Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика средневековых городов



В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникать новые. В городах зарождается новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. Но основе городов оформляются новые социальные слои средневекового общества – горожане, цеховые ремесленники и купцы.

XIII век – век городов, вся жизнь, бурные процессы сосредоточены в городах. Город – это огороженное, окультуренное место, мир, имеющий свои границы и законы. Города самостоятельны, имеют свои формы самоуправления. Города появляются в основном по берегам рек. Основой жизни городов была торговля.

В городах складывается особый тип жизни и классы. В городе нет плодов труда земли. Здесь царят торговцы, продающие плоды земли, ремесленники, мастера, изготавливающие ткань, оружие, посуду. Они объединяются в цехи и гильдии. Главным местом в городе был рынок, рыночная площадь. Там читаются законы, происходят казни, праздничные шествия, театральные постановки. Площадь ограничивается Ратушей (символ государственной власти) и Собором (символ власти церкви).

Город стирает стратификацию – разницу между классами. В городе не может жить феодал или крестьянин. Город – это перевалочное место, люди в нем полностью меняют свой жизненный уклад. Формируется новое мироощущение, оно оторвано от мироощущения жизни на земле. Для крестьянина главный закон это закон природы, смена года, холод-жара. Горожанин не зависит от природных явлений, он зависит сам от себя. В городе появляется много мошенников и воров. Город это место жизни не только благочестивых богатых горожан, но и простых людей, которые нигде не служат, ничем не занимаются. Они воруют, разбойничают. Городская жизнь меняет менталитет горожанина. Она прививает самостоятельность, которая граничит с хитростью, обманом, жестокостью. Городская ментальность не меняет феодально-рыцарскую ментальность. Феодально-рыцарская культура является примером для подражания городской культуре и в то же время она ею пародируется и упрощается.

Горожане устанавливают свой церковный календарь, который сменяет праздники и будни независимо от природы. Праздников в средневековых городах очень много, апофеозом является карнавал. Карнавал – это особая форма жизни, он длится несколько суток и охватывает все городское население.

2. Городская литература распадается на ряд разнообразных жанров.

Прозаические жанры – небольшие повести, близкие к рыцарскому роману - ле. Интерес автора концентрируется на личных переживаниях героя. Преобладающей темой является тема любовных страданий.

Фаблио (в Германии шванк) происходит от фольклорного жанра анекдота. Фатеция – разновидность фаблио, небольшой по объему рассказ, описывающий комические ситуации и комические положения. У фаблио есть свои устойчивые ситуации и определенные персонажи. Герои: муж-жена-любовник, священник в разных рангах, продавец и покупатель, ремесленник, бродяга, монах. Географическое пространство фаблио ограничено городом (дом богатого горожанина или жалкая лачуга бедняка). Фаблио обязательно имеет особый тип взаимоотношений героев, основанный на неожиданном повороте (возвращение мужа, когда жена с любовником), который по-новому освещает сюжет. Таким образом, фаблио/фатеция – это небольшое по объему произведение, в стихах или прозе, в основе которого лежит анекдотическая ситуация. Фаблио был первым жанром, в котором складывается социально-критическая проблематика. Фаблио во многом пародировали, снижали рыцарские романы, кодекс рыцарской чести. Герой фаблио – хитрый горожанин, который дурит ближнего и на этом получает выгоду.

Аллегорический эпос – «Роман о Розе». Действующие лица романа аллегорические персонажи: любовь, красота, ненависть, зависть. Юноша имеет цветок Розу, символ красоты и любви. Это учебник смоделированный по принципам рыцарского романа.

Жанр экзампла (от лат. «пример») широко распространенный в Средневековье жанр церковной проповеди, нравоучительного рассказа, который воздействует на паству. Герой экзамплы, мужчина или женщина, попадает в разнообразные жизненные ситуации. Экзампла устрашала, поучала, имела проповеднические корни. Проповеди были направлены на все страты – классы. Рассказчик разоблачал грехи. Большая часть населения была неграмотна. Главный герой – страх, устрашающие элементы. Экзампла проповедовала дистанцию между социальными группами. Она создала образ подземного мира, проповедники терроризировали публику. Экзампла утверждала двоемирие, мир живых резко отличался от мира мертвых.

Экзампла тесным образом связана с жанром визион (видение). Экзампла устанавливала различия между царством мертвых и живых. Визион – соединял соединял их с определенной моральной целью. Он фиксирует экстраординарное событие смерть того или иного лица, его странствия на том свете и последующее возвращение в число живых. Воскресший открывает тайны иного мира. Жанр визион получил широкое распространение. Их тщательно записывали и переписывали. Высшее выражение жанра визион «Божественная комедия» Данте. Воскресший человек превращается в другого человека, он начинает новую жизнь.

Городской роман. «Роман о Лисе».

Безымянное, большое повествовательное произведение. Включает ряд эпизодов о лисе Ренаре. Действующими лицами являются животные, которые действуют по ролям, предписанным народной сказкой (заяц – трусость, лиса - хитрость). Главное действующее лицо Лис, в поведении которого отразились характерные черты средневекового горожанина. Автор дифференцирует свое отношение к Лису. Социально-критические ноты ослабевают, когда Лис помогает бедным. Но если он хитростью проводит слабых героев, то симпатии автора переходят на сторону маленького, слабого, обиженного. В лесу есть своя иерархия. В животном эпосе пародированы, снижены сословные различия. Медведь – феодал, волк – вассал, курочки, зайцы – простой люд, те, кто больше всего страдают от власти. Этот роман был очень популярен, имел много вариантов.

Прозаические жанры городской литературы выступают пародийной параллелью рыцарскому роману и феодально-рыцарскому эпосу. Если те защищали и пропагандировали интересы рыцарей и феодалов, то городская литература снимает резкие различия между социальными группами. Городская литература представляет собой яркий пример юмора и сатиры, направленный на рыцарей и феодалов. В ней нет глубинной психологии, пространных описаний (пейзажей, портретов), но есть детали: жизнь простого народа.

Большое распространение получили христианские сюжеты, легенды и сказания. Это агиографические легенды о святых: 1) легенды о Богородице, 2) о мальчике Христе. Религия не знала Христа, когда он был маленьким, это была очень привлекательная тема. Богородица – покровительница домашнего очага, рожениц, путешественников, проповедовала смирение к страданиям. Ее образ сливался с образом земной благородной женщины.

Важным явлением было рождение театра. Первым театром была церковь, собор, первые актеры - священнослужители. Далее в театральных постановках участвуют богатые горожане. Постепенно спектакли выходят из церкви на паперть, а затем на городскую площадь. Здесь впервые появляется комический эффект.

Драматические жанры.

Мистерия – религиозная средневековая драма на сюжеты Библии и Евангелий. Участвовали актеры-любители, мимы, жонглеры. Мистерия управлялась ведущим, разыгрывалась на симунтальной сцене (передвижная сцена, состоявшая из нескольких площадок). В мистерии принимал участие чтец, который устанавливал связь между разными эпизодами на разных площадках.

Городская литература развивалась как пародия на феодально-рыцарскую литературу, заимствовав у нее основные жанры. Но в городской литературе были и свои специфические жанры – фаблио, экзампла, визион.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1084 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...