Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концентрация. Способность к концентрации является основой психической саморегуляции



Способность к концентрации является основой психической саморегуляции.

Существуют два вида концентрации: концентрация на объекте и концентрация в объекте.

Примеры первой -- это сосредоточение зрения на каком-то видимом предмете или слуха -- на источнике звука. В Индии этот вид концентраций сопоствляется с протягиванием из тела щупалец-"индрий".

Но в психической саморегуляции имеет ценность прежде всего второй вид концентрации. Он имеет место, когда создается четкое ощущение перенесения самоощущения в объект концентрации, будь то часть своего организма или внешний по отношению к телу объект. При этом мы ощущаем, что именно из этой точки совершается наше мировосприятие. Тренировка в перенесении самоощущения в цветы и камни -- типичная практика в дзен- и чань-буддизме (соответственно японское и китайское наименования направления, образовавшегося в результате объединения концепций и практических методов буддизма с китайским даосизмом, а в Японии -- и с синтоизмом).

Большинство взрослых людей не обладают способностью ко второму виду концентрации. Отсюда -- отсутствие у них такого важного качества, как способность к сопереживанию на основе сострадания и полноценной любви.

Но эту способность можно развить, начиная тренировку с таких простейших упражнений, как ощущение теплоты в суставах при интенсивном движении и т.п. Прекрасными методами также являются асаны хатха-йоги, китайская гиманстика тай-цзы (тай-чи), практика пранаям.

В китаийской гимнастике тай-цзы на фоне длительных мягкоритмичных переносов тела с одной ноги на другую выполняются пранаямы и упражнения с образными представлениями. Все эти методы уже сами по себе дают прекрасный оздоровительный эффект (разумеется, при правильном применении). Особенно можно подчеркнуть их значение для учащейся молодежи в качестве средства для снятия умственных перенапряжений. (От тай-цзы следует отличать систему тай-цзы-чжуань).

Принципиально важным этапом совершенствования в психической саморегуляции, открывающим "врата" к следующим более высоким ступеням, является освоение концентрации в рефлексогенных зонах эмоционально-волевой сферы -- чакрах (или дань-тянах) и некоторых крупнейших меридианах организма, а также последующая работа с ними.

Чакры (и в некоторой степени меридианы) издревле применялись в различных восточных системах психической саморегуляции, однако общей концепции их функционирования и использования ранее опубликовано не было. Примение нашей научной концепции позволило значительно ускорить достижение искомых результатов при обучении психической саморегуляции. Эффект методики основан на том, что уже простое перемещение концентрации в ту или иную из рассматриваемых рефлексогенных зон вызывает легко повторямое и наблюдаемое у всех успешно практикущих вполне конкретное изменение в эмоционально-волевой сфере.

При работе с чакрами главный акцент должен делаться на развитие чакры анахаты. Это позволяет быстро развить в человеке комплекс качеств, объединяемых словом Любовь. Именно эти качества составляют основу всего духовного роста человека. И неспроста эту зону называют еще духовным сердцем. Если посмотреть в историю, то именно ее "раскрывали" у себя при помощи "Иисусовой молитвы" исихасты.

Отметим две характерные ошибки, встречающиеся при работе с чакрами.

Так, в некоторых школах йоги акцент делается на развитие чакры аджни. Это -- на фоне слабости остальных чакр -- приводит к невротическим симптомам (эмоциональная напряженность, нарушение сна и половой функции и т.д.) К тому же, та форма "ясновидения", которая ставится целью данного методического подхода -- а именно способность к видению цветов "эмоциональной ауры" человека, соответствующих испытываемым им эмоциям, -- особой ценности не представляет. Гораздо существенней и перспективней для дальнейшего развития -- овладеть восприятием окружающего мира из туловищных чакр и читрини; затем приходят другие варианты, основанные на этой тенденции. Приоритетное развитие аджни (исходно самой "грубой" из всех чакр) также ведет практикующего не к утончению, а к огрублению психики, а с точки зрения этики -- к усугублению черт характера, противоположных смиреномудрию.

Другая методологическая ошибка -- акцент на работу с зоной, известной как "хара". Хара (как энергетическая структура) базируется на трех нижних чакрах. Ее можно представить как биоэнергетический "блок питания" организма. Функция хара в качестве рефлексогенной зоны связана с ощущением "личной силы". Но развитие в человеке силового аспекта в ущерб или при игнорировании качеств, объединяемых словом Любовь, неизбежно ведет к этическим деформациям.

«Ментальная пауза»

Работа с чакрами позволяет в кратчайшие сроки обрести важнейшее для начальных уровней достижение — овладеть «ментальной паузой» (или «остановкой внутреннего диалога»). Уже только это позволяет множеству практикующих научиться произвольно избавляться от доминант неприятных переживаний, что, в свою очередь, спасает от неврозов и множества психогенных (т.е. вызываемых психическим фактором) телесных недугов. Данный эффект достигается «всего лишь» за счет смещения концентрации самоощущений из головных чакр в туловищные. Затем приходят более сложные приемы.

Обратим внимание на то, что при постановке некоторыми авторами рассматриваемой проблемы иногда возникают такие недоразумения, как объявление разума вообще врагом человека, призывы к отказу от развития мышления, от образования и т.д. При этом не учитывается, что без развитого интеллекта невозможно даже постичь суть этических принципов, не говоря уж об их правильном претворении. Кстати, людям с недостаточно развитой интеллектуальной способностью углубленные занятия психической саморегуляцией могут идти во вред, поскольку приобретаемые навыки и знания применяются ими неправильно.

«Визуализация»

Ни одна система психической саморегуляции не обходится без развития способности к созданию образных представлений ("визуализации"). Создавая желательные для себя образы и эмоционально сонастраиваясь с ними, можно регулировать свое настроение, повышать работоспособность и т.д. Тренировка в этом направлении может приводить к развитию таких способностей, как неощущение боли, значительное изменение температуры тела и др. Например, тибетские йоги, практикующие туммо ("йогу психического тепла"), зимуют практически без одежды в горных пещерах при температурах, опускающихся; ниже минус 40 С, при этом даже не пользуясь огнем. Высокое совершенство а том числе в «визуализации» позволяет некоторым людям — а среди них и наши соотечественники В.Авдеев и А.Игнатенко -создавать настолько плотные образы, что они становятся воспринимаемыми другими людьми как физические объекты.

В системе Патанджали «визуализация» осваивается на ступени, называемой «дхарана». Чтобы от «дхараны» перейти к «дхьяне» (медитации), надо научиться наполнять создаваемые образы сознанием.

«Медитативный бег»

Методика работы с образными представлениями высоко-эффективна не только для регуляции своих эмоций, выживания в экстремальных условиях и т.д., но и в регуляции физической работоспособности. Наиболее ярко это демонстрируется при тренировке в технике «медитативного бега» (по-тибетски, бег лун-гом). Впервые в нашей стране эта методика стала широко внедряться усилиями Я.И.Колтунова (Москва), а первые публикации техники этого бега — в групповом варианте — были даны в книгах. Вкратце, ее суть заключается в длительном беге на фоне непрерывных образных представлений, позволяющих в том числе полностью отвлечься от ощущения тела и создающих высокий накал положительных эмоций. При этом люди, даже никогда ранее не занимавшиеся спортом, оказываются способными без ощущения усталости и без каких-либо нежелательных последствий для здоровья пробегать за раз десятки километров. Характерно такое высказывание одной из участниц тренировки: «Ну кто бы раньше мог сказать, что это старое и больное тело будет часами носиться по лесам!».

«Утончение»

Работа с образными представлениями также является одим из важных приемов на пути «утончения» психоэмоциональной сферы. Следование путем «утончения» — это единственная возможность постижения высокоположительных эмоциональных состояний, это единственная возможность достижения Нирваны.

Первые результаты в работе по «утончению» достигаются через отказ от грубых отрицательных эмоций и культивирование положительных «тонких». Несомненно, что к этому можно придти только через отказ от эгоцентрических установок. Т.е. без предварительного этического преображения этого сделать не удастся. Данному процессу будет способствовать гармоничное общение с детьми, живой природой, с уже продвинувшимися в этом отношении людьми, а также избегание «грубых» ситуаций. Примеры целенаправленных в духовном плане взаимоотношений, человека с природой мы находим в японской и китайской культуре. Дальнейшие этапы «утончения» обязательно связаны с работой над чакрами и меридианами. Достижение высоких результатов в этом направлении немыслимо без полного отказа от употребления мясных и рыбных блюд.

Значительным вкладом в теорию «утончения» явилась разработанная в начале века в России концепция «шкалы водородов». Не вдаваясь в подробности, укажем, что суть ее состоит в постулате о том, что все, существующее во вселенной, — все вещества, объекты, состояния — можно расположить в единый ряд, определяя им место (в цифровом выражении) по степени их «грубости — тонкости». Это относится и к нашим эмоциям, и к явлениям природы, и к произведениям различных направлений искусства. Например, одним из прекрасных эталонов для сонастройки является свет восходящего солнца.

Результат работы по «утончению» — это размягчение «зачерствевших» душ, раскрытие мира прекрасного, о котором даже не подозревают те, кто с ним практически не соприкоснулся. Это — также познание удивительных тончайших состояний блаженства. Это — изменение своего отношения к другим людям и подчас разительное изменение отношения окружающих людей к практикующему: теперь они тянутся к нему, как к духовному светильнику. От этой работы меняется даже внешность человека, включая черты лица. Собственные старые фотографии становятся неприятными. Женщинам приукрашивать лицо косметикой — уже нет нужды. Такие люди говорят, что к ним вернулось счастье, утерянное еще в далекой молодости... Это — тот период, когда раскрываются возможности изливать свою Любовь через разные виды искусства, наполнять ею пространство вокруг себя.

Вслед за этим наступает следующий этап, цель которого — стабилизировать, сделать достигнутое состояние прочным, неуязвимым для «грубых» факторов внешней среды. Речь идет о развитии аспекта силы.

Сила

На пути духовного совершенствования представляет ценность только та сила, которая зиждется на фундаменте любви и мудрости.

Только человек, обладающий двумя последними качествами, может правильно распорядиться своей силой, т.е. направить ее на пользу, а не во вред другим, а также будет избавлен от соблазна подавлять, назидать, принуждать, подчинять себе людей, не разовьет в себе высокомерия и агрессивности. Не имеет ценности на духовном пути грубая сила и нет смысла укреплять свою изначальную грубость за счет развития силы.

Из практических методов на данном этапе будут полезны «медитативный бег», «моржевание», а также приемы развития хара. Можно использовать техники развития хара, разработанные в восточных школах боевых искусств. Но при этом надо остерегаться той «ловушки», которую они в себе несут: именно тенденции рассматривать других людей как потенциальных «агрессоров» или как «мишени» для нанесения удара. Понятно, что формирование таких психологических установок несовместимо с духовным совершенствованием, противореча принципу Любви. Посвящение себя изучению боевых искусств (видов борьбы) не является путем высокой духовности, хотя отдельные методы тренировок, заимствованные из них, могут быть использованы на пути духовного совершенствования. В частности, потенциальное владение приемами самообороны несомненно вносит свой положительный вклад в развитие (на определенном этапе) социально-психологической устойчивости.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...