Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Филипп Старк



Родился 18 января 1949 года в семье авиаконструктора Андре Старка. Всё своё детство он провел, наблюдая за работой отца, и унаследовал от него интерес к созиданию и изобретательству. Часами он мог вырезать, склеивать, сшивать, разбирать и собирать игрушечные самолёты, мотоциклы, велосипеды. Несмотря на то, что Старк всегда мечтал о карьере композитора или астрофизика, он посвятил себя «созданию поэтических продуктов», которые помогают людям воплощать мечты и дарят частичку чуда, сотворенного руками человека.

В 1968 году Филипп Старк, окончив парижскую Школу Камондо (Школа дизайна объектов среды обитания и интерьера), открыл своё собственное дело — дизайнерское предприятие, специализирующееся на создании надувных инсталляций. С 1969 года начал сотрудничать с Пьером Карденом, пробуя себя в роли дизайнера-оформителя. Он нарабатывает мастерство, оттачивает свой собственный стиль, и с 1975 года обращается к самостоятельному творчеству промышленного дизайна и дизайна интерьера. В 1977 году Старк отправляется в кругосветное путешествие, которое затянулось почти на 2 года. По возвращению в Париж открывает фирму «Старк продакт», занимающуюся оформлением интерьеров. К сотрудничеству с ним стремятся престижные организации: «Витра», «Алесси», «Балери Италия» и т. д. Старк пробует свои силы во всех областях дизайна, проектирует всё: от мелочей быта до градостроительных ансамблей. Но в основном занимается серийным выпуском товаров народного потребления сдержанного дизайна, созданием уникальных вещей. В 1982 году Старк прославился на весь мир своей работой по меблировке и переоборудованию апартаментов президента Франции Франсуа Миттерана в Елисейском дворце, где сделал санузел с коническими унитазом, биде и ванной. В 1984 архитектор проектирует внутренний интерьер кафе «Кост». За эту парижскую работу Филипп Старк в 1987 году в Чикаго получит премию «Платинум сёркл», а его стул «Кост» будет отмечен премией в 1986 году на Ярмарке мебели в Нью-Йорке. В дальнейшем дизайнер осуществит масштабные проекты и в других странах: интерьеры ресторана «Манин» (Токио, 1985), отелей «Ройалтон» (1988) и «Парамаунт» (1990) в Нью-Йорке и другие. В 2008 году по инициативе Бернара Кушнера, в то время министра иностранных дел Франции, Старк получит должность «художественного директора председательства Франции в Европейском союзе».

Несмотря на то, что Старк не получал образования архитектора, он много в своей жизни работал над отелями, домами и павильонами в США, Азии, Европе. Все спроектированные им объекты сочетают в себе практичность, простоту, прочность и великолепный дизайн.

Каждый свой новый объект Филипп Старк проектирует как жизненное пространство, которое несет атмосферу определенного места. «Дизайнер-нарциссист, помешанный на самовыражении, никому не интересен, — говорит Старк. — Место, оформленное им, должно что-то говорить людям. Давать им энергию, новые идеи». Наиболее очевидными примерами этого явления можно назвать ресторан Teatron в Мексике (1985) и Teatriz в Мадриде (1988), дизайн этих помещений наиболее близок к оригинальной архитектуре театра. В 1988 году Старк так же восстанавливает старый Парижский театральный зал La Cigale, который и сегодня считается одним из лучших благодаря своей неповторимой акустике.

- У меня есть психическое заболевание под названием креативность, и я работаю, работаю, работаю без остановки

Каким бы ни был проект, Старк настраивается на своеобразный неповторимый пульс каждого здания, его особые вибрации, чтобы создать совершенное помещение, находящееся в гармонии с окружающей его средой, способное зажечь каждого своим романтическим пламенем. Через эмоции и реакции, которые рождаются внутри здания, посетитель начинает чувствовать себя участником необычной истории, будто бы он оказался в другом мире, где все его мечты становятся реальностью.

Отели, над которыми работал дизайнер, создали новый неповторимый образ Америки: Mondrian (Лос-Анжелес), Delano (Майами), Clift (Сан-Франциско), Hudson (Нью-Йорк). За проект отеля Faena в Буэнос-Айрисе Старк был удостоен премии «Лучший отель года».

При разработке интерьеров ресторанов и отелей Филипп Старк руководствуется простым правилом: пустые пространства кажутся гораздо солиднее заполненных. Простота и свобода, отсутствие лишних мелочей в интерьере дают возможность людям более тонко понять свой внутренний мир и расширить сознание. Интерьеры общественных мест благодаря выдающемуся дизайнеру превращаются в приятные, привлекательные и гостеприимные пространства.

1980 — Люмино-оскар (Oscar de luminaire)

1987 — Премия «Платинум сёркл»

1988 — Государственный гран-при за промышленный дизайн (Grand Prix National de la Création Industrielle)

1990 — Награда «Архитектура Интерьера»

1995 — Награда за Высочайшее качество дизайна

1998 — Кавалер Ордена искусств и литературы Франция

2000 — Кавалер Ордена Почётного легиона

2004 — Премия за лучший проект Siemens

2009 — Премия «Один из лучших Бизнес-Отелей мира»

2011 — Премия Дизайн Интерьера и многие другие

Создавая неповторимые предметы интерьера и дизайн-объекты, Филипп Старк старается улучшить мир, сделать его более гармоничным и справедливым. Он надеется, что в созданном новом мире каждый человек может сделать свой вклад в развитие будущего. Дизайнер, по мнению Старка, должен быть в курсе всех последних событий в мире и пытаться опередить время, предугадывая будущие потребности, мечты и проблемы человечества.

Своей жизненной позиции «творить добро для как можно большего числа людей» Старк придерживался с юности. Став дизайнером, он столкнулся с парадоксом своей сферы — комфортные интерьеры и мебель предназначались только для элитного круга потребителей. Чтобы удешевить свои творенья в ценовом плане, Филипп Старк решил создать мебель из пластика. Итогом его творческих экспериментов становится знаменитый стул Louis Ghost — шедевр современного дизайна. Этот проект символизировал новую веху в дизайне — демократизм, отход от роскоши и материализма.

- Я не люблю моду, законодателей моды и т. п., поскольку это очень изменчивое понятие. Я верю только в дизайн, который служит людям, на основе которого создаются полезные, функциональные вещи

Филипп Старк выражает протест философии потребления, он создаёт предметы, главная отличительная особенность которых - высокое качество и практичность, а не только престижный внешний вид. Всем известны его дизайн-проекты, предназначенные для широкого круга потребителей: сумки для Samsonite, телевизоры для Thomson, свечи для Baccarat, зубные щетки для Fluocaril, чайники, вазы, ножи, часы, мотоциклы, скутеры для Aprilia, лампы для Flos, офисная мебель, сантехника, кровати для Axor и Duravit, компьютерные мыши для Microsoft, кушетки, ванны для Maclaren, бутылки минеральной воды Glacier и многие другие. Обладая огромным умением находить и выявлять потребности целевой аудитории, дизайнер превосходит все возможные ожидания, воплощая мечты в реальность и удовлетворяя все потребности потенциальных клиентов.

В каждую вещь Старк вкладывает душу, поэтому его работы находят отклик в сердцах многих людей. Большинство им спроектированных предметов есть в собраниях ведущих музеев мира: Музей Дизайна в Лондоне, музей Le Musée des Arts Décoratifs в Париже, Бруклинский Музей в Нью-Йорке и многих других известных выставочных залах в Барселоне, Киото, Мюнхене и Чикаго.

Филипп Старк имеет множество постоянных заказчиков, но помимо этого он и сам продвигает линии продукции, которые, по его мнению, «органично сочетаются с телом человека». Так, серия эргономичных очков «Starck Eyes» для компании Mikli - проект, при создании которого дизайнер черпал вдохновение из линий человеческого тела. Коллекция предметов интерьера и мебели YOO, разработанная Старком, позволяет гармонично соединить в одном пространстве эстетику архитектуры и экологичность природы. Доминирующие черты его работ - супертехнологичность, «дизайнерски подкованный хай-тэк» - изобретательность, точность аналитического расчета, крик конструктивных решений, склонность к зрелищным эффектам, остроумие и ироничность.

- Я занимаюсь разнообразными проектами, если они имеют право на существование, и если я могу привнести что-то новое, какое-то реальное преимущество для пользователя. И я следую одной и той же этической модели как в работе над зубочисткой, так и в работе над яхтой.

Филипп Старк не мыслит себя отдельно от мироздания, большой глобальной системы бытия, но старается держаться вдали от современного хаоса и быстрого темпа жизни. Он живет в Испании на острове Форментера в очень маленьком доме без газа и электричества с женой Жасмин и несколькими друзьями. Старк находится там столько, сколько способны работать без подзарядки аккумуляторы его мобильного телефона и ноутбука, ведь именно благодаря ним он осуществляет «управление через отсутствие» своим парижским офисом.

«Существующие средства обслуживания вашего общества - это варварство, которое должно быть преодолено. Экология является абсолютной необходимостью»

В настоящее время Старк работает над улучшением экологической обстановки на планете, принимает участие в разработке автомобиля на водородном топливе, занимается подготовкой проектов центров туризма, практически не влияющих на окружающий ландшафт. Филипп Старк всегда интересовался достижениями научного прогресса, поэтому в рамках проекта компании Virgin Galactic по планированию туристических суборбитальных космических полётов он разрабатывает дизайн шаттла и космического аэропорта, который построили в конце 2011 года в пустыне штата Нью-Мехико (США). Сегодня это сооружение соответствует самым строгим требованиям экологического дизайна.

В прессе о Старке пишут, как о «неоднозначном творце», «безумном гении», «визуалисте», «революционере», но главное для него - вносить позитивные изменения в повседневную жизнь, учитывая традиции и внутренние человеческие ресурсы.

Филипп Старк регулярно принимает участие в конференциях и семинарах, посвященных дизайну. В 2007 году он выступил на ежегодной американской конференции Technology Entertainment Design («Технологии, развлечения, дизайн»), объединяющей практиков и теоретиков технологий, дизайна и экологии. Также Старк принимал участие в саммите Business of Luxury («Индустрия Роскоши»). Его простые и понятные обращения к публике завораживают последовательностью изложения и трогают сердца даже самых равнодушных слушателей.

Секрет успеха этого креативного дизайнера заключается в том, что он всегда опережает свое время, не боится экспериментировать и ломать стереотипы. Филипп Старк всегда смотрит в будущее, не гонится за всемирным признанием и всегда верен глубинным традициям человечества. Он никогда не отказываться от своих надежд, желаний, представлений и обязанностей, выступая за естественную элегантность.

В современном мире Старка уважают за оригинальность, точность и качество работ. Сегодня в глазах общественности его имя и личность ассоциируются со стремлением к лучшей жизни здесь и сейчас, не забывая про «завтра».

«Журналист может совершить переворот одной статьей, политик - одним законом, рок-группа - одной песней. Я потратил целую жизнь на то, чтобы лишить дизайн элитарности. Может, я не лучший дизайнер на планете, но по крайней мере мне это удалось».

Джаспер Моррисон - лидер современного английского авангардного дизайна. Представитель "новой простоты" так называемого "но-дизайна". Родился в Лондоне. Обучался дизайну (1979 - 1985) в Кингстонском политехническом институте, Королевском колледже искусств в Лондоне, Высшей школе искусств в Берлине. В студенческие годы, в отличие от многих молодых дизайнеров, которые начинают свою творческую деятельность с изготовления предметов своим руками, Джаспер выискивал небольшие мастерские, которые соглашались изготовить предметы из готовых промышленных объектов. Так его Flower Pot Table 1984 сделан из стеклянного круга, поддерживаемого простыми цветочными горшками.


По окончании учебы открывает собственное бюро "Дизайн-офис" (1986). Быстро добился успеха, известен своим аскетично-элегантным, ироничным стилем. Его произведения отличаются лаконичной простотой и практичностью. Проектирует все: от пластиковых подносов и бутылок до трамваев. Считает, что каждый аспект повседневной жизни достоин внимания и может стать предметом дизайна. Дизайн, по мнению дизайнера, нужно рассматривать не как особую сторону процесса производства, но как метод, который можно использовать для любой ситуации, чтобы улучшить ее с точки зрения эстетики, функциональности и коммерции. "Роль дизайна - совершенствовать среду, улучшать качество повседневной жизни на фундаментальном уровне." Дизайнер настаивает, что, кроме выразительной эффектной формы, за которой гонятся многие дизайнеры, существует множество важных аспектов, прежде всего - функция предмета.

"Мне кажется, что лучше оставаться собой и продолжать работать, чем делать то, что люди от тебя ожидают - красоваться, быть публичной фигурой и носить розовые костюмы". Пару лет назад он выпустил вторую по счету книгу "Все, кроме стен" (Everything but the Walls), в которой изложил собственные принципы дизайна. Он опубликовал свои проекты и дал к ним короткие пояснительные тексты - преимущественно о том, что его вдохновляло во время работы над ними. "Я думаю, что очень многое из того, чем мы занимаемся в последнее время, - это переработка, - говорит Моррисон. Это гораздо правильнее, чем искать новые пути и пытаться заново изобрести велосипед. И это справедливо для любого дела, которым занимаешься. Когда тебе всего 20, ты просто придумываешь дизайн, но 20 лет спустя ты уже просто воспроизводишь собственную же типологию. И понимаешь, что уже нет смысла производить какую-то вещь, пока не сможешь сделать ее гораздо лучше, совершенней". Прежде, чем приступить к выполнению заказа, дизайнер подробно изучает аналогичные предметы, для того, чтобы сделать объект более совершенный, более удобный, более простой. Так, работая над моделью стула Low Pad для Cappellini Моррисон взял за образец любимый им стул из стали и кожи, созданный в 1956 году финским дизайнером Poul Kjaerholm, но использовал новые методы обивки и сделал очень удобный и, одновременно, долговечный стул.
"Мой недавний проект для Alessi - набор столовых предметов - занял несколько лет. Я пересмотрел, кажется, все вилки на свете, сделал тысячи выписок из исторических архивов, я понял все, что нужно понимать про вилки. Только представьте, что вам нужно сделать предмет, развивавшийся более 1000 лет, еще более совершенным. Можно же с ума сойти! Вам кажется, что вы создали шедевр, а когда вы получаете его с фабрики, то это выглядит просто как кусок металла с четырьмя зубьями. Представьте, что люди скажут, что это не самая совершенная вилка на свете. Получается, что вы просто потеряли время". Моррисон распространяет принципы совершенства не только на вилки и дверные ручки, но и на сложные масштабные проекты - трамвайные вагоны для Ганновера (этот проект дизайнер характеризовал как изнуряющий, но интересный).

Промышленный и мебельный дизайн Моррисона помог определить понятие "новой простоты". Дизайнер считает, что для него главным в дизайне "всегда является сближение дизайна с "нормальностью", я стараюсь избежать дизайна, который доступен только небольшому привилегированному кругу "посвященных".

Среди его работ: инсталляция Новостного центра Рейтер на Документе 8 в Касселе (1987); инсталляция "Несколько новых вещей для дома номер 1" в Берлине (1988); инсталляция "Несколько новых вещей для дома номер 2" для фабрики Витра в Милане (1989); 1993 г. - инсталляция в Музее прикладных искусств в Вене. Среди клиентов студии числятся: Cappellini, Alessi Spa; Canon Camera Division; Rowenta; Sony Design Centre Europe; Vitra International AG; Samsung Electronics и многие другие.
В 1992 г. Джаспер Моррисон получил Немецкую государственную награду в области дизайна (Bundespreis fuer Produktdesign) за серию дверных ручек, сделанных для "Франц Шнайдер Бракель ГмбХ". В этом году его новая линия бытовой техники для Rowenta получила престижную премию Red Dot. А лондонский Design Museum выдвинул его в числе других четырех кандидатов на звание дизайнера 2005 г.

Сейчас дизайнер делит время между двумя студиями - лондонской и парижской, созданной несколько лет назад. Его компания "Jasper Morrison Ltd." занимается разработкой мебели, бытовых приборов и всем тем, что окружает человека в повседневной и рабочей жизни.

Карим Рашид - один из самых известных современных дизайнеров США, профессор Университета Искусств в Филадельфии. Его работы оказывают влияние на развитие мирового дизайна. Он не только практик индустриального дизайна, но и автор книг, статей, лекций.

Рашид родился в Каире в 1960, рос в Англии и Канаде, где и получил диплом дизайнера в университете Карлетон (Carleton University) в Оттаве. После стажировки в Италии в 1993 открыл собственную мастерскую в Нью-Йорке. Работал со многими именитыми клиентами, такими как Prada, Edra, Foscarini, ZeroDisegno, Method Home, Issey Miyake, Totem, Pure Design, Zeritalia, Fasem, Guzzini, Estee Lauder, Tommy Hilfiger, Giorgio Armani, Sony, Magis, Leonardo, Zanotta, Maybelline, Yahoo, George Kovacs, Citibank, Nienkamper, YSL и др. Сейчас он – самый продаваемый дизайнер мира. Каждый месяц в мире проходят две его выставки и с десяток лекций. Только за последние 10 лет получил около 30 наград в области промышленного дизайна. Более 70 его работ – в постоянных экспозициях 20 музеев дизайна и современного искусства.

Рашид считает, что «...нейтральность, как и дурацкий патетичный минимализм - мертвы. Модернизм – отжившая свое концепция. XXI век заботится о новой энергии, о нематериальном, об утрате формы и ее обретении, о прозрачности, цвете, запахе. О цифровых технологиях, способных создать место обитания одновременно реальное и ирреальное, метафизическое и физическое». Дизайнер хочет проектировать то, что «влияет на наше самочувствие: автомобили, самолеты, одежду, дома, роботов». Его предметы всегда окрашены в оптимистичные цвета: розовый, белый, серебристый, оранжевый и др. Рашид придумывает мебель, светильники, посуду, бутылки для жидкого мыла, парфюмерные флаконы, упаковку для косметики, одежду, драгоценности, часы, игрушки. Он проектирует все «от посуды до отелей» при этом дизайнер старается делать каждую вещь для человека так, чтобы она несла в себе утилитарное значение - была максимально полезной. К примеру, таковы пластиковые шахматы, которые никогда не падают, потому что вставлены в специальные лунки, помады в конусообразных корпусах, которые невозможно опрокинуть.

Максимально продуманы и его интерьеры, все в них удобно и рационально. Однако его конструкции, будь то мебель или флаконы для парфюмерии больше похожи на предметы обихода из далекого будущего, нежели на мебель или аксессуары для жилых помещений. Карим считает, что его футуризм - это смелая попытка соединить виртуальный мир с реальным, хай-тек с природой, физическое с социальным. О своих смелых, на первый взгляд фантастических интерьерах он говорит: «... я стараюсь максимально приблизить их (интерьеры) к потребностям сегодняшнего человека. Мы ведь все больше живем в виртуальном пространстве, и наш физический мир приобретает от этого иное значение. Поэтому предметы обстановки становятся технологическими объектами. Я уже не раз говорил и писал о том, что отрицать хай-тек - значит, отрицать современный образ жизни».

Карим Рашид убежден, что правильно оценить его интерьер возможно только пожив в нем.: «...человек, однажды поживший в моем интерьере, уже никогда не сможет вернуться в традиционную обстановку, потому что дизайн от Карима Рашида раз и навсегда покажет ему, что такие простые и прагматичные вещи, как окно с правильно падающим светом, или особая высота потолка, или многофункциональная мебель есть жизненно необходимые вещи. Правда, я осознаю, что окончательный переход к предложенной мною среде обитания - это дело будущего...».

Действительно, фантазии дизайнера не всегда понимаются заказчиками. Известен случай с бутиком для итальянского модельера Джорджио Армани. Рашид тогда предложил следующее: в магазине нет никаких одежды и мебели - только голые стены-экраны. На экранах маршируют манекенщицы в арманиевских моделях. Потенциального покупателя сканируют и, как в компьютерной игре, виртуальным образом примеряют на него понравившуюся одежду. Примерку при желании можно продолжить у себя дома, получив дискету с программой. Армани не соглашался на пустой магазин и хотел повесить там хотя бы немного одежды «...а то ведь получится бутик Карима Рашида, а не Джорджио Армани...», но дизайнер не согласился, и оба дизайнера вынуждены были отказаться от сотрудничества.

Крупные реализованные проекты интерьеров: рестораны в Нью-Йорке, гостиницы в Лондоне, Афинах и Лос-Анджелесе, интерьеры нескольких магазинов. Дизайнерский диапазон Карима Рашида позволяет ему разрабатывать как общий стиль интерьера, так и стиль каждой его небольшой детали, включая столовые приборы. Так, проектируя отель Semiramis в Афинах, он спроектировал все: от архитектуры и интерьеров до формы персонала и флаконов для шампуня. Цветовая гамма типично рашидовская: белый оттенен зеленым лаймом, оранжевым, желтым, розовым. Материалы: полимерные полы, цветное стекло, стеклянная плитка, масса медиапроекций, беспроводных устройств и прочих электронных новаций.

Несомненый интерес представляют «50 заповедей дизайнера», опубликованные в одном из журналов. В 2001 вышла книга "Я хочу изменить мир" ("I want To Change The World") в издательстве Universe Publishing. В ней представлены основные его идеи и проекты. Одно из намерений Карима Рашида - поставить компьютерные технологии на службу индивидуализации массовой продукции, придумать способы удешевить предметы дизайна. Карим Рашид мечтает о том, чтобы новые технологии сделали повседневность удобной, удобство красивым, а красоту доступной.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 448 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...