Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Об основных принципах йоги



Йогой называется Учение о способах достижения человеком духовного Совершенства, В переводе с санскрита это слово означает «соединение», «слияние», «объединение воедино». Имеется в виду ликвидация человеком, практикующим йогу, своей личной обособленности, гармоничное слияние индивидуальности с макроэкосистемой.

Йога — религиозное учение. На отдельные разделы йоги могут рассматриваться как «нейтральные» в отношении к религии и применяться также и атеистами. Таковы, например, хатха- йога (учение о приведении в гармоничное состояние тела) и, раджа-йога (известная в прошлом на Западе и в нашей стране больше в модификациях, названных «аутогенной тренировкой» и «психической саморегуляцией

Йога включает в себя ряд методически обособленных разделов: таких, как уже упомянутые хатха-йога и раджа-йога, джняни-йога («йога мудрости», теоретическое обоснование пути йоги), карма-йога (этическое учение, включающее в том числе представления о судьбе человека и о влиянии на нее), бхакти-йога (более высокая, по сравнению с карма-йогой, ступень освоения этики, делающая главный акцент на развитие любви), буддхи-йога (учение о совершенствовании сознания). Иногда отдельные авторы называют изложенные ими системы взглядов также «йогами», например, агни-йога супругов Рерихов (фактически представляющая собой манифест, призыв к духовному пробуждению), и т.д.

Термин «йога» наиболее присущ индуизму, он также во­шел в лексикон буддизма. «Йогой» часто именуют китайское учение даосов. Иногда, применяя расширенное толкование термина, к йоге относят в том числе и различные этические учения, включая Учение Иисуса Христа.

Главным литературным первоисточником йоги является индийская Бхагавадгита, составленная несколько тысяч лет тому назад. Но, как термин «йога», так и люди, идущие по этому пути, появились задолго до создания Бхагавадгиты.

Как уже упоминалось выше, цель исторически сложившегося учения йоги религиозна. Она состоит в достижении индивидуальным человеческим сознанием, прошедшим предварительную длительную эволюцию, Божественного Со­вершенства и слияния с Сознанием Ишвары (Бога-Отца, по христианской терминологии), именуемого в Бхагавадгите (10:12), в частности, «Высочайшей Обителью».

«Погрузи свое сознание (буддхи) в Меня (Бога); воистину будешь ты жить тогда во Мне», — так формулирует Кришна в Бхагавадгите (12:8) конечную цель подвижника. Но если ты сейчас еще не можешь этого сделать, говорит Он, то займись подготовительными медитациями. А если пока тебе техника медитаций трудна, то учись делать все, что ты делаешь в своей жизни, не ради личной выгоды, а посвяти эти действия выгоде Бога. (Иными словами, делай, во-первых, только то, что идет на пользу эволюции, во-вторых, не думай ртом, что лично ты с этого будешь иметь) (Бхагавадгита, 12:9-10).Вот в этих простых словах, кратко говоря, заключается путь йоги.

Теперь посмотрим, кто способен идти по этому пути и докуда?

Многие ли из нас способны трудиться ради блага других бескорыстно?

А кто из тех, кто способен, может еще и медитировать? Медитация, как сформулировал один из ведущих мастеров со­временной йоги Раджниш, это «состояние не-ума». То есть прежде, чем оказаться способным к высоким формам медита­ции, человек должен развить свой интеллект, а затем научиться управлять им, ибо только тот, кто, обладая развитым умом, научился управлять им, — только тот обретает возможность целенаправленно развивать свое сознание, проходя последовательные ступени буддхи-йоги: Самадхи, первое достижение Нирваны, «кристаллизацию», затем вершину Нирваны, состоящую в слиянии с Отцом. Причем, эти ступени нельзя осваивать без предварительного доведения своего тела до должного уровня совершенства. И, помимо всего прочего, продвижение в высшей йоге сопряжено с необходимостью глубокого осмысления закономерностей духовного роста.

А многие ли из нас могут хотя бы сформулировать четко, что такое «ум» («манас», на языке Бхагавадгиты). и «сознание» (буддхи)?

Некомпетентные люди часто отождествляют эти два совершенно разные понятия. Вместе с тем, сознание составляет основную суть человека. И именно целенаправленная работа по развитию своего сознания методами йоги позволяет отдельным людям реализовывать в себе высшие человеческие возможности.

Почему — отдельным людям, и кто — они? Они — это те, кто, во-первых, оказался — в силу ряда объективных и субъективных причин—способными разобраться во всем этом, во-вторых, имели в себе достаточно сильную устремленность к самосовершенствованию, чтобы отказаться от примитивных «земных» удовольствий и от грызни с другими людьми, но вместо этого многие годы совершали непрерывные усилия и сверхусилия в йогической практике, и, в-третьих, выдержали на этом пути множество этических испытаний.

Таким образом, мы видим, что высшая йога — не для всех. Объективные законы развития человека позволяют только тем направлять свои усилия на интенсивное и осознанное самосовершенствование, кто пересилил в себе страсть к погоне за такими псевдоблагами, как изысканная еда, деньги, слава и прочее. Только для того, кто готов отказаться от потребительского отношения к жизни, кто готов легко и естественно жерт­вовать своими интересами ради блага других, — для того высшая йога.

Не надо думать, что люди, не практикующие йогу, теряют время напрасно. Нет, помимо той пользы, которую многие из них несут своим трудом обществу, они развивают при этом в себе те навыки и качества, которые будут им необходимы в дальнейшем — когда они «дорастут» в своем психогенезе до проявления неудержимой потребности посвятить себя изучению йоги. И тогда йога предоставит им возможность совершить «рывок» в своей личной эволюции.

Основа йоги — этика. Главный принцип этики — Любовь в высшем смысле этого слова. Слово «любовь» означает притяжение, стремление к объединению[6]. А то, что разъединяет по любому из признаков — национальному, религиозному и проч. — противоположно любви и йоге. (Обратим внимание, кстати, что значения слов «любовь» и «йога» весьма сходны).

Те школы, которые, используя различные системы тренировки, ставят в основу своего мировоззрения иные этические принципы, не имеют права именовать себя школами йоги, уже хотя бы из-за формального несоответствия своей сути термину «йога». Их можно именовать физкультурными, оккультными и т.п.[7], но не йогическими.

Любовь — это основа и стержень духовного развития. Но овладеть ею непросто. Для освоения Любви большинству из нас требуется длительная напряженная работа над собой. Вдума­емся в такой пример: огромное множество людей нашей страны, подвергшихся извращенной идеологической обработке на про­тяжении десятилетий, теперь оказывается способным вмещать представление о любви лишь как о сексуальной страсти и самом сексе. «Любовь» как корыстная сексуальная страсть с «узако­ненным» в сложившемся общественном мнении правом на ревность и преступления, связанные с ней, воспитывалась уже в школьниках на примерах литературной «классики». Концепция же высшей духовной Любви растаптывалась заодно с другими ■; атрибутами религии.

В индуистской йоге доктрина Любви именуется словом «бхакти». Впервые она была оформлена в Бхагавадгите, где Кришна излагает основы йоги Своему ученику Арджуне. В частности, Кришна обещает более успешное продвижение тем начинающим в йоге, кто развивает в себе любовь к Богу «проявленному», по сравнению с теми, кто уповает на «Неизречённое, Непроявленное» (гл.12). Под «проявленным» Богом Кришна имеет в виду не столько даже антропоморфного Аватару, сколько все лучшее, прекрасное на Земле. Кришна так описывает «проявленного» Бога: «Я — и вкус воды,... и блеск Луны, и свет Солнца,... и человечность в людях. Я — чистый запах земли и свет огня. Я — жизнь всего сущего и подвиг подвижни­ков... Я — мудрость озаренных Разумом и великолепие всего прекрасного. Я — сила сильного, которого оставили вожделение и страсть» (7:8-11).

Причем, «лишь Любви (в подвижнике) дано» (11:54) постичь конечную Цель.

Рассмотрим подробнее значение этих прекрасных поэти­ческих слов. Подумаем, зачем Кришна в Своем религиозном Учении уделяет столько внимания необходимости учиться любить, например, «чистый запах земли», вместо того, чтобы сразу устремить свое полное внимание к Творцу?

Ответ в следующем. Мало ценности в любви, так сказать, «от ума» (т.е., например, я знаю, что это является проявлением любви, а любовь является добродетелью, поэтому я так буду делать). Такая — интеллектуальная — любовь годится лишь на то, чтобы послужить предпосылкой для развития настоящей любви — любви эмоциональной. А как развить эмоциональную любовь? И вот Кришна предлагает сделать это через восхищение, любование, умиление, сонастройку, эмоциональное слияние с тем лучшим, что есть вокруг нас в природе и людях.

Другой из величайших Учителей в истории человечества — основоположник христианства Иисус — говорил о том же, провозглашая любовь к человеку в качестве необходимой предпосылки для формирования любви к Богу[8]. Все Его Учение, изложенное в Новом Завете, насыщено заповедями о том, как это сделать.

Итак, в основе йоги лежит принцип Любви. Ее надо раз­вивать в себе всеми доступными способами — через общение с людьми, через искусство, общение с природой, через изучение этических принципов, борьбу со своими пороками и т.д. Прекрасным дополнительным методом, ускоряющим развитие люб­ви, является использование специальных приемов работы с рефлексогенными зонами эмоциональной сферы. Важно, однако, отметить, что такие приемы не дают стойкого прогресса в развитии высших духовных качеств, если практикующий не имеет сильной устремленности к их обретению, основанной на глубоком понимании цели таких усилий, а также не дополняет практику указанных упражнений преображением всего своего бытия.

Быстрое продвижение по пути духовного развития в йоге может иметь место только в случае комплексного использования методик. Это подразумевает интеллектуальную работу (рас­ширение знаний, этический самоанализ, осмысление своего пути и путей других людей с целью помощи им и т.д.), преобразование и развитие своей эмоциональной сферы, подготовительные и вспомогательные упражнения с телом, работу с сознанием. Целесообразно также направленное использование обычных видов деятельности (включая профессиональную) в сочетании со специфическими методами тренировки йоги. Быстрота продвижения учеников прямо зависит от количества динамично сочетаемых приемов работы. Стержнем всего ученичества является этика, в основе которой лежит принцип Любви; этот стержень облекается плодами других практических приемов. Из последних вначале делается акцент на совершенствование тела и биоэнергетических структур организма (чакры, меридианы), а на высоких и высших ступенях — на работу с сознанием. Быстрое развитие сознания возможно только с помощью приемов буддхи-йоги.

На всем протяжении обучения преподаватель должен быть весьма бдителен к способности каждого ученика к глубокому осмыслению того, что он делает в процессе своей учебы. Это не менее актуально, чем контроль за возможным проявле­нием в учениках таких несовместимых с духовным развитием черт, как высокомерие, самолюбование, нетерпимость. Крайне важен учет «интеллектуального ценза» при переходе со ступени на ступень, ибо чрезмерная в данный момент порция знаний может оказаться для ученика непосильной ношей. Собственная преподавательская деятельность учеников, во время которой они отдают другим знания уже пройденных ими самими этапов позволяет закрепить пройденное, способствует достижению учениками зрелости.

На каждую последующую ступень обучения восходит обязательно меньший процент учеников (иногда значительно меньший), чем на предыдущую. Высшие ступени йоги доступны лишь единицам из тысяч, приступивших к обучению. Да и для самых успевающих путь занимает годы. Даже самую сильную устремленность к Совершенству удовлетворить быстро невозможно: продвижение состоит из как бы «взлетов» и «парений». Последние необходимы для закрепления в новых состояниях, набора сил для очередных «взлетов», интеллектуального осмысления новых отрезков своего Пути, решения вновь возникающих этических проблем. Промежутки между «взлетами» могут длиться у разных учеников от дней до годов и много более. Попытки же искусственно ускорить ход развития ученика через преждевременное сообщение ему новых приемов тренировки дают всегда отрицательный эффект.

Надо помнить также еще об одном важнейшем принципе преподавания йоги: ученик должен быть полностью свободен уйти от преподавателя, преподаватель не имеет права принуждать ученика к продолжению обучения, притягивая его к себе хотя бы даже в мыслях.

И последнее правило: конкретные методики высших ступеней йоги не должны широко распространяться или сообщаться неподготовленным ученикам во избежание в том числе их неправильного применения. Приходится считаться с обычным стремлением людей делать вещи более престижные, а также начинать читать книги с конца.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 264 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...