Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средний путь



1. Тот, кто следует учению Будды, должен избегать двух крайних образов жизни: во-первых, предавания своим низменным желаниям, поддавшись им, во-вторых, аскетической жизни, подвергая свое тело и душу всевозможным истязаниям.

Избегая этих двух крайних образов жизни, надо жить средним образом жизни, который открывает духовные глаза, развивает разум и ведет к просветлению.

Что значит средний образ жизни? Это значит восемь правильных путей: правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильные дела, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточение.

Все в этом мире создается и разрушается по стечению обстоятельств и нельзя сказать, что вещи существуют и не существуют. Одни глупые люди считают, что они существуют, другие — что они не существуют. Но для людей с правильным разумом все это вне существования и вне несуществования. Это и есть средний правильный взгляд на вещи.

2. Представим, что у нас плывет большое бревно по большой реке. Если оно не будет приближаться ни к правому, ни к левому берегу, не утонет на середине реки, не будет выброшено на берег, не будет выловлено человеком, не будет вовлечено в водоворот и не подгниет изнутри, оно в конце концов достигнет моря.

Тот, кто следует учению Будды, как это бревно, не должен привязываться к внутреннему и внешнему, к существованию и несуществованию, к правильному и неправильному, он должен избавиться от заблуждений, не должен думать о просветлении, а должен плыть по середине реки. Это и есть средний взгляд на вещи, средний образ жизни.

Для того, кто следует учению Будды, важно в своей жизни избегать крайностей и всегда придерживаться середины.

Не следует привязываться к чему-либо, надо знать, что все на свете не создается и не разрушается, не имеет определенных свойств. Не следует привязываться даже к своим добрым делам, не следует привязываться ни к чему.

Не привязываться - это значит не держаться крепко за что-либо, не иметь привязанности. Следующий учению Будды не боится смерти и не просит себе жизни. Он не следует разным взглядам.

Когда человек привязывается к чему-либо, сразу же начинается его заблуждение. Поэтому следующий по пути просветления не должен ни к чему привязываться, не должен ни за что держаться, не должен ни чем увлекаться, не должен ни на чем останавливаться.

3. Просветление не имеет определенной формы или цвета, чем бы оно могло проявиться. Поэтому в просветлении нет того, что просветляется.

Так как есть заблуждение, есть и просветление. Если не будет заблуждения, не будет и просветления. Без заблуждения не может быть просветления, без просветления не может быть заблуждения.

Поэтому существование просветления становится помехой. Светить надо, потому что есть мрак. Если не будет мрака, не надо светить. Не будет тогда ни света, ни того, что надо освещать.

Поистине, тот, кто следует учению Будды, достигнув просветления, не останавливается на нем. Потому что существование просветления есть заблуждение.

По достижении такого состояния все, будучи заблуждением, является просветлением. Все, будучи мраком, является светом. Надо просветлеть до такой степени, когда все мирские страсти будут ни чем иным, как просветлением.

4. Все вещи равны между собой, между ними не существует различий. Это понятие называется шуньята или пустота. Вещи сами по себе не имеют субстанции, они не создаются и не разрушаются. Их невозможно описать словами. Потому - они пустота.

Все на свете взаимосвязано, все зависит друг от друга и не могут вещи существовать одни, сами по себе.

Это как тень и свет, как длина и короткость, как белое и черное. Вещи сами по себе не могут существовать одни. Они являются несубстанциональными.

Более того, без заблуждения нет просветления, без просветления нет заблуждения. Так как эти два понятия не противоречат друг другу, вещи не имеют двух противоположных свойств.

5. Человеку всегда кажется, что вещи создаются и разрушаются. Но на самом деле вещи не создаются, а, значит, и не разрушаются.

Человек, который приобрел глаза, увидевшие истинное положение вещей, познает, что вещи не рождаются и не разрушаются, постигает истину и начинает понимать, что это не разные понятия.

Человек думает, что есть «я», поэтому он твердо держится за «свое». Но на самом деле нет «я» и не может быть «своего». Узнав, что нет ни «я», ни «своего», человек постигает истину и начинает понимать, что это не разные понятия.

Человек думает, что есть чистое и грязное, и делит все на чистое и на грязное. Но на самом деле нет вещей ни чистых и ни грязных. Чистое и грязное - все это ошибочные представления человека.

Человек думает, что есть добро и зло, и делит все на доброе и на злое. Но нет одного добра, и нет одного зла. Человек, следующий по пути просветления, постигает истину и понимает, что добро и зло - это не разные понятия.

Человек боится несчастья и желает счастья. Но если посмотреть на эти понятия глазами с истинным разумом, то выяснится, что несчастное состояние есть не что иное, как счастливое состояние. Поэтому он поймет, что несчастья есть не что иное, как счастье. Он постигнет истину и поймет, что нет ни заблуждения, овладевающего телом и душой и сковывающего свободу, ни истинной свободы.

Поэтому, когда говорят «существование» и «несуществование», «заблуждение» и «просветление», «существенное» и «несущественное», «правильное» и «неправильное», на самом деле не существует двух противоположных понятий. Их истинное состояние невозможно выразить словами, невозможно показать, невозможно постичь. Нужно освободиться от слов и представлений души. Когда человек освободится от этих слов и представлений, он познает истинную пустоту.

6. Например, лотосы не растут на чистых плоскогорьях и на возвышенностях, а цветут в грязном болоте. Точно так же просветление достигается в заблуждениях, семена Будды рождаются из ошибочных взглядов и заблуждений.

Как не достать бесценных сокровищ, не спустясь на морское дно, преодолевая всевозможные опасности, так и не обрести сокровища просветления, не войдя в грязное море заблуждений. Хоть привязанность человека к себе ростом и с гору, если он сможет решиться последовать учению Будды, он непременно достигнет просветления.

Как в старину мудрецы не получали ранений, взбираясь на остроконечные скалы, не сгорали и не умирали, бросаясь в полыхающий огонь, и оставались всегда свежими и бодрыми, так и человек, следующий учению Будды, на остроконечных скалах чести и славы, в полыхающем огне ненависти будет чувствовать свежий ветерок просветления.

7. Следующий учению Будды постигнет истину и поймет, что противоположные понятия - это не разные понятия. Если из двух противоположных понятий выбрать одно и твердо держаться за него, это будет ошибкой, если даже оно доброе или правильное.

Если человек будет придерживаться мнения, что все на свете меняется, это тоже будет ошибкой. Если же он будет твердо придерживаться мнения, что ничего на свете не меняется, это будет еще большей ошибкой. Если человек будет твердо верить в то, что есть свое «я», это будет ошибка, и он не сможет прекратить своих страданий. Если же он будет твердо верить в то, что нет своего «я», то это тоже будет ошибка и ему не будет смысла следовать учению Будды.

Если человек будет неколебимо верить, что все на свете страдание, это тоже ошибка. Если же человек будет неколебимо верить, что все на свете удовольствие, это тоже ошибка. Учение Будды указывает средний путь, оно учит избегать крайностей.

ГЛАВА III

СЕМЕНА ПРОСВЕТЛЕНИЯ





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...