Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество Франсуа Вийона



Жил во Франции в 14 веке, был фигурой полулегендарной. Был типичным поэтом городского сословия, не имеющим работы, не примыкал ни к одной социальной группе. Был очень широко образован. В его творчестве выделяю 2 цикла стихов: Большое и Малое завещание. Это поэмы, включающие в себя ряд стихотворений. Это поэтическая программа, включающая в себя несколько тем:

1) интерес поэта вызывает не только аристократическая среда, но и простой народ. Так, например, его героине становится девица из кабачка.

2) Его собутыльники, которые сидят вместе с ним в тюрьме.

3) Он сам. Вийон подтрунивает над собой.

Вийон был очень популярен среди разночинной образованной среды: школяров, студентов. Вийон затрагивал вечные, философские темы: тему смысла человеческого бытия, смысла жизни. Эта тема заявлена в стихотворении «От жажды умираю над ручьем». Это стихотворение перехода, кризиса, отравляющего мироощущение человека, утратившего свое место в обществе.

Мотивы сомнений, поиска истины были неизвестны Средневековью. В Средневековье время воспринимается как ожидание Страшного суда. Вийон не считает, что после смерти его что-то ожидает, он берет от жизни все, что она дает ему сию минуту. В стихотворении «О дамах былых времен» звучит мысль, что время не остановить и не вернуть.

Вийон – поэт эпохи между Средневековьем и Ренессансом. Его творчество это еще одна ступенька в развитии городской литературы. Именно в его творчестве рождается то, что потом определит особенности литературы Ренессанса.

«Из жалоб прекрасной оружейницы»

Где крепкие, тугие груди?

Где плеч атлас? Где губ бальзам?

Соседи и чужие люди

За мной бежали по пятам,

Меня искали по следам.

Где глаз манящих поволока?

Где тело, чтимое как храм,

Куда приходят издалека?

Гляжу в тоске – на что похожа?

Как шило нос, беззубый рот,

Растрескалась, повисла кожа,

Свисают груди на живот.

Взгляд слезной мутью отдает,

Вот клок волос растет из уха.

Самой смешно – смерть у ворот,

А ты все с зеркалом, старуха.

На корточках усевшись, дуры,

Старухи все, в вечерний час

Мы раскудахчемся, как куры,

Одни, никто не видит нас,

Все хвастаем, в который раз,

Когда, кого и как прельстила.

А огонек давно погас –

До ночи масла не хватило.

«Послание к друзьям»

Ответьте горю моему,

Моей тоске, моей тревоге.

Взгляните: я не на дому,

Не в кабаке, не на дороге

И не в гостях, я здесь – в остроге.

Ответьте, баловни побед

Танцор, искусник и поэт,

Ловкач лихой, фигляр хваленый,

Нарядных дам блестящий цвет,

Оставите ль вы здесь Вийона?

Не спрашивайте почему,

К нему не будьте слишком строги,

Сума кому, тюрьма кому,

Кому роскошные чертоги.

Он здесь валяется, убогий,

Постится, будто дал обет,

Не бок бараний на обед,

Одна вода да хлеб соленый,

И сена на подстилку нет.

Оставите ль вы здесь Вийона?

Скорей сюда, в его тюрьму!

Он умоляет о подмоге,

Вы не подвластны никому,

Вы господа себе и боги.

Смотрите – вытянул он ноги,

В лохмотья жалкие одет.

Умрет – вздохнете вы в ответ

И вспомните про время оно,

Но здесь, средь нищеты и бед,

Оставите ль вы здесь Вийона?

Живей, друзья минувших лет!

Пусть свиньи вам дадут совет.

Ведь, слыша поросенка стоны,

Они за ним бегут вослед.

Оставите ль вы здесь Вийона?

«Баллада истин наизнанку»

Мы вкус находим только в сене

И отдыхаем средь забот,

Смеемся мы лишь от мучений,

И цену деньгам знает мот.

Кто любит солнце? Только крот.

Лишь праведник глядит лукаво,

Красоткам нравится урод,

И лишь влюбленный мыслит здраво.

Лентяй один не знает лени,

На помощь только враг придет,

И постоянство лишь в измене.

Кто крепко спит, тот стережет,

Дурак нам истину несет,

Труды для нас – одна забава,

Всего на свете горше мед.

Коль трезв, так море по колени,

Хромой скорее всех дойдет,

Фома не ведает сомнений,

Весна за летом настает,

И руки обжигает лед.

О мудреце дурная слава,

Мы море переходим вброд,

И лишь влюбленный мыслит здраво.

Вот истины наоборот:

Лишь подлый душу бережет,

Глупец один рассудит право.

И только шут себя блюдет,

Осел достойней всех поет,

И лишь влюбленный мыслит здраво.

Тема: Героический феодально-рыцарский эпос Средневековья.

Немецкий эпос – «песнь о Нибелунгах» 12 век,

Французский эпос – «Песнь о Роланде» конец 12 века,

Испанский эпос – «Песнь о моем Сиде» 15 век.

Разное время создания объясняется неравномерностью развития феодализма.

Основные особенности героического эпоса Средневековья.

1. Героический эпос Средневековья – это редчайший случай, когда определенная поэтическая форма связана с социальной ситуацией общественного развития. Все последующие попытки повторить этот опыт будут кончаться крахом.

Героический эпос окончательно оформляется в период становления национального централизованного феодального государства. Образ воина не мог появиться раньше, чем государство. Появляется фигура воина, витязя на стороне короля, защищающего интересы как свои. От короля они получают привилегии, затем оформившиеся в дворянство. Для того, чтобы получить привилегию, нужно было выделиться, чтобы тебя заметили. В общине, напротив, чем меньше выделяешься, тем больше шанс сохранить жизнь. Мотив личной выгоды соотносится с мотивом личной ответственности.

2. Героический эпос Средневековья складывается в воинской среде, среди воинской дружины. Первоначально это были песни о подвигах предков для поддержания боевого духа. Воинская песня – это песня о деянии, о подвиге. Эти песни были распространены среди воинов, сказителей в воинском обмундировании. Затем стали сочинять воинские песни для увеселения короля. Песни записываются, приобретают форму письменного литературного произведения, имеющего свои закономерности и отличающегося от устной традиции. Песня превращается в большую поэму.

Этот процесс пристально изучается учеными, существует 2 теории возникновения эпоса.

Теория редакционного свода. Автор Вольф Лахман.

Основные положения теории.

1. Эпос возникает в результате сложения песенных сюжетов. Каждый из них имеет законченный вид, автор должен просто соединить их.

2. Собирание, объединение производится механически, автор ничего не сочиняет.

3. Манера изложения – «песенная», она выявляет эту отрывочность.

4. Между складываемыми песнями должна существовать связь (песнь о рождении, сватовстве, подвигах героя).

Таким образом, Лахман считает, что средневековый народный эпос создается как нитка бусин. Никакого единства художественной концепции, мировосприятия в соединенных песнях нет.

Теория ядра или теория разбухания. Автор Андреас Хойслер.

Основные положения:

1. Невозможно прийти от песни к эпосу путем механического сложения. Этот путь идет через разбухание, а не через сложение. Если сравнивать песню и эпос, это как эмбрион и взрослый человек. Увеличение идет за счет способа разворачивания сюжета (параллелизмы, сравнения, общие места, повторения). Автор по-своему разворачивает хорошо известный ему сюжет.

2. Создатель эпоса не редактор, а художник, который дает волю своей фантазии. Эта теория оценивает роль автора как творца, художника.

Французский героический эпос. «Песнь о Роланде».

Это старофранцузский эпос, сложился в конце 12 века в воинской среде. Относится к так называемому циклу «жестов» «шансон де жест» (chansons de geste – буквально «песни о деяниях»). Поэмы предназначались для пения, так же как и в наших былинах, одна и та же мелодия была сквозной для всей поэмы. Их исполнители, а нередко и авторами были жоглеры (буквально «игрецы», аналог русских скоморохов, в Испании их называли «хугларами», в Германии – «шпильманами»). Пели они речитативом, аккомпанируя себе на виоле (примитивной скрипке).

Основное содержание французского эпоса составляют 3 темы:

1. Оборона Родины от внешних врагов (мавров, норманнов, саксов и др.);

2. верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников;

3. кровавые феодальные распри.

Эти темы соответствуют политическому сознанию народа, видевшего в феодалах главное зло и мечтающего о национальном единстве. Первые две темы были связаны с образом доброго и мудрого короля. В большинстве поэм король называется Карлом Великим. Это имя закрепилось в воспоминаниях потомства, заслонив в эпических преданиях другие имена. В поэмах он представлен в идеализированном виде: он справедлив, суров, непобедим в бою.

«Песнь о Роланде» - одна из вершин средневековой поэзии, возникла около 1100 г., незадолго до первого крестового похода. Поэма рассказывает о героической гибели графа Роланда, племенника Карла Великого, во время битвы в Ронсельванском ущелье по вине отчима Роланда – Ганелона, о мести Карла Великого за гибель Роланда и 12 пэров.

В соответствии с поэтикой исторической песни все имена, географические названия реальны. Идейный замысел поэмы наиболее четко выявляется из сопоставления исторических фактов, лежащих в основе предания. Помимо гиперболизации, свойственной эпическому произведению, поэма проникнута религиозным духом. Основой поэмы стали события, имевшие место в 778 г., когда Карл Великий вмешался во внутренние раздоры испанских мавров и выступил на стороне Богдадского халифата. Карл осадил Сарагосу, но, простояв несколько недель под ее стенами, ни с чем вернулся во Францию. Когда он возвращался через Пиренеи баски устроили засаду в Ронсельванском ущелье и многих перебили.

Непродолжительный и безрезультативный поход в северную Испанию, не имевший никакого отношения к религиозной борьбе, заканчивается досадной военной неудачей. Он превращается певцами-сказителями в картину 7-летней войны. Война заканчивается завоеванием всей Испании, врагами были не христиане-баски, а иноверцы-баски и завершается сценой мести Карла Великого за племянника – битвой французов с силами всего мусульманского мира.

«Песне о Роланде» характерна типичная для всего народного эпоса гиперболизация, выразившаяся в масштабе изображаемых событий, в картинах сверхчеловеческой силы и ловкости персонажей, в идеализации главных героев (Роланда, Карла). Помимо гиперболизации другой отличительной чертой поэмы является религиозная идея – борьба с мусульманством, освобождение от масульман гроба Господня в Иерусалиме, особая миссия в этой борьбе отводится Франции.

Содержание «Песни о Роланде» не исчерпывается национально-религиозной идеей. В ней отразились социально-политические противоречия, характерные для феодализма X-XI вв. Эта проблема вводится в поэму эпизодом предательства Ганелона, отчима Роланда. Этим эпизодом сказители объясняют роковую причину поражения непобедимой армии Карла Великого. Ганелон не просто изменник, он выражает мощное злое начало, враждебное общенародному делу, он олицетворение феодального эгоизма.

Роланд предлагает отправить Ганелона послом к врагам в Марсилию, это очень опасно. Это решение Роланда Ганелон воспринимает как намерение погубить его. Подвергая себя смертельной опасности, Ганелон выполняет задание, но из личной мести вступает в тайный сговор с врагом с целью победить Ганелона.

На смену условного врага приходит враг исторический. Идея борьбы с внешним врагом уступает место борьбе с внутренним врагом. Основной конфликт Роланда и Ганелона, Ганелон достоин Роланда, он также родовитый дворянин, смелый боец. Но эта внешняя роскошь не скрывает его черной сути – предания короля во имя личной спеси и мести. Месть Ганелона руками противников короля, идя против любимого племянника короля, Ганелон идет против самого короля, он нарушает свой вассальский долг.

Образ короля Карла Великого в поэме традиционен. Он воплощает определенный статус – символического воплощения силы. Реальный возраст Карла на момент описываемых событий – 34 года, в поэме он изображается 100-летним старцем, восседающим на троне и изрекающим истины. Ему приписываются вещие сны, предсказывающие скорую гибель любимца.

Роланд – блестящий, светлый рыцарь, отличается красотой, отвагой, мужеством, он жаждет подвига. У Роланда нет личной биографии, его судьба – любовь к королю, любовь к милой Франции. Всеми его поступками движет любовь к милой Франции.

Через всю поэму проходит противопоставление Роланда и его любимого друга, нареченного брата Оливье (Оливера). Здесь сталкиваются не две враждебные силы, а два варианта положительного начала. Когда французы подвергаются внезапному нападению, их силы неравны, Оливье советует Роланду затрубить в рог, чтобы призвать Карла на помощь. Трижды Оливье уговаривает Роланда (типичное для народной поэзии повторение) и трижды Роланд отвергает предложение Оливье. Эта черта характера Роланда обозначается в поэме словом «безмерность», в значении «необузданной, безрассудной смелости». «Безмерности» Роланда противопоставлено благоразумие, сдержанность, холодная расчетливость Оливье, но таким образом, что ни один персонаж не осуждается.

Роланд образец рыцарской доблести и благородства. Ему чужды эгоизм, жестокость, алчность феодалов. В нем чувствуется избыток юных сил, страстная жажда бескорыстного подвига. Рыцарские черты даны в очеловеченном, в освобожденном от сословной ограниченности виде. Все это делало Роланда подлинным народным героем, понятным и близким каждому. В этом причина огромной популярности сказания о Роланде не только на родине, но и почти во всех европейских странах. Пересказы и подражания поэм о Роланде существовали в Средние века на немецком, английском, итальянском, испанском, скандинавских и кельтских языках.

Отсутствует тема любви, даже в момент смерти Роланд не вспоминает о своей невесте Альде, о ней лаконично сообщается, что она не смогла пережить его гибели.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1376 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...