Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные жанры провансальской поэзии



Альба (прованс. alba – «рассвет») – песня утренней зари. Утренняя песня, рисующая расставание влюбленных на заре.

Кансона (канцона) – любовная песня – основная жанр поэзии трубадуров, основная тема – любовь. Это песня о любви вообще.

Серенада (прованс. serene – «вечер») – вечерняя песня, призыв к свиданию.

Кобла (куплет) – стихотворение назидательного характера, состоящее из 1 строфы.

Пасторела (пастушеская песня) – рыцарь на лоне природы встречает пастушку. Он начинает за ней ухаживать, она либо уступает ему, после чего он забывает о ней и уезжает, либо дает ему отпор и зовет односельчан. Они с вилами и дубинами заставляют его позорно отступить.

Сирвента (воинская песня) – стихотворение, посвященное политическим, общественным проблемам, реже на личную тему.

Крестовая песня – посвящена крестовым походам.

Тенсона (песня-спор) – спор между 2 поэтами на любовную, моральную, литературную тему. Речи произносятся поочередно, как в живом диалоге, по 1 строфе. Истоки этого жанра очевидны в фольклоре.

Общественное положение трубадуров было весьма разнообразно. Среди них 4-5 королей, несколько десятков крупных феодалов, мелкие рыцари, замковые слуги, купцы, ремесленники. Трубадурами, воспевающими любовь, были священники и монахи. Свидетельством прогрессивности этого литературного направления является то, что до нас дошло около 30 имен женщин-трубадуров, в то время когда женщины занимали в обществе зависимое положение. Прованс – единственная область в Европе, где женщины получили политические и общественные права. Женщина имела право оставить землю по наследству. Она стала выбирать возлюбленных и мужей. В отличие от всей остальной Европы, где выдавали замуж в 11-12 лет. Брак был выгодной сделкой для материального положения.

Основная тема трубадурской поэзии – любовь, понимается как чувство захватывающее всего человека, облагораживающее и возвышающее. Это «истинная», «тонкая» любовь, она противопоставляется «глупой» любви, которая стремится только к чувственным наслаждениям. Любовь определяется свободным личным выбором, отрицающим сословные и церковные узы. Поэтому предметом любви является замужняя женщина, жена другого.

Возникает доктрина любви, описан кодекс ее свойств, прав, обязанностей любящих, фразеология для описания чувств и душевного состояния влюбленных. Для трубадура обязательно знание законов любви. Согласно этим законам любящий робок, бледен, должен скрывать свое чувство от ревнивого мужа и злых доносчиков. Для безопасности он выбирает себе псевдоним, даму сердца он также называет вымышленным именем.

Лирический герой отличается скромностью, терпеливостью, подчиняется всем капризам дамы, довольствуется малыми знаками любви. Его робость мешает открыться в любви, но наряду с робостью герой обязательно должен быть храбрым. Влюбленный рыцарь вассал, прекрасная дама – сюзерен. Он преклоняет перед нею колено, украшает себя ее подарками (носовой платок, перчатки, кошелек, вышитый руками любимой женщины). Бледность, вздохи красноречивые признаки влюбленности.

Образ Прекрасной дамы. Прекрасная дама – небесная владычица, к ней как к Мадонне обращены молитвы рыцаря. Она обязательно аристократка, необычайно хороша собой. Согласно принципу эстетического тождества есть единый набор определений, характеризующих красоту дамы (стан строен, длинные ноги, пальцы). Она прекрасно воспитана, обладает хорошими манерами, должна уметь принимать гостей, разбираться в поэзии. Она может быть и безграмотной, лишь бы понимала «Я Вас люблю». Дама должна быть аккуратной, хорошо причесанной, украшенной драгоценностями. Чем дольше дама говорит «нет», тем лучше, главное чтобы глаза говорили «да». Дама всегда замужняя женщина, влюбленный рыцарь для нее это возможность сделать свободной выбор. Даме всегда сопутствует любовь.

Представители провансальской поэзии.

Джауфре Рюдель. Основная тема творчества – любовь и страдание (последователь Сапфо и Катулла). Внешне разработка тема любви у него сходна с христианскими мотивами, но христианин страдает, чтобы получить блаженство в загробной жизни, а у него герой страдает, чтобы получить наслаждение в любви.

Любовь к Прекрасной Даме требует духовного совершенствования, любовь – это критерий духовных ценностей. Это новшество в любовной поэзии привнесла религия. Любовь – чувство индивидуальное, только влюбленный человек приобретает свою неповторимую индивидуальность.

Д. Рюдель противопоставляет куртуазную любовь (возвышенную, изящную) и некуртуазную (плотскую), которая разрушает человека. В этом делении любви на духовную, платоническую и телесную, греховную проявляется влияние религии. Идеальная любовь совершенствует человека. Совмещение телесной и духовной любви начнет Петрарка, а закончит Шекспир. А. Блок возрождает средневековое понимание женщины Прекрасной Дамы.

Бернарт де Вентадорн – выходец из низов, замковый слуга. Вся его поэзия проникнута любовной темой. Сначала он воспевал жену своего сеньора, затем королеву Англии Элеонору Аквитанскую. По изящности стихов он принадлежит к самым выдающимся трубадурам. Он говорил о себе: «Когда приходит весна и начинают петь птицы, я, у которого в сердце больше радости, чем в них, должен, конечно, петь, ибо все мои дни – лишь одна радость и песня, и я не помышляю ни о чем другом».

«Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно только, если в сердце царит истинная любовь. Вот почему мои песни лучше всех других песен, ибо любовь заполняет все мое существо – рот, глаза, сердце и чувства».

Бертран де Борн – современник Бернарта, воинствующий феодал, защитник феодальной чести, рыцарь старого типа, полный сословных предрассудков. Принимал участие в междоусобных войнах на юге Франции. Он проявил себя больше политической тематикой. Основной жанр его творчества – сирвента. Он тоскует зимой и с нетерпением ждет весны, но весна для него это не пора любви, а время возобновления походов. Он воспевает радость боя, как рыцари рискуют в поле брани жизнью, как идет осада замка, как ров заполняется отрубленными головами, руками, ногами. Ему нравится война и потому, что во время нее короли становятся щедрыми и можно поживиться за счет простого народа:

Люблю я видеть, как народ,

Отрядом воинским гоним,

Бежит, спасая скарб и скот,

А войско следует за ним.

Он не скрывает своей ненависти и презрения:

Мужики, что злы и грубы,

На дворянство точат зубы,

Только нищими мне любы!

Любо видеть мне народ

Голодающим, раздетым,

Страждущим, необогретым!..

Простолюдины, по его мнению, злы, завистливы, лживы, не соблюдают заповедей, «пусть Господь их покарает!».

Тема: Мифологический эпос Средневековья. Скандинавский эпос.

Средневековый скандинавский эпос представлен «Старшей» и «Младшей Эддой». «Эддой» называется сборник песен, мифологического, героического, морально-поучительного (дидактического) содержания. Значение слова «Эдда» неясно. Сборник составлен в XIII в., по данным языка и стиля, из песен разного времени от IX до конца XII в.

«Старшая Эдда» - это собрание поэтических текстов, в которых отразились архаические представления древних скандинавов. «Младшая Эдда» - это собрание прозаических текстов.

«Старшая Эдда» включает в себя произведения разных типов:

1) Песни о богах, устройстве мира, о судьбах людей и богов. В эту группу входят также гномические песни, которые построены по образцу фольклорных пословиц и поговорок. Это такие песни как: «Вёлуспа» («Прорицание Вельвы»), «Песня о Трюме», «Речи высокого».

2) Героические песни – песни о героях, главный персонаж человек, чьи деяния вошли в историю. «Песня о Вёлюнде».

3) Исторические песни. «Песнь об Атли». Главный герой – персонаж реально существовавший. События действительно имели место в истории.

В «Старшей Эдде» нет единого сюжета. Записана тогда, когда поэма стала распадаться. Это собрание остатков поэтических текстов различного смысла. В «Старшей Эдде» не было деления на исторические, героические песни. Песни начали различаться, но процесс различения еще не пошел.

Все песни «Старшей Эдды» сохранили отчетливые следы устно-поэтической традиции, являясь при этом одновременно авторскими произведениями, хотя и безымянными. Собственно мифологические песни «Старшей Эдды» включают в себя произведения, основанные на мифах о происхождении вселенной, об ее устройстве и грядущей гибели. Данный памятник отразил значительное влияние христианского мира.

Как все антропоморфные религии, скандинавское язычество представляло богов по идеализированному облику людей. Боги были более могущественными и совершенными, чем обыкновенные люди. Но они не были всемогущими и бессмертными, они также подвержены человеческим страстям и страданиям. Мифы рассказывали о рождении богов и их грядущую гибель. Смертность богов – было неизвестно античной мифологии, в этом проявляется влияние христианизации. Боги умирали на войне из-за «проклятого золота», это также неизвестно античной мифологии. «Государство богов» строится по образцу человеческого общества как патриархальный род. В идеализированной форме сохраняются пережитки более древних семейных и общественных отношений (матриархат и групповой брак). Так, например, богиня Фригг, жена Одина, в его отсутствие становится женой его братьев; Фрейр и Фрейя, брат и сестра, являются мужем и женой.

Верховный бог скандинавской мифологии Один (у западных германцев - Водан) – отец и родоначальник богов, творец и устроитель земли, создатель человеческого рода. Один – бог войны, который дарует победу в войнах. Храбрейшие воины, павшие в бою, пируют вместе с ним в Вальхалле («чертоге мертвых»). Туда их привозят валькирии, воинственные девы, дочери Одина. Каждый день они тешатся в боях, раны которые они наносят друг другу, тотчас заживают. После битвы наступает веселое пиршество с Одином.

Религия Одина отражает воинские идеалы скандинавских дружинников «эпохи викингов». Природные условия Скандинавского полуострова были малопригодными для развития земледелия, территория пригодная для жизни была ограниченной. Все это послужило причиной усиленных передвижений и военной экспансии скандинавов. Этот период в истории скандинавских народов получил название «эпохи викингов» (800-1050 гг.). Слово «викинг» первоначально обозначало «морской набег на прибрежное поселение» (от слова «вик» - «поселение», «бухта»), позже стали называть участников такого набега – скандинавских дружинников и их предводителей. В континентальной Европе скандинавов называли «норманнами» («северными людьми»). Особенно частым набегам подвергались Англия и Франция.

Один – также бог мудрости, пророчеств и заклинаний, покровитель поэзии. Он изображается одноглазым: другой глаз он отдал великану Мимиру за знание будущего. В широкополой шляпе, с копьем в руке он странствует по земле, принимает участие в человеческой жизни, покровительствует своим любимым героям, например, Сигурду – одному из своих потомков.

Другой наиболее почитаемый бог – Тор (у западных германцев - Донар) – бог грозы, вооружен каменным молотом, которым он поражает враждебных богам великанам. «Рыжебородый Тор» является покровителем земледелия, в его облике отчетливее выступают черты скандинавского крестьянина. Тор противоположность Одина.

Особое место среди богов занимает Локки, известный лишь в скандинавской мифологии. Представляет злое, разрушительное начало, первоначально, возможно бог огня. Локки стоит между богами и великанами. В последней битве перед концом мира он сражается против богов.

Среди богинь первое место занимает Фригг – жена Одина, богиня любви и покровительница брака, олицетворяет рождающее начало в природе.

Надземному миру, в котором обитают боги, скандинавская мифология, противопоставляет обиталище людей – Мидгард («срединная земля») и Нифльхейм («подземное царство мертвых»), в котором царствует великанша Хель. В царство Хель отправляются все умершие, кроме героев, удостоившихся Вальхаллы.

Кроме богов, скандинавская мифология знает духов природы (следствие первобытных анимистических представлений), великанов (их царство лежит за морем), карликов (скрываются в недрах земли). Великаны олицетворяют стихийные разрушающие силы природы, находятся в непристанной борьбе с богами и людьми. Карлики владеют несметными сокровищами, являются искусными кузнецами.

Наиболее полную картину скандинавской мифологии дает «Вёлуспа» («Прорицание Вёльвы») – песня о происхождении и грядущей гибели мира. Этой песней открывается «Эдда». Из бездны до сотворения мира первым родился великан Имир. От Имира берет род великанов и богов. По другому источнику «Эдды» «Песне о Гримире», боги убили Имира и из его тела создали мир: из крови – реки и моря, из мяса – землю, из костей – горы, из мозга – облака, из черепа – небесную кровлю. Люди б.ыли созданы из Аска и Эмблы (ясеня и ольхи), в которые боги вдохнули жизнь.

Иггдрасиль – ясень, поддерживает небо, корни уходят в землю. Этот образ перекликается с «деревом жизни» в библейских сказаниях, но развился, по-видимому, самостоятельно из культа деревьев, характерного для первобытных аграрных религий. У его корней был ключ Урд, источник мудрости, в нем живут 3 вещие сестры Норны, богини судьбы, они прядут нити – жизни людей (близость античности).

Боги ведут блаженную жизнь на …………………… по их вине разгорается война. Погибает светлый бог Бальдр, сын Одина и Фригг. На земле среди людей начинаются кровавые распри, люди гибнут из-за «проклятого золота» - этот мотив неизвестен античной мифологии. На мир надвигаются полчища чудовищ, приближается корабль мертвецов, которым управляет Локки. Волк Фернир пожирает Одина, змей одолевает Тора, небесные светила падают на землю и сжигают ее. За гибелью богов и мира пророчица видит новую жизнь, боги воскресают для новой блаженной жизни на полях Идавёлль.

Песни «Речи Высокого» не имеют сюжета. Это собрание моральных сентенций, поучений и заговоров, приписанных Одину. Это «гномическая поэма», «гномы» принадлежат одному высказывающему, другой связи между ними нет. Они характеризуют быт и принципы поведения людей «эпохи викингов», их понятия о воинской доблести, личном достоинстве, об отношениях между мужчиной и женщиной, между друзьями и врагами.

«Песня о Вёлюнде».

Героические песни «Старшей Эдды» повествуют истории не богов, а героев. Это повествование о людях, о замечательных мастерах. В них сильны отголоски мифологии и фольклора, еще живо старое и уже рождается новое.

Вёлюнд живет в лесу с двумя братьями, он славится мастерством кузнеца. На охоте они увидели трех лебедей, которые обратились в прекрасных девушек. Это были валькирии: Лебяжья Белая, Чудесная и Вельрун. Братья женились на девушках. Прожив 7 зим девы умчались, два брата отправились на поиски, а Вёлюнд остался дома. Об этом узнал царь Недуд, захватил его в плен и заставил изготавливать ювелирные украшения. Вёлюнд решает отомстить, вступает в сговор с сыновьями Недуда, обещает им золото отца. Потом убивает их, из их черепов делает кубки, налил в них пиво и напоил их мать. Затем надругался над дочерью Недуда. Вёлюнд не бог, но обладает талантом, он делает себе крылья и улетает.

В песне очевидно большое влияние фольклора (повторы, общие места, параллелизм), влияние мифологии (Вёлюнд также как Дедал и Икар делает себе крылья). Это естественное отражение познания мира у всех народов.

Исторические песни принципиально отличаются от мифологических и героических песен. Их особенность в том, что исторические персонажи обрастают фантазией. Для них характерна иная концепция времени и пространства – она приближена к истории. История познается на уровне поэтического обобщения.

«Старшая Эдда» - это образец древнескандинавской поэзии, где отражено единство мифологии, фольклора и истории, по аналогии с поэмами Гомера. «Старшая Эдда» отразила момент перехода из доархаического, несоциального строя в социальное общество, разделенное на социальные страты.

Тема: Литература средневековых городов.

План:

1. Общая характеристика средневековых городов.

2. Жанры средневековой литературы.

3. Творчество Франсуа Вийона.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1681 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...