Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Этнокультурное развитие человека развертывается в непрекращающемся континууме культуроосвоения: культура не перестает предъявлять человеку определенного рода предписания, санкции и ограничения, касающиеся способа, формы, меры, порядка исполнения культурных действий в образовании и повседневной жизни с конкретным набором культурных знаний, умений и навыков. Центральным в онтогенетическом развитии этнического самосознания является усвоение способов взаимоотношений с этническим миром, с помощью которых учащийся присваивает этнические значения и смыслы этнокультурной среды, а значит набор этнокультурных средств своего народа. Культурное опосредствование предполагает развитие этнического самосознания, аккумулирующего в актуальном себе идеально составляющий этнокультурный мир, формы культурной деятельности предыдущих поколений.
Процесс воспитания по своей сути неизменно связан с культурой. В настоящее время эта связь во многих аспектах утрачена. Вместо преуспевших девальвацию духовных ценностей, сложившихся в советское время нашей истории, пока не предложено ничего, за исключением моделей поведения в условиях рыночной экономики. Практика показывает, что наполнение воспитательного процесса культурным содержанием зависит от многих факторов: от политики государства в области образования, от возможностей его финансового обеспечения, от духовных приоритетов правящей элиты, по, прежде всего, от отношения общества к национальной культуре и инкорпорации ее духовных традиций в контекст образования на всех его уровнях.
Поликультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является адекватной педагогической реакцией на столь острые прoблемы, кaк глoбaлизaция в coврeмeннoм мирe, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, клаccoвые, политические и религиозные противоречия.
Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.
В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению этнической специфики, в том числе и в воспитании. В этом смысле поликультурная педагогика может быть оценена как необходимый инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.
Поликультурное воспитание - потребность многонациональной России. Возможны разные судьбы живущих совместно народов: либо ведущие этносы раздавят самобытность малых этносов, либо произойдет непредсказуемый по последствиям межнациональный конфликт, либо наладится конструктивный диалог, где заметную роль сыграют воспитание и образование.
Целями поликультурного воспитания являются одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание. Поликультурное воспитание - часть педагогических усилий, обеспечивающих социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям. Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями плюрализм, равенство и объединение.
В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия.
Во втором - о поддержке равных прав на образование и воспитание.
В третьем - о формировании в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.
Ключевые цели многоступенчаты. Так, при воспитании уважения к иным культурам толерантность (терпимость) лишь начало приобщения к иным культурам. За этим должны следовать и понимание, и уважение и, наконец, активная солидарность. Далее получают признание основанные на понимании особенностей различных культур такие понятия, как взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен.
А.Н. Джуринский считает, что в педагогике нет ясности относительно феномена толерантности. Попытки внести такую ясность пока приводят лишь к политизации, формулировке идеологических символов. Но в таком виде понятие толерантности затруднительно использовать в поликультурном воспитании. Видимо, необходимо отрабатывать методики воспитания толерантности по отношению к конкретным объектам, на определенном учебном материале, через определенные институционные и неформальные структуры образования и воспитания. Подчеркнем, что поликультурное воспитание, помимо толерантности, должно воспитывать нетолерантность, т.е. активное неприятие всяческих проявлений расизма и этноцентризма.
В конечном итоге цели поликультурного воспитания строятся вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков поликультурного общения
Подводя итоги про сказанное о целях поликультурного воспитания, можно утверждать, что оно предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности. Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической культурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса. В ходе воспитания идет взаимное обогащение больших и малых этносов без ущемления последних в духе идеалов демократического гражданского общества.
Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 306 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!