Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О нашей школе



В.В.Антонов, А.Э.Лапин, Т.Я.Каширина

Раджа- и буддхи-йога

Содержание

Содержание_ 2

О нашей школе_ 4

Психическая саморегуляция в восточной традиции_ 6

Восточная философско-религиозная концепция развития человека_ 6

Основы психической саморегуляции_ 11

Этика_ 11

Концентрация_ 11

«Ментальная пауза»_ 12

«Визуализация»_ 12

«Медитативный бег»_ 12

«Утончение»_ 13

Сила_ 13

Нирвана_ 14

«Кристаллизация»_ 15

Заключение_ 16

Об основных принципах йоги_ 16

О стадиях психогенеза_ 19

О высшей йоге_ 22

О методах биоэнергодиагностики и биоэнерготерапии (целительства) 24

Искусство и духовное развитие_ 28

Основные принципы преподавания психической саморегуляции детям и подросткам_ 32

Религия и духовное развитие человека_ 33

О биолокации_ 40

Об экологии сознания_ 41

Практические занятия_ 44

Из предисловия к изданию 1986 г. 44

Технические условия для проведения занятий_ 45

1 КУРС_ 45

Материалы к теоретическим беседам_ 45

Освобождение от этических несовершенств_ 49

Рефлексогенные зоны эмоционально-волевой сферы_ 50

Практическая часть_ 53

Занятие 1_ 53

Занятие 2_ 55

Занятие 3_ 55

Занятие 4_ 56

Занятие 5_ 58

Занятие 6_ 59

Занятие 7_ 60

Занятие 8_ 61

Занятие 9_ 62

Занятие 10_ 62

Занятие 11_ 64

Занятие 12_ 64

Занятие 13_ 65

Занятие 14_ 66

Занятие 15_ 66

Занятие 16_ 67

Занятие 17_ 67

Занятие 18_ 68

Занятие 19_ 69

Занятие 20_ 69

Занятие 21_ 70

2 КУРС_ 71

Материалы к теоретическим беседам_ 71

Духовность в исскустве. Утончение эмоциональной сферы_ 71

Практическая часть_ 72

Асаны для развития вишудхи, анахаты и свадхистаны_ 74

Асаны для развития сушумны, ваджрини, читрини и срединного меридиана_ 74

Асаны для развития манипуры_ 75

Медитации_ 75

3 КУРС_ 78

Экологический аспект существования человека_ 78

Практическая часть_ 83

Использование элементов хатха-йоги_ 83

Пранаямы_ 84

"Моржевание" 84

"Места силы" и "предметы силы" 85

«Медитативный бег»_ 87

Медитативная работа в зале_ 93

Некоторые дополнительные материалы для теоретических бесед_ 98

Некоторые положения эколого-этико-психологической концепции произведений Карлоса Кастанеды_ 101


Книга представляет собой подборку статей и лекций по методологии духовного развития человека, а также описание методик начальных курсов раджа- и буддхи-йоги.

Относительно двух предыдущих изданий книги: с одной стороны, авторский коллектив был вынужден пойти на значительное сокращение ее объема, но, с другой стороны, методическая часть была существенно обогащена новыми упражнениями, разработанными за последние годы.

Книга рассчитана на всех, кто стремится к духовному Совершенству.

ЛР№ 030176

© В.В.Антонов, А.Э.Лапин, Т.Я.Каширина, 1992. Обращаться: 107078, Москва, а/я 352.

О нашей школе

(фрагмент вводной лекции перед началом цикла занятий)

Вначале я скажу несколько слов об истории нашей школы, о ее задачах. Методика начала апробироваться в практических занятиях, потом мы выпустили ряд книг. Сейчас она известна по всей стране. В ряде городов работают группы, которые занимаются по этой методике. Многие школы нашу информацию приобщают к своим методам работы. Есть филиалы нашей школы за границей.

Когда мы создавали нашу программу, наше кредо было следующее: взять все лучшее от всего хорошего, что есть и что было в истории духовной культуры на Земле. Мы изучили историю и методы всех духовных направлений, доступных нам: Индии, Китая, Тибета, Болгарии, России и других стран. Система, которая в итоге сформировалась, включает в себя многие адаптированные, модифицированные приемы, которые были в других школах, а также, наверное, половину приемов, которые родились у нас впервые.

Вначале, была разработана система из 15 уроков, потом их стало 21 — это был первый курс. Потом преподаватели росли вместе со своими учениками, и получился второй курс, третий и т.д. Мы называли эту программу системой психической саморегуляции, поскольку слово «йога» в те годы было, фактически, под запретом. Но термин «психическая саморегуляция» вполне правилен, он отвечает сути методики. Последнюю также можно было назвать по-китайски «цигун» — «работа с энергией». Но сегодня мы предпочитаем называть программу «раджайогой», поскольку этот термин в мировой практике является наиболее употребительным для обозначения систем, подобных нашей. Итак, первые курсы программы — это раджа-йога; последующие же относятся к другому, более высокому разделу йоги — буддхи-йоге, но об этом — потом.

Если кто-то почувствует, что методика для него сложна, или если преподаватель посоветует кому-то переключиться на какую-то другую систему обучения, то никто не должен воспринимать это как личную трагедию. Существует множество людей, которые хотят придти к духовному Совершенству, и существует множество троп к нему. Причем, обратим внимание, что за всю историю человечества не выработалось единой методики для всех людей. Для множества людей должно быть именно множество методик, потому что все люди — разные. Люди различаются своим психогенетическим возрастом, онтогенетическим возрастом, люди различаются предшествующим опытом. Приведу аналогию, взятую из Бхагавадгиты: человек — как поле, покрытое ростками. И к Совершенству мы идем не одним каким-нибудь ростком, а все ростки этого поля, то есть все качества каждого человека, должны быть доведены до совершенства, все ростки должны превратиться в полноценные, зрелые колосья. А для того, чтобы именно все ростки выросли, требуется использование многих приемов, как экзотерических, так и эзотерических. Требуется смена методик, смена преподавателей, смена школ.

Человек в основную часть времени своего развития на Земле растет с помощью экзотерических (т.е. обычных, «мирских») взаимодействий с окружающей средой. Это — и обычная учеба в школах и институтах, и различная производственная деятельность, и многообразные отношения, связанные с репродукцией, и т.д. Поэтому кому-то ради дальнейшего продвижения надо пойти учиться в обычное учебное заведение, кому-то — обзавестись семьей, кто-то должен больше общаться с природой, развиваясь через любовь к ней, а кому-то хорошо стать директором или каким-нибудь еще начальником, чтобы через это совершенствоваться... Наряду с изучением книг и личным творчеством именно социальное общение составляет основу для развития человека. Образно говоря, можно сказать, что люди совершенствуются как бы «друг об друга» — в приятных, неприятных, блаженных и жестоких ситуациях. Во всем этом многообразии взаимоотношений развиваются различные грани Совершенства каждого из нас.

Эзотерические же, т.е. особые, специальные, «неестественные», «тайные» приемы могут ускорять продвижение на разных этапах развития, но они также обязательно приходят в нужный момент, чтобы привести человека к окончательному Совершенству на заключительных стадиях роста. Чтобы еще понятнее было относительно эзотерики, можно привести сравнение со спортом. Например, специальные тренировки атлетов по развитию мышц сами по себе не дают никакой «народнохозяйственной» пользы. Но зато, когда будут развитые, сильные мышцы, можно будет их использовать на действительно полезные дела. Так и эзотерические приемы йоги развивают высшие психические функции, что повышает (в том числе) и эффективность общественного служения таких людей.

Теперь несколько слов о том, что предстоит в нашей работе. Мы владеем практически всеми главными достижениями высшей йоги. Но, разумеется, путь к ним — очень длинный, очень большой, и не может быть пройден за один или два года. Этому нужно посвятить всю жизнь. Сейчас мы не будем говорить о слишком больших высотах. Об этом поговорим тогда, когда подойдем к ним немножко поближе. Сейчас лучше остановиться на программе первых трех курсов. Подчеркиваю, что лишь немногие из. присутствующих сейчас, вот так вот разом пройдут эти курсы. И не нужно об этом сожалеть. Большинству надо будет делать остановки, развивать в себе какие-то другие качества, прежде, чем идти дальше, подключать какие-то иные линии своего развития. Потом, может быть, — вернуться к нашей программе, или продолжить обучение по совсем другим системам.

В целом мы в нашей программе выдерживаем ступени «восьмеричного пути» Патанджали. Начинаем с изучения этики, элементов хатха-йоги, пранаям и концентраций. Хатха-йоге мы не будем уделять сейчас большого внимания, потому что в группу подобранны те люди, которым хатха-йога в качестве предпосылки для дальнейшей работы не нужна. Будет работа с чакрами, с образными представлениями, много медитаций. Работа с чакрами составляет основу начала нашей методики. Вначале мы делим организм на семь секторов в соответствии с семью чакрами и доводим до совершенства эти семь сегментов организма. С тем, чтобы потом эти доведённые до должного уровня совершенства сегменты объединить при помощи специальных приемов.

Но чакры — это не только органы, управляющие биоэнергообеспечением физического тела, но это также в том числе и рефлексогенные зоны эмоционально-волевой сферы. Т.е. при помощи перемещения концентрации сознания в ту или иную чакру мы можем очень легко, уверенно изменять свое эмоциональное состояние, интеллектуальную и физическую работоспособность. Перемещая концентрацию в ту или иную головную чакру, мы активизируем тот или иной аспект мышления. Помещая концентрацию в вишудху - шейную чакру, мы создаем оптимальный настрой для восприятия прекрасного, окружающего нас на Земле. Концентрируясь в анахате — «сердечной» чакре, мы овладеваем сердечной любовью. И так далее. Анахата будет для нас главной чакрой с самого начала и до самого конца.

Будет также работа с меридианами. Упражнения с меридианами и чакрами можно использовать, в частности, для оздоровления организма. Достаточно иногда с помощью специальных приемов прочистить ту или иную чакру или тот или иной меридиан — и наступает мгновенное или почти мгновенное исцеление от какой-то болезни, с которой годами невозможно было справиться.

Вы овладеете ясновидением, вы сможете исцелять других.

Иногда бывает, что хлопнешь ладонью по спине человека напротив какой-то чакры — и болезнь тут же уходит. Это все — реальность, этим можно овладеть, занимаясь по данной программе. Хотя в ней сиддхи, т.е. сверхспособности, не являются целью работы. Это должно приходить само собой. На этом лучше не останавливать свое внимание, сохраняя перед собой главную цель — достижение абсолютного, полного Совершенства.

После тщательной проработки меридианов мы поднимаем энергию кундалини. Ее мы используем, в частности, чтобы запустить вращение энергии по микрокосмической орбите. Это уже — из китайской, даосской йоги.

В результате всего этого успешно занимающиеся познаю Самадхи к концу первого курса. Не то самадхи, о котором говорят хатха-йоги, а то Самадхи, о котором говорил Кришна в Бхагавадгите. То Самадхи, которое возникает вследствие соприкосновения сознания человека, практикующего раджа-йогу, с Атманом. Но об этом — потом.

Второй курс посвящен закреплению полученного эффекта при помощи методов эстетики. Будет музыка, будет много танцев, будут слайды и т.п. Будут именно те комплексы хатха-йоги, которые позволят закрепить полученный эффект.

Третий курс посвящен началу овладения силой. Но не той грубой силой, которая обретается через обычные виды спорта. А силой в тонкости. Сначала мы проникаем через медитацию в самый предел на шкале грубости-тонкости — в предел тонкости. А затем будем закреплять эти медитативные состояния, например, через «моржевание». Будем также учиться «медитативному бегу» — это из тибетской йоги. Будут и специальные упражнения в зале. Можно было бы сделать наоборот: сначала развивать грубую силу, а потом ее с чрезвычайными трудностями утончать. Но это — очень длинный и опасный путь, ибо он дает искушение развития высокомерия, насильственности, гордыни.

Мы же предлагаем вам испытанный краткий путь.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 306 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...