Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нирвана



Любую зрелую духовную школу можно изобразить графически в виде пирамиды, состоящей из горизонтальных слоев или этажей. Каждый вышестоящий слой — меньше по объему. Данная аллегория символизирует то, что на каждую ступень способно взобраться меньшее количество адептов, чем на предыдущую. Причины «отсева» — недостаток интеллектуального понимания, инертность, неспособность выдержать этические испытания, объективная необходимость задержаться на какой-то одной ступени для более тщательного ее освоения, целесообразность использования методов других школ.

Причем, все эти причины требуют того, чтобы преподаватели не пытались удерживать при себе учеников.- Напротив, последние должны быть полностью свободны уйти, а иногда их надо к этому даже мягко поощрять. Попытки «затащить» человека на ступень, к которой тот не готов, к добру не приводят.

И еще один вывод из анализа графика: сам по себе факт причастности к какой-то школе — пусть даже самой лучшей — отнюдь не свидетельствует об успехах данного человека. Исторических примеров тому — масса.

Те, кто прочно освоил предыдущие ступени, а также готов двигаться дальше, могут предпринять «приступ» очередного уровня совершенствования в психической саморегуляции. Это

— Нирвана.

С точки зрения техники достижения, Нирвана — это состояние, возникающее при расширении до бесконечности концентрации самоощущения на одном из двух предельно тонких планов, причем, с направленностью вектора внимания «из глубины».

Погружение в Нирвану дает мягкое, ровное, счастливое состояние, быстрый отдых. Нирвана является одним из высших и весьма универсальных приемов психической саморегуляции. -

Разумеется, состояние Нирваны полностью контролируется практикующим, выход из него затруднений вызвать не может, адекватность поведения в обществе, а также социальная включенность, базирующаяся на потребности в служении, не страдает, а наоборот улучшается. (В определенных случаях психопатологии наблюдается противоположная картина. Разобраться в этом имеет смысл).

Наиболее красочное описание Нирваны оставила нам сподвижница Ауробиндо Гхоша, которую в ашраме называли просто Матерью:

«Теперь я постоянно делаю разграничение между... (как бы это сказать?) жизнью прямолинейной и прямоугольной — и волнообразной жизнью. Первая — это жизнь, в которой все жестко, тяжело, угловато, и вы сталкиваетесь со всем; и затем — другая — волнообразная жизнь, очень ласковая, совершенно очаровательная... Это просто фантастично! Эта жизнь не привносит никакого беспорядка, ничего не сдвигает. Она ни с чем не сталкивается.

И она несет вселенную в своем волнообразном движении с таким покоем!

В практике, если что-нибудь по тем или иным причинам сбивается с пути истинного (боль или какое-нибудь расстройство в теле), я применяю это, и расстройство исчезает почти мгновенно, а если я настойчиво пребываю в этом состоянии, то даже память о расстройстве исчезает...

...Тело (становится) как бы пассивно плавающим в этом состоянии... Вид океана света, находящегося в постоянном движении, с чем-то плавающем в нем... В результате происходит уничтожение это.

...Бытие (в Нирване)— это единственная вещь, обладающая могуществом.

Обыденное человеческое сознание, даже наиболее широкое, всегда занимает позицию центра, а вещи существуют по отношению к этому центру: в человеческом сознании вы стоите на одной точке, а все существует относительно этой точки сознания. Но теперь нет больше этой точки!...

Вообще в любое время, если я перестаю говорить, или слушать, или работать, — наступает «это»: как... медленные взмахи великих крыльев блаженства, огромных, как мир. Впечатление необъятных крыльев — не двух: они со всех сторон и простираются всюду...

Когда вы открыты и находитесь в контакте с «этим», (оно) дает вам силу и энергию... Становится совершенно невозможным малейшее расстройство в теле...».

Другими словами, но столь же веско и поэтично говорит нам о Нирване Бхагавадгита. Цитируем по пер-воду B.C.Семенцова:

5.24. Кто внутри обретает радость, кто внутри видит свет

и счастье — этот Брахманом ставший йогин достигает Брахман-

нирваны.

5.25. Кто обуздан, без двойственных качеств, кто во благе

существ видит радость — тот, лишенный греха провидец, Брах-

маннирвану достигнет.

6.20. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная,

замирает, там, где в Атмане радость находит созерцающий

Атманом Атман,—

6.21. ибо там познает он то счастье, что сверх чувств,

одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от

истины не уклонится,—

6.22. пребывающий там не смутится даже самой тяжелою

скорбью: ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее,

лучшее встретить.

6.27. Этот Брахманом ставший йогин, успокоивший сердце, чистый,

страсть утишивший, скверну изгнавший, обретаетнетленную радость.

Достижение Нирваны не является пределом возможностей человека, а лишь началом нового этапа развития.

Существует несколько способов вхождения в Нирвану. Но во всех случаях это делается на основе так называемого нижнего «пузыря восприятия», начальное развитие которого обязательно должно предшествовать упражнениям для достижения Нирваны. Термин «пузырь восприятия» образно отражает результат определенной работы по перемещению концентрации самоощущения с локализацией его — на первом этапе — вокруг туловищной части тела и ног(нижний «пузырь»); верхний «пузырь» располагается в области головы и шеи.

Первые вхождения в Нирвану совершаются на базе концентрации у нижнего «полюса» тела. Поэтому ей предшествует длительная тренировка в смещении «точки сборки» «вглубь» и оттуда вниз, причем, как в пределах тела, так и за его пределами.

Медитации «расширения сознания» из головных чакр, практикуемые в некоторых школах с целью достижения Нирваны, являются принципиально неверным подходом.

После достижения Нирваны перед учеником встает задача стабилизации, этого состояния. Для этого в школах дзен- и чань-буддизма используется, в частности, прием, известный, но не понимаемый на Западе. Это — коана. Коанами называют специальным образом построенные вопросы-загадки, которые задают учителя ученикам или ученики друг другу. Эти вопросы построены так, что при обычном состоянии сознания на них невозможно найти логический ответ. Но из Нирваны правильный ответ находится просто. Типичный пример коаны таков: «Может ли гусь выбраться из бутылки, не разбив ее и не поранившись?»

Практика повторных пребываний в Нирване со временем делает это состояние все более естественным и вхождение в него — все более простым. Причем, с точки зрения дальнейшего совершенствования, важно применение именно разных вариантов этого состояния. Целесообразны также дополнительные упражнения со смещением самоощущения глубоко вниз с последующим его расширением. Значительное место следует отвести тренировке состояния «не-я» по бинарной схеме, например: «Я в Океане — Есть только Океан». При этом достигается очередное снижение уровня эгоцентризма. Совершенно обязательным условием должно быть проведение этих упражнений на должном уровне тонкости; эталоном для сонастройки могут служить волны латихана, Пранава, Атман.

«Кристаллизация»

Термин «кристаллизация» соответствует стабилизации расширенного из нижнего «пузыря восприятия» самоощущения. Правильная «кристаллизация» начинается от плана Атмана, и она возможна только после достижения Нирваны. Практически она происходит именно под влиянием функционирования из Нирваны, подобно тому, как в результатефункционирования развиваются мышцы.

Вслед за правильно проведенной «кристаллизацией» человек может сделать следующий шаг в развитии своей Нирваны, постигнув — вслед за статичным — ее динамический аспект.

Интересно в этом отношении описание, приведенное К.Кастанедой:

«(Я был)... в состоянии парения в лучезарном свете, в чистом источнике, исключительно мирном и благодатном... Великолепие этого зрелища было выше всего, что я могу сказать, и все же я не могу выразить того, что же придавало ему такую красоту. Затем пришла мысль, что его красота исходит из ощущения гармонии, из ощущения мира и отдыха, из ощущения прибытия в гавань и, наконец, безопасности... Какое великолепное ощущение полноты! Я знал без тени сомнения, что стою лицом к лицу с Богом, Источником всего, и я знал, что Бог любит меня — Бог есть Любовь и Всепрощение. Этот свет смывал меня и я чувствовал себя чистым, свободным...

Внезапно я услышал в ухе голос дона Хуана. Он говорил, что мне нужно выйти за пределы этого состояния, ибо оно — только стадия, остановка, которая временно дает мир и безмятежность... Но она бесплодна, статична...».

В этом отрывке К.Кастанеда описывает свое первое переживание одного из трех аспектов Нирваны — аспекта Любви, Гармонии. Но его учитель хочет привлечь внимание Кастанеды к поиску второго — динамичного аспекта. В практике данный второй аспект становится достижимым после прохождения правильной «кристаллизации». Затем производится его «выравнивание» по первому аспекту с помощью медитации «Пранава» (последняя сходна с медитацией «латихан», но выполняется с вектором не сверху, а сзади).

Всего же духовное продвижение в высшей йоге состоит из трех «октав», подробное рассмотрение которых не входит в задачу данной работы. Отметим лишь, что первая из них заканчивается правильной «кристаллизацией», вторая — овладением динамическим аспектом Нирваны и состоянием Ниродхи («тотальной реципрокальности», «не-я»), третья — состоянием Мокша (освобождение от всех «земных» привязанностей) и слиянием сознания подвижника с Сознанием Творца.

Заключение

Искусство психической саморегуляции трудно завоевывало свои права в нашей стране в ее «застойный» период, когда, в частности, «культура» пьяниц торжествовала над истинной культурой. И не случайно именно пьяницы разных социальных рангов первыми кидались в бой против тех, кто учил и учился радоваться неведомой им тонкой и чистой радостью...

Мы же утверждаем, что психическая саморегуляция — это управление своим здоровьем, силой и работоспособностью, эмоциями, в частности, во взаимоотношениях с другими людьми в семье, на работе и т.д. Изучение ее делает жизнь наполненной смыслом, и уже не остается места для наркомании и других иллюзорных поисков счастья. Психическая саморегуляция делает людей полноценными гражданами, решая проблемы социализации личности, воспитывая в духе доброжелательности, альтруизма, стремления отдавать обществу и конкретным людям, а не брать у них. Она является мощным средством духовного воспитания.

Если говорить о системах психической саморегуляции, основанных на «классической» аутогенной тренировке И.Шульца, о разработанной нами системе в рамках ее начальных трех курсов и о других системах этого уровня, то в интересах общества — открыть им самую широкую дорогу.

Что же касается высших ступеней, то, как уже говорилось, это — удел лишь немногих. И хотелось бы, чтоб остальные люди помнили, что путь к Нирване лежал и лежит не иначе, как через Любовь. Хотелось бы, чтоб Любовь - как доброта, терпимость, уважение, прощение и т.д. - стала мечтой и целью для всех людей.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 267 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...