Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Графический метод решения задач линейного программирования



 
 

Вспомним построение линейных зависимостей. Начнем с уравнений. Линейное уравнение с двумя переменными может быть записано a 1 x 1 + a 2 x 2 = b. Чтобы построить это уравнение, найдем точки пересечения с осями координат. При x 1 = 0 получим a 2 x 2 = b, откуда x 2 = b / a 2. При x 2 = 0 будем иметь a 1 x 1 = b и x 1 = b / a 1 (рис. 2.1).

Рис. 2.1

Разделим теперь левую и правую части уравнения на b и перепишем уравнение, которое называют уравнением прямой в отрезках:

, или

, или

.

Такое представление уравнения удобно для построения прямой, так как величины a1 и a2 – это отрезки, отсекаемые прямой на тех осях, которые указаны в числителе. Например, 2 x 1 + x 2 = 2 или в форме уравнения в отрезках: то есть a1 = 1, a2 = 2.

Теперь о неравенствах. Если линейное уравнение с двумя переменными 2 x 1 + x 2 = 2 может быть представлено прямой на плоскости, то неравенство a 1 x 1 + a 2 x 2 £ b изображается как полуплоскость.


Так неравенство 2 x 1 + x 2 £ 2 представляет собой заштрихованную полуплоскость, координаты всех точек которой, то есть x 1 и x 2 удовлетворяют заданному равенству. Значит, эти значения составляют область допустимых решений (рис. 2.2).

Рис. 2.2

Рассмотрим построение системы линейных неравенств:

,

или в форме, аналогичной уравнениям в отрезках:

.

Построим каждое неравенство в системе координат x 1, x 2 в виде соответствующих полуплоскостей (рис. 2.3). Решение этой системы неравенств координаты всех точек, принадлежащих области допустимых решений, то есть АВСДО. Так как в области допустимых решений бесчисленное множество точек, значит, рассматриваемая задача имеет бесчисленное множество допустимых решений.

Рис. 2.3

n Не любая система линейных неравенств имеет область допустимых решений, то есть допустимые решения.


Например, построим систему:

Рис. 2.4

Из рис. 2.4 видно, что нет таких точек, которые бы удовлетворяли всем неравенствам системы.

Итак, мы рассмотрели линейные уравнения и неравенства с двумя переменными. Если перейти к линейным зависимостямс тремя переменными, то тогда они будут описывать плоскость в трехмерном пространстве; линейное неравенство характеризует полупространство, а система линейных неравенств – многогранник как область допустимых решений в трехмерном пространстве.

С увеличением числа переменных выше трех, геометрическая интерпретация невозможна, так как система неравенств область допустимых решений в k -мерном пространстве.

При этом мерность пространства определяют так: если ограничения заданы неравенствами, то k = n, где n – число переменных; если ограничения в виде уравнений, то k = nm, где m – число уравнений.

Если необходимо найти оптимальное решение, то должны принять целевую функцию. Допустим, мы хотим, чтобы решение было оптимальным в смысле максимизации выпуска в целом. Тогда целевая функция:

max L = x 1 + x 2.

Положим L, равной какому–либо числу (любому), например 2, и построим уравнение целевой функции:

Так как нам требуется найти оптимальное решение, при котором достигается max L, будем перемещать линию целевой функции в направлении увеличения L. Очевидно, что оптимальным решением будут координаты точки С, равные x 1*, x 2*. При этом L = L *.

n Отсюда можно сделать исключительно важный вывод: оптимальное решение – координаты вершины области допустимых решений.

Из этого вывода следует метод решения задач линейного программирования, который заключается в следующем:

Найти вершины области допустимых решений как точки пересечения ограничений.

Определить последовательно значения целевой функции в вершинах.

Вершина, в которой целевая функция приобретает оптимальное (max или min) значение, является оптимальной вершиной.

Координаты оптимальной вершины есть оптимальные значения искомых переменных.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 340 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...