Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уроки по йоге Патанджали 3 страница



Когда мы делаем это правильно, то становится возможной передача истины. Учитель в классе говорит: 'однажды жил один царь'. Ему не нужно для этого присутствие царя — ученики понимают урок. А если он учит о тигре, то приводить тигра в класс совсем уж нежелательно. Мы можем понимать без прямого восприятия. Заключение помогает лучше, чем прямое восприятие, а авторитетная передача — лучше, чем заключение. Когда все эти три метода применения мер употребляются уместно, то служат нашему полному просветлению. Пользоваться прямой мерой возможно лишь в отношении ограниченного количества вещей. Находясь здесь, вы можете использовать в качестве прямых мер лишь находящиеся здесь предметы, и это всё. Вы не можете принести вещи, которые принести нельзя. Но вы можете сразу же применить второй и третий методы использования мер. Когда я читаю письмо, написанное моим сыном в Индии, я с помощью вывода узнаю, что происходит у меня дома — здесь нет возможности применения прямого метода.

Этому третьему методу мы тоже можем дать верное и неверное применение. Мы должны быть осторожны. Вам известно, что энергия следует за мыслью, как заметил Учитель Д. К. Будучи верно применена, сила слова служит проводником потока энергии в верном направлении. Будучи применена неправильно, она ведёт к невообразимо ужасным последствиям, таким как войны. Патанджали знакомит нас с этими тремя видами применения, чтобы с помощью предписанной им дисциплины мы минимизировали неверное использование и увеличили верное использование этих мер. Если я скажу, что на спиритическом сеансе видел Шекспира, то некоторые могут поверить. Они поверят, что я видел дух Шекспира в его астральном теле. Точно так же есть люди, которые верят, и заставляют верить других, что видели Милтона, Исаака Ньютона и т. д. Полагают, что люди получают от этих великих послания. Я могу под видом автоматического письма написать какую-то чепуху, например, 'есть яблоки вредно', и сказать, что это передал Учитель Морья. Что же тогда произойдёт? Большая путаница, глупая вера, непонимание, неверное понимание, конфликт, а в результате — полное отрицание. Это приведёт к полному отрицанию существования таких учителей, как Морья. Моё глупое поведение может вызвать неверие в существование этого учителя. Вот пример неверного применения силы слова. Энергия последовала по неверным линиям мысли и привела к конфликту, ревности, ненависти и отрицанию. Верное же его применение снабжает нас знанием обо всём в мире. Вчера и сегодня вы узнали некоторые важные сведения о Патанджали с помощью верного применения силы мысли, дополненной выводом и прямым восприятием. Патанджали присутствует здесь Силой Слова. Когда мы говорим о медитации, мы узнаём о ней через силу слова ещё до того, как начинаем медитировать, потому что мы не можем давать объяснения, когда медитируем. И если мы знаем что-нибудь о пранаяме, то это тоже лишь силой слова, потому что мы не можем объяснять пранаяму, когда заняты ею. Иногда мы даём носителю неверное применение для лучшего выполнения назначения. Это желательно. Покупая вещи в магазине и платя деньги, вы ведь ничего не даёте — это просто кусочки бумаги, используемые как носитель, проводник. Купюра или монета используется лишь как проводник человеческой энергии, чтобы уравнять передаваемую и возвращаемую энергию. Но если вы придаёте деньгам какую-то психологическую ценность, то это неверное приложение проводника. В результате вы начинаете зарабатывать всё больше денег и копить их. Представьте, что я впервые увидел в этой комнате электрический свет, а раньше не знал, что такое электричество. Допустим, вы привезли меня из джунглей Амазонки посмотреть на него. Я найду в нём нечто чудесное. Я подожду, когда вы уйдёте, а потом отрежу лампу, увезу её к себе и повешу у себя дома. Никакого проку не будет. Вот точно так же мы даём неверное применение деньгам, когда держим их где-нибудь. Когда я считаю деньги в кошельке и говорю, что это мои деньги, то это неверное применение меры. Но мы можем дать этому и верное применение, стимулируя общественное мнение идеями производства и инвестиций. Так вы опять будете мастером, правильно использующим даже неверное применение. Настоящий промышленник, настоящий министр и настоящий администратор — это люди, умеющие делать такие вещи. Патанджали был таким мастером в области вечных ценностей. Деньги — это физический проводник, будь то монеты или банкноты. Слово — это жизненный проводник. Это абстрактная мера, которая передаёт больше мысли, чем физическая мера. В результате силой слова будет произведён более обильный поток энергии, следующей за мыслью. Обычно мы не понимаем этого, и используем слова, не вкладывая в них большого значения. Мы живём в ценностях смыслов, которые не обозначают никаких предметов или процедур. 'Сегодня с экспрессом прибывает моя жена' — сказал один из моих друзей. Он развёлся с ней двенадцать лет назад, но всё ещё пользуется выражением 'моя жена'. Здесь смысл слова оказывается беспредметным. Это интересный пример слова, неверно используемого в качестве проводника. В результате слово не несёт вовсе никакой силы. Сила слов зависит от значения, с которым мы их применяем. Точно так же многие используют слово 'счастье'. В девяносто девяти случаях из ста слово 'счастье' означает лишь понятие, а не переживание. Всё это примеры неверного использования верных проводников. Они используются в отсутствие объектов, и подобны собакам, сидящим во время каникул на территории колледжа. Точно так же как собаки не становятся от этого профессорами, так и слова эти не могут произвести силу.

Вот что объясняет нам Патанджали о трёх типах мер. Сначала он объясняет пять групп мер, а затем три типа применения этих пяти групп. У всех этих пятнадцати пунктов может быть верное и неверное применение. Из пяти групп мер четвёртая не имеет дальнейшего подразделения, поскольку никто о ней не знает. Это отсутствие меры, которое мы называем сном. Ум и чувства каждую секунду подвергаются воздействию разных типов мер из окружающей среды. Ум реагирует на них, и мы не знаем себя иначе как через какую-либо из этих реакций. Нам нужна пауза, чтобы реакции эти приостановились и у нас была бы передышка, чтобы собраться от своих реактивных я к истинному Я. Таким образом, мы хотим удалиться из существования не-я в свет истинного Я (души) путём полного поглощения низших принципов. Тогда мы сможем правильно пользоваться умом, чувствами, мерами и проводниками, чтобы они составили часть единого целого, 'положительного Я', которое едино во всех проводниках. А как сделать это, будет видно из следующего шага, за который мы возьмёмся завтра.

УРОК 3

октября 1981

В двух предыдущих уроках мы говорили о поведении ума и необходимости приостановить это поведение, чтобы он был поглощён в истинное Я. Теперь мы переходим к практическим понятиям практики йоги. В начале нужно предпринять два осознанных усилия: 1) вновь и вновь применять свой сознательный ум (низший ум); 2) стать пассивным к окружающей среде и своим владениям в ней. На начальных стадиях у нас совсем немного инструментов, с которыми мы можем работать. Это низший ум и чувства. Мы должны дать тому, что у нас есть, наилучшее применение. Та часть инструмента, которую вы сознаёте — это лишь ваше сознание, действующее через ум и чувства. Учитесь давать доступному инструменту должное применение. Вы должны предпринять сознательную попытку углубиться в себя, проследить своё сознание, чтобы приостановить ту деятельность ума, которая идёт через чувства. Не следует понимать это как удаление в темноту, уход в мрачные пещеры в джунглях. Это не изоляция, не процесс самозакупоривания. Когда вы замечаете в саду солнечный луч, вы должны пойти в дом и открыть в нём окна, прежде чем вы сможете получать солнечный свет и в доме. Каждый момент практики вам надо стараться думать о своём Я. Вы можете делать это, наблюдая не-я, когда что-либо делаете. Начинайте всё больше сознавать своё существование, наблюдая и регулируя своё собственное поведение. Что бы вы ни делали, наблюдайте себя. 'Ремонт проводника должен совершаться в ходе его использования', говорит Учитель C. V. V. Ночью (в субъективности) вы должны проводить ремонт, а днём (в объективности) пользоваться проводником. Машина со всеми своими частями должна быть активна снаружи, тогда как вы активны внутри. Понаблюдайте, как ведёт машину опытный шофёр. Он ведёт её, но в действительности он её не ведёт — он беседует с другом, который едет с ним в автомобиле. Значит ли это, что он не ведёт машину? Он не ведёт, но ведут все его объективные составные части. Ваш ум ведёт, а вы нет. Вы говорите с другом, отвечая на любые его вопросы. Это следует практиковать и в жизни, в качестве первого шага. Это сознательная попытка наблюдать себя, в то время как ваша машина находится в действии. Делая это, вы поймёте, что в вас активны два человека. Один — наблюдатель, а другой — тот, кто делает. Теперь вы можете понять, что делающий является отрицательным полюсом вашего существования, а наблюдающий — положительным полюсом, истинным Я. Сила привычки каждое мгновение направляет вас к отрицательному полюсу, а ваше сознательное усилие приводит вас к положительному полюсу. Это усилие должно прилагаться постоянно, пока оно не внедрится в качестве привычки. Привычка укрепляется, и вы начинаете существовать в положительном полюсе, Ишваре (Сознании Господа) в вас. Прежняя привычка начинает терять хватку, а новая привычка набирает силу. Вы не можете бороться с привычкой, отвергнуть или удалить её. Вы должны создать новую и более сильную привычку, если хотите освободиться от старой.

Древние психологи, учёные от йоги, знали силу привычки. Ничто не выдерживает против привычки в попытке избавиться от неё. Знание всех самых лучших вещей в мире окажется тщетным и пропадёт зря, если вы попытаетесь применить его для избавления от привычки. Мы знаем силу привычки, и знаем, как привычки нас порабощают. И мы должны узнать, как использовать силу привычки в верном направлении. Чтобы устранить существующие привычки, укореняйте новые привычки в нужном направлении, и используйте в положительном направлении силу новых привычек. Старую привычку вы можете устранить лишь создав новую и более сильную. Это единственный метод. (Я разработал тезисы о привычках и их полезном применении. Мы можем поговорить об этом потом). Природа включила в нас способность к привычке ради нашего выживания в этих телах. Наше сердце бьётся в силу привычки. Наши лёгкие дышат тоже в силу привычки. Это принцип, лежащий в основе всякого повторения. Основа повторения — привычка. Повторение внедряет привычку, а привычка вызывает неизбежное повторение. Делайте что-либо с повторением, и вы внедрите себе новую привычку. Для этого вы можете понимать или не понимать, что делаете. Требуется лишь повторение, а не понимание. Понимание имеет свою ценность для другого, но здесь нам нужен именно процесс сознательного повторения чего-либо предложенного нам. На санскрите это называется абхьяса. Практику йоги называют йога-абхьяса, и это неверно переводят просто как 'практика йоги'. Это не совсем точно. Йога-абхьяса значит многократное, повторное приложение йогического сознания, чтобы увеличивать осознанность всего, что мы делаем (осведомлённость не о том, что делают другие, а о том, что мы делаем со всеми нашими проводниками).

Вопрос: 'Можно ли назвать это медитацией? Когда мы постоянно применяем сознание, можем ли мы сказать, что находимся в непрерывной медитации?'

Ответ: Мы на пути к медитации. Это самоосведомлённость. Это повторяющееся приложение должно быть вменено в обязанность низшему уму, который является вашим учеником.

Второй шаг состоит в том, чтобы стать пассивными к окружающей среде, в которую входят ваши отношения с другими и ваша собственность. Это то, что называется вайрагья или непривязанность. Вы должны знать искусство отстранения чувств от предметов, а ума — от чувств, и стать пассивными к сигналам чувств. Впечатлениям извне не следует позволять достигать ума внутри. Это возможно, лишь когда ум занят самоосознанием. Если ум не занят чем-то, его не удержать от внешних возмущений. Посмотрите, как свами в ашраме находится в своей комнате и не позволяет никому извне прямо к нему приближаться. Он делает так, потому что должен думать о своих внутренних делах. У нас в Индии есть один свами, который каждый раз раздражается и кричит во время своей беседы, если какой-нибудь ребёнок в аудитории шумит. Можем ли мы назвать его свами? Если ребёнок может побеспокоить его и оторвать от своей беседы о священной Бхагавад-гите, его нельзя назвать свами, потому что ребёнок имеет над ним больше власти, чем Бхагавад-гита. Так что не позволяйте тому свами, который в вас, беспокоиться из-за сообщений, которые доставляют чувства. Когда ваш ум будет занят осознанностью, он не будет получать впечатлений извне. И тогда случится чудо. Тот парень внутри начнёт светить вовне, в окружающую среду. Одежды внутреннего свами будут становиться всё ярче и излучат вовне пламя, как его собственное присутствие. Вы должны сделать этого внутреннего парня достаточно спокойным, чтобы он мог засиять. Это непривязанность.

Но если ваш подход будет неверным, у вас ничего не получится. Представьте, что вы сильно гневаетесь и раздражены, и вам нужно от этого отстраниться. Если вы закроете глаза и будете думать о том, как избавиться от гнева, вам это не удастся. Вы никогда не должны делать так, потому что этим вы медитируете на гневе. Если в вас есть слабость или что-либо нежелательное, не думайте об избавлении от этого — так вы будете думать о слабости всегда. Уму удаётся обхитрить вас и заставить думать о том, от чего вы хотели избавиться. 'Обхитрите хитрость' — говорит Учитель C. V. V. Это удивительный процесс. Вы можете проделать ещё одну хитрость с умом, который уже обхитрил вас, заставив думать о той вещи, от которой вы хотите избавиться. 'Обхитри хитрость' — это мантра, которую Учитель C. V. V. дал своей жене для практики непривязанности. Прежде чем совсем исчезнет любопытство, его нужно сделать пассивным. Не пытайтесь убрать любопытство из ума. Игнорируйте его, будучи в осведомлённости о чём-либо другом. Первый пункт делает возможным второй. Абхьяса вызывает вайрагью. Повторяемые усилия по самоосознанности и наблюдению собственной деятельности делают ум пассивным к окружению, так что любопытство совершенно исчезает. Вы должны перестроить свои привычки, социальную жизнь и повседневные дела, и создать такие обстоятельства, которые благоприятны и близки для вашей ежедневной работы. Возможности подвергнуться воздействию бури беспокойства должны быть устранены выбором места, дома, компании друзей и программой непрерывной работы. Знакомства и дружбу нужно постепенно перестроить и переустановить. Нужна компания положительно поляризованных людей, именуемая на санскрите сатсангатья. Избегайте людей чрезмерно критичных. Если они встретятся с вами, не боритесь с ними и не спорьте. Вы можете с улыбкой ответить им 'да' и легко ускользнуть. Вы можете помочь им и сделать им приятное (хотя последнее почти невозможно). Но вы не должны развлекать их. Не привязывайтесь к ним симпатией или антипатией. Если они нравятся вам, это вызывает привязанность, а если не нравятся, то это даёт привязанность ещё худшую. Через несколько недель или месяцев такие люди, оказавшиеся среди ваших знакомых, перестанут находить в вас что-то интересное или притягательное, и отпадут сами. Тем временем, при помощи самонаблюдения и расположения в месте, подходящем для практики, вы становитесь менее реактивными. Вы должны найти место, где не подвергаетесь возмущению. Объективно говоря, это невозможно, поскольку деятельность ваших знакомых не находится под вашим контролем. Каждая попытка управлять ими объективно приводит к напряжённости между вашим умом и умами других. В предметном мире обстоятельства представляются непреодолимыми, тогда как субъективно вы можете не поддаваться им и стать хозяином положения, если начнёте этому учиться. Не начинайте своей попытки с физического удаления. Это вызывает напряжение. Начните с того, чтобы на субъектном плане перестать быть привязанным к своему окружению. Этого можно достичь путём включения себя в продолжительную программу. Я приведу пример. Допустим, среди нас есть два человека, которые разговаривают во время урока. Если вы захотите узнать, о чём они говорят, или попытаетесь заставить их замолчать, то вы потерпите неудачу, потому что лишь привяжетесь к ним. Но если вы начнёте активнее думать о своём деле, то этот разговор перестанет для вас существовать. Через некоторое время ваше присутствие начнёт сиять и распространяться в комнате. Это повлияет и на них; они перестанут говорить и постепенно тоже начнут думать о своём деле. Благодаря бессознательной телепатии то же самое имеет место у всех живых существ нашей Земли; ваша отстранённая природа позволяет вам светить в своём окружении своим присутствием. Через бессознательную телепатию это передаётся другим, и они чувствуют, что им хочется помолчать и подумать о своих делах, пока они находятся в вашей комнате. Познайте искусство быть пассивными по отношению к среде и активными по отношению к самим себе. Это и есть истинная практика непривязанности. Главное препятствие тут любопытство. Представьте, что после занятий я захочу узнать ваше впечатление о моей лекции. Я подойду к каждому из вас и спрошу — ну как? Это значит, что я стимулирую вас к тому, чтобы вы побеспокоили мою осознанность, в то же время нарушая и вашу самоосознанность. Такие вредные черты, происходящие от эгоизма или не-я, нужно сознательно контролировать, стараясь думать о своей работе, не заботясь о результатах. Работа управляет умом и позволяет нам лучше понимать вещи. К джняна-йоге нас должна вести карма-йога. Иного пути нет. Размышляя о джняна-йоге и пытаясь понять, что же это такое, мы можем прочитать целые тома философии без всякой джняна-йоги. Работа — вот решение, а не философия. При каждом шаге мы должны прилагать себя к работе и практиковать непривязанность. Постоянное применение ума к самоосознанности и практика непривязанности вместе позволяют поддерживать ум в поглощённости. Начать нужно с низшего ума — просто потому что это единственный доступный на начальных стадиях инструмент. Для поглощения низшего ума должен быть использован сам низший ум.

Некоторые советуют для практики непривязанности оставить своих близких, дом и собственность. Бросьте жену, детей, отца или мать и уходите в леса — говорят они. Это негативное понимание непривязанности. Отречение не следует понимать как непривязанность.

Вопрос: 'Люди очень часто уезжают из Европы в Индию, чтобы найти учителя. Вы хотите сказать, что это неправильно?'

Ответ: Именно так. Вы должны учиться там, где вы есть, и выполнять требуемую работу для Учителя и для себя. Если вы уедете в Индию, это не будет означать ничего, кроме любопытства, эмоций и глупой преданности. Ваш уход лишь помешает работе, побеспокоит вашего учителя и прервёт вашу практику непривязанности. Вот в чём причина того, что Учителя не показываются. Они не хотят, чтобы вы оказывали им честь, признали их и поклонялись им, тем самым только мешая и докучая. Они хотят, чтобы вы выполняли свою работу, поскольку они выполняют и свою, и вашу. В отношении этих двух вещей желания нужно постепенно свести к нулю.

Желания следует отличать от потребностей. Потребности — такие, как в еде, пище, сне и крове, касаются в основном вас самих. Потому мы можем их легко определить и удовлетворять их. Желания же относятся не к вам, они относятся к уму. Потому вы не можете ни определить их, ни очертить, ни исполнить. Никто в действительности не может дать научное определение желания, поскольку желание само ненаучно, будучи непрогрессивным в своём происхождении и развитии.

Представьте, что для нашей работы здесь нужны часы. Вы можете повесить часы на стене, чтобы все могли пользоваться ими и выполнять свою работу. Но если мне нравится иметь свои собственные часы, то это уже желание. Если мои часы украдут, то я могу работать, сверяясь с часами на стене. Это возможно только если я знаю свою потребность. Если же у меня не потребность, а желание, то я не смогу работать, когда обнаружу, что мои часы украдены. Мои мысли о часах приведут мой ум в болезненное состояние, и моё настроение испортится. Мне уже будет не до работы. Если же я забочусь только о потребностях, то смогу продолжать работу и с помощью часов на стене, а на досуге потом купить себе новые часы. Различайте между желаниями и потребностями, и лишь к потребностям прилагайте свой ум. Желания исчезают. Еда — это потребность, а аппетит к вкусной пище — это желание. Вы можете есть вкусную еду, но должны пользоваться вкусом лишь для удобства еды. Вкус — дар природы, позволяющий вам лучше исполнять свой долг по обеспечению тела топливом. Если вы заботитесь об этом даре, то это получается в ущерб работе. Если вы едите для удовлетворения вкуса, то заболеете. Что бы ни дала нам природа — это хорошо и желательно, и вы можете пользоваться этим для удобства своей работы. Использование вкуса для еды — это йога, тогда как еда ради вкуса — это рога, или болезнь. Постоянные усилия помнить эти вещи в повседневной жизни есть абхьяса. Постепенное отстранение от вещей путём сосредоточения на своей работе есть вайрагья. Со временем вы станете всё меньше реагировать на среду (на меры формы, цвета, запаха, вкуса и так далее), и быть всё более осведомлёнными о содержании этих мер, Ишваре во всём, том Я, которое в каждом и во всём.

Патанджали даёт определение того, какими должны быть повторяющиеся непрестанные усилия. Это попытки стать более осведомлённым о той осознанности, которую нужно развить. Ваша природа желания поглощается путём приложения желания к этой цели. Ум подобен платку, сделанному из куска материи. Если вы поместите на него камфару, он будет сохранять запах камфары, а если выжмете на него лук, то будет нести запах лука. Если вы вынашиваете в уме желание, то он начинает пахнуть желанием, и сохраняет этот запах некоторое время. Но если вы поместите на платок огонь, то нельзя будет сказать, что платок приобрёл запах огня. Огонь — это исключение, его платок не может переносить. Подобно этому и приложение желания. Ум, находящийся в сознании йоги, не сохраняет желание. Вместо этого желание исчезает в осознанности, поскольку ум тоже поглощается в осознанность. И поскольку невозможно изгнать желание путём борьбы с ним, вы должны приложить его к своей собственной осознанности, и оно исчезнет. Вот к чему стремились Учителя, когда говорили основателям Теософического Общества о Всемирном Братстве и образовании ядра. Образование ядра братства было понято членами этого общества во внешнем, предметном смысле. Они собрались и сформировали физическое ядро. Они хотели открыть на физическом плане новый центр мудрости с многими главами (внешними и внутренними), просто встретившись физически. Но если каждый не образует ядро йогической осознанности в себе самом, то и образование физического ядра невозможно. Под 'ложей' Учителя имели в виду, что есть ложа, в которой располагаются дэвы, чтобы сформировать конституцию, которая называется 'человеком'. Если члены общества не знают своих тел и умов, то нет смысла в образовании ложи на физическом плане. Мы видим, что сейчас и многие рестораны называются 'ложами', но не в этом смысле применяли слово 'ложа' Учителя. Это не дом на физическом плане, и вот почему Д. К. говорит, что 'в этом столетии не должно быть ашрама на физическом плане'. Когда же они собрали ложи на физическом плане, не зная, как дэвы располагаются в их конституции, результат получился совсем не тот. Каждый стал выдвигать своих президентов, чтобы они присматривали за ложей. Тогда Учителя пошли своим путём, будучи заняты своей собственной работой, оставив в физических ложах лишь свои изображения. Вот что случилось со многими духовными организациями. Следить за формальной стороной вещей необходимо, но делаться это должно лишь как следствие нашей осведомлённости о духе этих вещей.

Будьте активны, не становясь занятыми. Занятость — это психическая болезнь. Прибавление же активности означает прибавление здоровья. Это реорганизует все имеющиеся в вас силы и разумы. Активность значит самоосознанность. Занятость — это лишь самовнушение, не имеющее отношения к вашей работе, и оно делает вас болезненными и усталыми от идей работы. Мы даём себе установку, что не можем выдержать работы. Это делает нас слабыми и больными, полными саможаления. Восемьдесят процентов утомления и неврозов среди европейцев и европеизированных индийцев — просто самовнушение. Вы можете легко избавиться от всего этого, поддерживая себя в активной самоосознанности.

Повторение — это усилие, позволяющее управлять низшими импульсами. Оно позволяет вам выживать. Сердцебиение и дыхание именно повторением позволяют вам жить. Так и вы каждую минуту должны повторять усилие к самоосознанности. Установится новая привычка, и через некоторое время повторение уже не потребует усилий. Патанджали говорит, что привычка глубоко укоренится. Когда вы некоторое время держите ветку дерева в земле, то она сама начнёт пускать корни в почву, которые делают её независимым деревом, так что затем вы можете спокойно отрезать её от родительского дерева, сделав её отдельным растением, которое в свою очередь тоже сможет быть родительским. То есть это подобно посадке растений, а не пересадке тканей, которую практикуют в больницах. Новая привычка должна стать независимой и сделать вас независимым от старой привычки, которая не даёт вам двигаться вперёд, и вы отрезаетесь от старой привычки. А возможным это делает повторение. Когда процесс укоренения завершён, вы уже продолжаете повторять процесс вообще без всяких усилий. Точно так же как опытному водителю не нужно думать о своём вождении во время езды, вам не нужно будет думать о своём повторении. Вы станете пассивны в отношении попыток и активны в отношении повторения. Поначалу мы учимся делать те или иные вещи и совершаем их с усилием. Через некоторое время они совершаются нами без нашего собственного делания. 'Прекратите делать что-либо и научитесь пребывать в себе, без делания. И всё будет сделано' — говорит Бхагавад-гита.

Желание что-либо видеть и слышать должно быть устранено развитием пассивной осведомлённости. Увидев, как на рынке кто-то говорит об очень интересных вещах, вы можете получать удовольствие от его речи. Вернувшись же домой, вы должны думать о своей работе, а не об услышанных интересных вещах. Когда вы настроитесь на работу, вам нужно помнить о тех вещах, которые включены в рабочий план, тогда как другие делаются малозначимыми в силу вашего активного отношения к своей осведомлённости, вызывающего пассивное удаление от всех остальных вещей. Когда есть план, вы начинаете его выполнять, а не подвергаете его опять процессу обдумывания и планирования. Есть люди, которые думают и думают над планом. Человек хочет ночью сесть на поезд и начинает думать об этом и планировать с утра предыдущего дня. Умственно он ловит этот поезд за несколько часов или даже дней. Получается ловля ворон и ничего более. В Индии мы называем это ловлей кошек. Каждый раз кошка ускользает, и ты хватаешь только пустое место, где она только что была. Каждый раз предпринимается попытка со всей помпой, с соблюдением процедуры, церемониала, предосторожностей и тишины, но ловится лишь пустое пространство. Так этот пассажир в мыслях многократно отправляется на станцию, покупает билет и стоит на платформе ещё до того, как он сделает это физически. В результате он оказывается в поезде без портфеля, который он оставил дома.

В практике йоги, если вы намереваетесь что-то сделать физически, не совершайте этого ментально. Намерения в долю секунды для ментального плана достаточно. Обдумывание здесь не нужно, поскольку это физический процесс. Желание видимого и слышимого должно исчезнуть. То, что услышано нами — это уже много, слишком много. Мы изучили множество книг, были на многих лекциях. Всё это — то, что было нами услышано. Если вам нужно сделать что-то на основании этого, делайте. Но не начинайте раздумывать и создавать последовательность мыслей о том, что вы услышали. Вы можете прочитать все книги в мире, включая Писания. Если при этом вы почувствуете, что хотите что-то сделать, делайте это. Иначе же не думайте об этом. Вот что советует нам Патанджали словом 'абхьяса', которое он определяет через понятия джапа и артхабхавана. Артха значит цель, бхавана — выдвижение мысли, намерение. От вас требуется формулировка мысли для какой-либо цели, а не процесс обдумывания. Если вам нужно что-то сделать, это живёт с вами всегда, а остальное должно уйти, не порождая мыслей. Допустим, вы читаете в Евангелии: 'люби ближнего, как самого себя'. Нет смысла повторять эту фразу в уме. Если вы можете любить — любите, но иначе забудьте всё об этой фразе. Вот что имеет в виду Патанджали, когда говорит об артхабхаване. Когда вы не готовы любить ближнего, то это высказывание развивается в целую философию и может вызвать чрезмерное напряжение. Будь это книга по науке, искусству, законам, будь это ценный совет друга или даже сама книга афоризмов Патанджали, всё равно: если вы намереваетесь сделать что-либо — делайте это, а иначе — забудьте.

Ещё несколько слов о непривязанности. Бхагавад-гита предостерегает нас: непривязанность — это не процесс морения ума и чувств голодом. Я приведу вам пример. Представьте, что в один прекрасный день сюда прибывает свами Кришнамачарья, который приглашает вас пройти курс йоги. Если он скажет прийти очень рано утром, вы спросите: 'могу ли я перед выходом позавтракать?'. Свами ответит: 'нет, это очень плохо, вы должны прийти с пустым желудком, и в этих вопросах нужно быть очень щепетильным'. На следующий день вы приходите на пустой желудок и садитесь. Свами просит вас закрыть глаза и спрашивает — что вы видите? Скорей всего вы ответите — 'прекрасный кусок хлеба, намазанный маслом и джемом'. Ум засорён, и из-за этого варенья голова уже не варит.* И бедный свами уже не может вернуть вам рассудок — джем сейчас для вас слаще голоса свами. Позволь он вам съесть физический хлеб перед приходом сюда, тогда бы вы не наблюдали ментальный бутерброд, как только закроете глаза. И тогда ум был бы готов последовать совету свами. Тогда бы он мог говорить о вайрагье. Ментальный голод никогда не допускает вайрагьи. Когда ум и чувства голодны, то предметы чувств имеют в уме свои семена. Вы не можете хвалиться тем, что победили желание к алкоголю в его отсутствие. Семя желания всё ещё здесь и готово прорасти, дать цветок и принести плоды и новые семена, как только бутылка окажется в пределах досягаемости. Вот какое предупреждение даёт нам Бхагавад-гита касательно непривязанности. Деревья желаний окружают наши чувства и постоянно засевают наши умы своими семенами. Если вы срубите деревья, семена прорастут в вас опять. Не рубите древо желания. Если что-то неизбежно, оставьте это пассивно, наращивая осведомлённость о своей работе внутри. Дерево само истощится и засохнет, тогда как семя внутри вас будет обезврежено огнём самоосознанности. В лучшем случае вы получите поджаренные семечки, которые смогут когда-нибудь послужить духовным завтраком. Вы должны знать процесс поджаривания находящихся в вас семян. Помните, что удовольствие нельзя уничтожить, ибо оно божественно. Когда чувства пытаются получать удовольствие от внешних предметов, вы не можете уничтожить удовольствие. Вы имеете моральное право лишь просветить чувства и вернуть их к верному типу удовольствия. То, что получает йог в конце своей практики — ни что иное, как удовольствие. Чувства нужно освободить от попыток получать наслаждение, они должны быть возвышены до наслаждения реальностью. Сама природа души есть наслаждение, а вы не можете её уничтожить. Если вы попытаетесь отвратить чувства от их попыток наслаждаться, это может привести к опасным последствиям. Это ведёт к низменным инстинктам. Что происходит, когда вы подавляете половой инстинкт? Это ведёт к чудовищным методам. Вы должны создать вкус к чему-то высшему и более истинному. И тогда вы станете пассивными к сексуальному инстинкту, что будет достигнуто через данный Богом процесс моногамии, который был назван Ману грихастха дхармой.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...