных у Мольера, у комедиантов эпохи Реставрации, у Филдинга. Данью традиции служат «говорящие» имена персонажей – Сэрфис означает поверхностность, Снируэл – насмешница, Снейк – змея.

«Школа злословия» стала непревзойденной пьесой в творчестве Шеридана. По совей идейной глубине, социальному звучанию и мастерству исполнения она превосходит все написанное Шериданом: двухактный фарс «День святого Патрика» (1775), комическую оперу «Дуэнья» (1775), пьесу «Поездка в Скарборо» (1777), мелодраму «Пизарро», комедию «Критик».

За веселыми шутками и пародийными преувеличениями стоит эстетическая программа Шеридана. Это программа жизненного реалистического искусства и сожаление о кризисе современного театра, лишенного смысла и сведенного к пустому набору бессмысленных штампов. На сцене, где торжествовала мораль торгашей и святош, Шеридану было тесно и скучно. Можно предположить, что Шеридан ушел из драматургии, когда понял, что на условном языке современной пьесы ему нечего сказать зрителю.

Шеридан – выдающийся мастер комедии, его «Школа злословия» занимает место рядом с комедиями Мольера, Бомарше, Гоголя. Глубина идейного содержания, занимательность интриги, самобытность характеров, непринужденно-веселое остроумие – все это обеспечило «Школе злословия» долгую театральную жизнь.

Тема: Итальянская литература эпохи Просвещения. Комедии К. Гольдони, К. Гоцци.

План:





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2503 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...