Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности средневековой литературы



Средневековье очень широко толкует слово литература. Это письменное слово с обязательным включением в него функциональных жанров - религиозно-обрядовых и деловых. Это, прежде всего агиография и жития, описание путешествий, придворно-дворянская и низовая литература.

2) В качестве отличительной черты средневекового сознания отмечают приоритет жанрового канона над индивидуальным мастерством средневекового мастера. Так как любой язык, по представлению средневекового человека, имеет божественную природу, то он является не предметом личного творчества, а средством разгадывания, толкования абсолютных истин. Это приводит к восприятию поэзии как ремесла.

3) Как и общественную жизнь, литературу характеризует понятие иерархичности. Каждая общественная страта (слой) «обслуживается» своей литературой. Так возникает феодально-рыцарский эпос и рыцарский роман, с одной стороны, и низовые жанры городской литературы, с другой. Унификация (смешение) жанров происходит позже, в эпоху Возрождения.

4) Строгая иерархичность религиозного сознания, определяющая средневековую картину мира, распространяется и на систему жанров. Выделяются «высокие» жанры (связанные с божественным и высоким) и «низкие» (относились к дьявольскому и земному). «Высокие» жанры посвящались духовной, сакральной сфере, обладали абстрактными умозрительными способами отражения жизни. «Низкие» жанры описывали земную стихию и были более свободны в ее изображении, в большей степени связаны с комизмом. Нередко жанры низовой народной литературы пародируют «высокие» жанры.

5) Средневековая литература развивается в рамках средневекового мышления. Ей свойственны традиционализм – клишированность и невыделенность автора из общей письменной традиции. Автор должен был строго следовать традиции, соблюдать законы жанра.

6) Важное значение для понимания творческого метода средневековой литературы, имеет сформулированное Юрием Михайловичем Лотманом положение об эстетическом тождестве, характерном как для фольклора, так и для средневековой литературы. Эстетика тождества основана на полном отождествлении явлений жизни с известными аудитории моделями, штампами. Разнообразные явления жизни познаются путем приравнивания их к логическим моделям. Устанавливается замкнутый круг материала литературы, выражающийся в устойчивых сюжетах, типах героев, языковых штампах.

Средневековый автор меньше всего стремится к тому, чтобы придумать новый сюжет, он по-новому переделывает старый. В средневековой культуре не существовало понятия плагиата. Искусство сочинять стихи из чужих строчек жанр центон является высшим выражением антиавторства средневековой литературы.

Центон (лат. cento – «одежда или одеяло из разноцветных лоскутов») - стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений. После эпохи барок центон выходит из употребления, его использовали как стихотворную шутку. Например, эпиграмма на А.А. Жарова из книги И.Л. Сельвинского «Записки поэта» (1927):

Буду петь, буду петь, буду петь (С. Есенин)

Многоярусный корпус завода (А. Блок)

И кобылок в просторах свободы (Н. Некрасов)

Чтоб на блоке до Блока вскрипеть (С. Кирсанов)

7) Существовал т.н. «литературный этикет» - т.е. законы «приличия» в разработке темы, сюжета, в изображении поединка, внешности и т.д.

8) Тесная связь средневековой литературы с идеологией, религией, политическими идеалами, которые буквально принизывают средневековое произведение.

Тема: Возрождение в Германии и Нидерландах.

План:

1. Особенности немецкого Возрождения.

2. Творчество Э. Роттердамского.

3. Творчество У. фон Гуттена.

Немецкая литература не столь ярка и многообразна, как литература других стран. В Германии эпоха Возрождения связана с религиозным обновлением – Реформацией. Она породила новую ветвь христианства (наряду с православием и католицизмом) – протестантизм. Произошли некоторые изменения в концепции веры, в обрядовой части. В католицизме между Богом и человеком есть посредник – священник, между верующим и богом возможен договор – индульгенция (прощение грехов за деньги). Протестантизм снимает церковь как специальное помещение для служения Богу, нет священника, сформулировано новое понимание веры. У церковника нет никаких преимуществ перед мирянином, т.к. любой человек может встретиться с Богом на страницах Библии. Протестанты верят в Бога, воплощенного в человеке, который испытывает боль, страдание, радость. Иисус – это воплощение идеала, к которому нужно стремиться всю жизнь.

Основоположник движения Мартин Лютер (1483-1546). В 1517 г. он прибил к дверям Виттенбергской церкви тезисы против торговли индульгенцией, с этого момента начинается Реформация. Самым значительным начинанием Лютера стал перевод Библии на немецкий язык (1522-1534). Ф. Энгельс писал: «Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу». Успех лютеровской Библии был огромен. На ней воспитывалось не одно поколение немцев, в том числе и великий Гете.

Гуманизм не породил в Германии, как в других странах Западной Европы, большой национальной литературы. Немецкий гуманисты не стали «титанами Возрождения» (по определению Ф. Энгельса). Немецкий гуманизм имеет, по преимуществу, ученый характер и замкнут в узком круге философствующих интеллектуалов. Немецкие гуманисты, в отличие от итальянских, усердно занимаются вопросами богословия.

Литература немецкого гуманизма написана большей частью на немецком языке. Характерной особенностью немецкого гуманизма было тяготение к сатире, насмешке и обличению. Это связано с атмосферой Реформации, когда недовольство охватило широкие общественные круги. Наряду с одами, элегиями, эпиграммами широкое распространение получают сатирические и поучительные жанры. Сатириками были почти все немецкие писатели-гуманисты. Большое место в их творчестве занимала антиклерикальная сатира.

Дезидерий Эразм Роттердамский (? 1466, 1469-1536).

Мыслитель, писатель, ученый, знаток античности, переводчик Цицерона, Платона, Аристотеля. Родился в голландском городе Роттердаме, рано остался сиротой, вырос в монастыре. Жил и учился в разных странах Европы, в том числе в Англии, там его другом стал Томас Мор.

Перевел Библию на немецкий язык, взяв за основу не латинский вариант, а древнегреческий. Этот перевод поддержал Мартин Лютер. Поначалу они были друзьями, но вскоре Эразм отказался от Лютера за его фанатизм, холодность к людям, насаждение силой своей религии.

Наиболее значительные литературные произведения «Похвала глупости» (1509), «Домашние беседы» (в другом переводе «Разговоры запросто») (1518). Как и все остальные сочинения написаны на латинском языке. «Беседы» представляют собой собрание нравоучительных и сатирических диалогов. Следуя «Диалогам» Лукиана, Роттердамский дает сатирическое обозрение разных сторон частной и общественной жизни.

«Похвала глупости» представляет собой более глубокую и обобщенную сатиру на современной общество. Роттердамский задумал ее за время переезда из Италии в Англию. Написал за короткое время, будучи в гостях у Англии у Томаса Мора. Ему он и посвятил этот труд («мория» по-гречески означает глупость). Книга написана в жанре энкомия (энкомий - похвала). Но Эразм выступает как сатирик, а книга как памфлет, высмеивающий средневековый порядок жизни. Форма произведения очень оригинальна – представляет собой монолог Глупости, которая взобралась на кафедру и произносит похвальное слово себе и своим поклонникам. Родители Глупости – Юность (богиня красоты, молодости и здоровья) и Плутос (бог богатства). Использует принцип нагромождения (раблезианский принцип), перечисления.

Эразм блестящий знаток городской средневековой литературы. Глупость – горожанка, знающая цену личной инициативе и деянию. Через всю книгу проходит образ природы. Похвала Глупости – это похвала природе, естеству, здоровью. Основной пафос книги направлен против самоуверенности схоластов, обращающих все в свои доктрины. Древо жизни противостоит отвлеченному, никому не нужному знанию. Эразм верит в здравый смысл, развенчивает невежество, тупоумие. Глупость начинает рассказ с частной жизни: любовных и супружеских взаимоотношений, взаимоотношений отцов и детей, жажды славы и богатства, чванство «громкими именами и почетными прозвищами». Далее следуют различные сословия и профессии средневекового общества: врачи-шарлатаны («невежественные, нахальные и самонадеянные»), законники-крючкотворцы, тщеславные поэты, философы (их уважают за длинную бороду и широкий плащ, они ничего в действительности не знают, но мнят себя всезнайками). Особую ненависть вызывают у Эразма купцы: «Но глупее и гаже всех купеческая порода, ибо купцы ставят себе самую гнусную цель в жизни и достигают ее наигнуснейшими средствами: вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при всем том мнят себя первыми людьми в мире, только потому, что пальцы их украшены золотыми перстнями».

Эразм обличает господствующий класс феодального общества – дворян, которые «ничем не отличаются от последнего прохвоста, но кичатся благородством своего происхождения», придворных, вельмож, самого монарха. Он изображается со всеми человеческими слабостями: «человек, невежественный в законах, едва ли не открытый враг общего блага, преследующий единственно свои личные выгоды, преданный сладострастию, ненавистник учености, истины и свободы, отнюдь не помышляющий о пользе общественной, но все мерящий на аршин собственных своих прибытков и вожделений».

Но самые жестокие насмешки направлены против средневековой церкви. Он высмеивает почитателей икон и святых: «один исцеляет от зубной боли, другой искусно помогает роженицам, третий возвращает награбленное добро». Священники поощряют это суеверие, так как оно увеличивает их доходы. Он выступает против торговли индульгенцией, церковь соблазняет верующих на совершение новых грехов. За деньги могут быть прощены самые страшные грехи. Эразм высмеивает невежественных, распутных монахов, епископов, занятых сбором денег.

Критика современного общества не имеет у Эразма революционного характера. Это философские раздумья о смысле человеческой жизни.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1471 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...