Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 7. С каждым днем архитекторы всего мира осознают важность своей роли в защите окружающей среды, они все чаще начинают воплощать в жизнь так называемые «зеленые»



Тема: «Современные тенденции в ландшафтном дизайне»

  1. «Зеленая архитектура».
  2. Виды современных ландшафтов.
  3. Обзор современной зарубежной практики.
  1. «Зеленая архитектура»

С каждым днем архитекторы всего мира осознают важность своей роли в защите окружающей среды, они все чаще начинают воплощать в жизнь так называемые «зеленые» проекты. В дополнение к снижению потребления топ­лива успешная зеленая архитектура улучшает комфорт проектируемых зда­ний, восстанавливая естественную среду, что., безусловно, вносит вклад в за­щиту экологии нашей планеты.

Иногда проектируют здание, сад в котором является неотъемлемой час­тью настолько, чти нельзя сказать, где заканчивается одно и начинается дру­гое. Чаще всего это выразительные по архитектзфе частные дома-сады. Они получили название «зеленая архитектура».

Первые образцы этого подхода появились в 70-е годы XX века. Примером может служить «Дом в холме» (Underbill) архитектора Артура Квормби (Arthur Quarmby), построенный в 1974 году в Йоркшире, Англия. Артур Квормби сотрудничал с учеными, занимающимися изучением и сохра­нением экологии окружающей среды. Поэтому в его зданиях применяются преимущественно натуральные материалы, активно используется природный ландшафт участка. Можно предположить, что такого рода дома со временем станут альтернативой традиционным жилым зданиям, особенно в сельской ме­стности.

Другое интересное здание этого направления - «Резиденция Брунселль», расположенная на берегу океана в Калифорнии, США. Архитектор Оби Баумэн попытался максимально подчинить дом окружающему ландшаф­ту, добиваясь органичного слияния его с природой. Этому замыслу подчинен и план в виде летящей чайки, и подбор натуральных строительных материа­лов. Простирающийся вокруг луг продолжается на покатой кровле дома, де­лая его похожим на землянку — издалека его можно принять за невысокий холм. В тоже время этот дом построен с использованием новейших техноло­гий того времени: здесь продумана тепло- и влагоизоляция, обеспечивается устойчивый климат-контроль внутренних помещений, врезанные в крышу окна обеспечивают естественное освещение. Резиденцию Брунселль можно отнести к энергоэффективным зданиям, так как накапливаемая в солнечных коллекторах энергия используется для подогрева воды и отопления в зимний период. Архитектору удалось исполнить все пожелания заказчика — хлебо­сольного хозяина: дом получился просторным, светлым, комфортным, с боль­шой кухней, расположенной рядом с гостиной.

«Зеленые коттеджи» действительно становятся все более популярными - люди хотят жить в уютных домах-«норках». Так, в 1993 году в Швейцарии, местечке Диэтикон, архитектором Петером Ветшем (Peter Vetsch) был пост­роен на берегу водоема целый комплекс из девяти домов (рис. 18). Эти дома больше напоминают холмистый природный ландшафт или белые барашки волн, чем жилую архитектуру. Невозможно понять, где заканчивается зеле­ный дерн и начинается собственно дом — архитектура и ландшафт действи­тельно составляют единое целое.

К «зеленой архитектуре» исследователи (например, Джеймс Винес) отно­сят и покрытые растениями крыши или затянутые лианами фасады городс­ких домов.

Психологи считают, что наш душевный комфорт в большей мере обеспе­чивает окружающая среда. Современные города — однообразные высотные дома, улицы, заполненные машинами и спешащими людьми, — отнюдь не спо­собствуют равновесию души, отсюда стрессы и плохое самочувствие. Во всем мире уже давно пришли к выводу, что необходима гармонизация городского пространства. Безрассудное отношение к экологии привело к плачевным ре­зультатам: крупные города превратились в «каменные джунгли», где на ули­цах не увидишь ни кустика, ни дерева. Озеленение городов стало насущной необходимостью. Цветы на улицах городов Европы — явление давно уже по­всеместное и обыденное, но неизменно привлекающее внимание, радующее глаз и поднимающее настроение.

Сады на крыше, вертикальное озеленение придают мягкость и уют городс­кой среде. «Солнечный свет, проходящий через листву, придает све­ту в интерьере мягкую окрашенность и легкую неравномерность»1, что благо­приятно сказывается на психологическом состоянии людей в городе. Верти­кальное озеленение фасадов появилось в большинстве стран Европы. Еще в 80-х годах XX века группа STERN работала над реконструкцией «Квартала 103». В результате здания получили более привлекательный и уютный вид. Примером может служить озеленение «Дома на Франкелуфер» в Берлине, выполненное архитектором Хинрихом Баллером совместно с группой STERN. Таким образом происходит организация уже существующих про­странств за счет создания природной микросферы.

Рассказывая о «зеленой архитектуре», нельзя не упомянуть произведе­ния известного австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Спираль, избранная им в молодости, стала на всю жизнь его любимой те­мой, формой его проектов и их содержанием.

В 70-х годах прошлого века на телевизионном шоу «Как нам обустроить город» Хундертвассер сказал, что он готов обустроить австрийскую столицу — для этого надо вернуться к матушке-природе и взять лучшее у нее, отказав­шись от прямых линий и используя в строительстве только натуральные ма­териалы. Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым «сво­бодным Домом» и реализацией мечты художника. Теперь это один из самых главных и посещаемых туристических объектов австрийской столи­цы, богатой, на памятники архитектуры и историиг В 80-х годах XX века это было непривычное для архитектурного облика Вены здание, которое никак не вязалось с классицистической официозностью центральных улиц, площа­дей и ансамблей, серостью и монотонностью окраин. Оно пришло в городс­кую среду как насмешка над ее завершенностью. Яркие краски суперграфического решения пластичных фасадов с бутафорскими гипсовыми фигурами и золотистыми куполами, разновеликими и непохожими друг на друга окна­ми и балконами радовали глаз многообразием и гармонией.

В архитектуре этого семиэтажного 50-квартирного дома почти нет прямых линий. Разноуровневые полы и лестничные марши символизируют лесные и горные тропы, а кривые, неравномерно оштукатуренные и окрашенные стены, напоминают полотна занавесок. Все пространство закруглено, даже произ­вольно расположенные окна прячут острые углы рам под карнизами и ниша­ми. Фасад дома окрашен большими квадратами от горчично-желтого до тем­но-зеленого и розового цветов.

Во внутренней отделке стен и полов дома применяются природные моти­вы (деревья, бабочки, лебеди, совы и утки) в виде аппликаций из осколков керамической плитки — все это китч или пародия на таковой. Хундертвассер, однако, не ограничился стилизованными растениями и животными и занялся озеленением дома всерьез: на все плоские элементы здания (крыши, балконы, террасы) была насыпана земля и высажены деревья, кустарники, цветы и про­сто трава. Столь неожиданное решение не испортило дом, а придало ему осо­бый шарм. Кроме того, по желанию художника строители дома увековечили себя разноцветными отпечатками рук на его стенах. Несмотря на всю фантас­тичность воплощения, здание вполне соответствует жилым нормам, а также требованиям противопожарной и других городских служб.

Исходя из этого можно предположить, чго архитектура XXI века, с одной стороны, будет стремиться к гармонии с природой и становиться «зеленой», все более сливаясь с ландшафтом, что, скорее всего, будет характерно для пригородов мегаполисов, с другой стороны, она будет черпать вдохновение из современной живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

  1. Арт-ландшафты и их типы.

Среди разнообразия современных садов выделяется особая группа — это не сады в буквальном, традиционном понимании, а скорее инсталляции, «го­ворящие» со зрителем на языке садовых знаков и символов. С одной сторо­ны, их объединяет использование новых технологий, методов и материалов; с другой стороны, эти сады возникли как воплощение в ландшафте современ­ных архитектурных тенденций и как отражение различных течений в искус­стве.

На формирование современных «АРТ-ландшафтов» в какой-то мере по­влияли традиционные ландшафтные приемы: неизменными остались способы посадки растений и уход за ними. Изменился сам подход к созданию сада — современный сад больше напоминает некую законченную композицию, музей­ную инсталляцию, скульптуру, внутри которой можно находиться. Образы «АРТ-ландшафтов» сформировались к концу XX века. Можно сказать, что эти сады — некий итог поисков искусства прошлого века.

В группе «АРТ-ландшафтов», как и в искусстве прошлого века, существу­ют отдельные стилевые направления. В зависимости от того, к каким источ­никам обращается композиция сада, их можно разделить на группы:

• кинетические сады;

• «игра в сад»;

• сады-артефакты;

• сады-инсталляции;

• сады с искусственными элементами.

Истоки современного садового дизайна относятся к началу XX столетия, когда такие крупнейшие представители модернизма, как Кандинский, Пикас­со, Матисс, Мондриан, Бранкузи (Брынкуши), Малевич и другие совершили подвиг, отважившись, каждый по-своему, проникнуть во внутренние художе­ственные миры новых временных и пространственных измерений.

В садовой архитектуре новые веяния воплотились в появившихся в 20-е годы прошлого столетия «архитектурных», или «кубистских», садах. Один из первых и сохранившихся до наших дней садов на вилле Ноэль, Франция, де­монстрировал новый творческий подход и способствовал освобождению идей абстрактного искусства от тесных рамок выставочных залов. В «ар­хитектурных» садах четко видна связь с живописью и скульптурой, сегодня несколько размытая. Так, основой планировки таких садов могли служить аб­страктные композиции Мондриана, Кандинского и других известных худож­ников, или же пространство сада могло походить на скульптуру в духе Якова Липшица.

Кубизм в садовом дизайне проявлялся так же как и в других видах искус­ства. Он ставил своей целью выявление геометрической структуры видимых объемных форм, познание реальности, раскрытие внутренней, философской сущности предметов с помощью новых средств. Проектирование одного из первых кубистических садов на вилле Чарльза и Мари-Л ауры Ноэль, извест­ных покровителей искусств, было поручено Габриэлю Гуэврикиану (Gabriel Guevreldan, 1900—1970), популярному мастеру ландшафтных концепций. В 1925 году на Международной Выставке современного декоративного и про­мышленного искусства в Париже он получил Гран-При за небольшой проект, названный «Сад воды и света».

Идеи радикального дизайна получили распространение на садовых шоу и выставках того времени. Историки архитектуры часто упоминают Междуна­родную Выставку современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже как событие, открывшее двери современным течениям в ландшафтной архитектуре. На этой выставке Роберт Маллет-Стивенс создал сад из бетона и травы: четыре угловатых дерева из армированного бетона зас­тыли на приподнятой плоской платформе. Это шокировало некоторых впе­чатлительных посетителей — несколько критиков устроили разнос, ругая ус­тановленное сооружение как пародию, карикатуру на искусство садоводства, чем только воспламенили интерес к данному экспонату. Другой автор — Габ­риэль Гуэврикиан, получил на этой выставке Гран При за небольшой проект, названный «Сад воды и света». Треугольные клумбы бегоний и агератума ок­ружали рамкой четырехгранную конструкцию. В ней, сверкая, чередовались треугольники зеркального стекла и воды, оживлявшиеся маленькими фонтан­чиками, разбрызгивающими воду.

Все эти перемены в искусстве привели к появлению в конце XX века са­дов весьма необычных форм. В этих садах порой вовсе нет растений, они ус­тупают свою роль необычным материалам, формам, оптическим иллюзиям и скрытым механизмам. Создаются «АРТ-ландшафты», навевающие воспомина­ния о произведениях «Собрания Ленца Шенберга». В центре внимания этих произведений оказывается человек, сознательно переживаю­щий то, что он воспринимает и делает.

Тонкий намек на не всегда корректное вмешательство человека в приро­ду прослеживается в «Саду дизайн-коллаж» Марты Шварц. Пря­моугольное пространство сада на крыше, полностью спроектированного из синтетических материалов, делится на две части примерно по диагонали. Одна половина представляет собой вариацию на тему классического регу­лярного французского сада со стрижеными изгородями и газонами; другая спланирована по мотивам японского синтоистского сада камней с характер­ными бороздами на гравийной поверхности. Впечатление еще более усили­вается, когда зритель замечает, что элементы, принадлежащие одной из по­ловин, как бы перепутаны: ренессансные топиарные фигуры оказались по­среди восточной части, а на «стриженую колонну» забралась искусственная пальма. Смысл этой игры — намек на генную инженерию (место, в котором находится сад, — Центр микробиологических исследований в Кембридже). Марта Шварп пошутила на тему генного сплайсинга — сшивания чужерод­ных кусочков хромосом, тонкой генно-инженерной технологии, в результате которой могут появиться на свет химеры и монстры, в том числе и в садо­вом обличии.

При проектировании Марту Шварц интересует не только чистота и глу­бина художественного замысла, но и то, как люди будут использовать создан­ные пространства, хватит ли сил поддерживать их в задуманном виде. «Сад дизайн-коллаж» был спроектирован на небольшой площади плоской кровли девятиэтажного здания Центра, конструкции перекрытия которого не были рассчитаны на большие нагрузки и не выдержали бы значительного веса. Кро­ме того, в бюджете научного института не были предусмотрены расходы по уходу за естественным садом, требующим регулярного полива и специально­го подвода воды. Поэтому Марта Шварц предложила «компенсацию есте­ственного ландшафта» — сад из искусственных материалов, радующий глаз, дающий психологическую разгрузку и в то же время не требующий никаких затрат.

Современные сады многое почерпнули из произведений художников-ки- нетистов, работавших в 70-х годах XX века. Трехмерные конст­рукции с использованием различных материалов, в 1970-х годах находившие­ся в музейных залах, сегодня, несколько видоизменившись, располагаются на территориях частных владений. Сегодняшние ландшафтные архитекторы с успехом разрабатывают идеи художников-кинетистов. Показательны сады Макато Сей Ватанабе, Иенни Йонеса, Лилианы Мольта и Жан-Кристофера Дениса.

Создание движения — главная тема в работах японского архитектора Ма­като Сей Ватанабе. Кинетический сад-композицию из покачива­ющихся стебельков-волокон он сделал акцентом нового культурного и инфор­мационного центра «Мурано Террас», расположенного в горах префектуры Гифу, Япония. Современный по сути, отражающий последние научно-техни- ческие достижения инженерной мысли Японии, этот проект основан на мно­говековой философии японского сада и отдает дань народной традиции лю­бования природой. Композиция «Колеблющиеся волокна» состоит из 150 тон­ких прутиков высотой 4 метра из углеродистого волокна, как бы вырастаю­щих из земли. Малейшее дуновение ветра создает их движение — они колы­шутся подобно высокой траве на лугу, тихо шелестя, как листва деревьев, уп­руго сгибаются под струями дождя, а потом тянутся к солнцу. И происходит чудо — искусственные волокна оживают под воздействием окружающей сре­ды, и сами становятся частью природы. Ночью верхушки волокон испускают мерцающий свет, и кажется, будто 150 светлячков покачиваются на травин­ках — это диоды, накопив солнечную энергию в фотоэлементах за день, пре­образуют ее в световую. Произведением Ватанабе можно любоваться и днем и ночью.

Художники-кинетисты искали опору не только в применении новых мате­риалов, но и в искусстве авангарда, в частности в русском конструктивизме. Часто они не ограничивались разработкой только кинетических проблем, но думали также о «синтезе искусств», о соединении света, цвета, звука, движе­ния. Исторические корни этого синтеза восходили к эстетической утопии рус­ского символизма (вспомним проекты А. Скрябина, В. Иванова, А. Белого), переосмысленной затем футуристами и конструктивистами.

Художники-кинетисты, например, известная московская группа «Движе­ние» (1962—1977) под руководством Льва Нусберга, создавали трехмерные конструкции с использованием металла, дерева, стекла, ткани, зеркал, гвоздей и ниток. Их занимала внутренняя взаимосвязь и рациональная гармония всех элементов. Для осуществления этой гармонии, в центре которой стоит чело­век, был выдвинут принцип сочетания искусственного и естественного, тех­ники и природы, прошлого и настоящего. Так возникли проекты оформления городской среды, интерьеров, театральных постановок, фильмов. Кинетичес­кие объекты отличались разнообразием — движущиеся, управляемые с помо­щью программы трехмерные конструкции с использованием оптических и цветовых эффектов, а также шумовой и электронной музыки. Кроме того, организовывались кинетические и театральные представления, выставки ки­нетического искусства, разрабатывались проекты искусственной биокибернетической среды. Во всех работах главным оставалось решение проблемы иден­тичности человека во времени и пространстве, в естественной и искусствен­ной средах.

Кинетические сады

Как уже отмечалось выше, к концу XX века изыскания кинетистов нашли отклик в ландшафтной архитектуре. Сегодня без разновидностей «кинетичес­кого сада» не обходится ни один садовый фестиваль или выставка. Часто дви­жущим элементом сада становится вода, именно она приносит в сад динами­ку, глубину и звучание. Так, на Цветочном шоу в Челси в 2003 году без при­сутствия воды в том или ином виде не обошелся ни один сад. Вода была пред­ставлена не только в привычных ипостасях. Помимо бегущей, льющейся, ка­пающей или стоячей воды попадались относительно неожиданные для сада водные затеи: звук воды, изображение воды на горизонтально положенной плазменной панели с постоянно повторяющейся видеозаписью поверхности мутного аквариума с японскими карпами кои.

«АРТ-ландшафты» кинетического направления иногда ведут диалог с предшествующими кинетическими композициями таких широко известных мастеров, как Кристиан Мегерт, Жан Тенгли, Вальтер Леблан, Пауль Тальман. Так же, как и при восприятии кинетических картин, зритель ста­новится соучастником творчества проектировщика. В 1999 году на одном из главных садовых фестивалей во Франции был представлен необычный сад «Идея», в котором «фонтаны» в виде разноцветных стеблей фантастического бамбука использовались как искусственная система орошения и в то же вре­мя играли эстетическую роль. Движение и звук в этом кинетическом саду рождались водой.

Принцип организации сада основан на применении серии колонн-фонта- нов из разноцветных пластиковых бутылок, перевернутых вверх срезанным дном, а горлышками нанизанных на длинную стальную трубу, скрытую в кон­струкции. Вокруг них море цветов и растений. Колонны из пластика так мно­гочисленны и декоративны, что полностью господствуют над пространством.

Создателями этого сада Лилианой Мольта и Жан-Кристофером Денисом было вычислено, что необходимо 20 литров воды в неделю для орошения квадратного метра, чтобы растения могли пережить жаркое и сухое француз­ское лето. При расчете получалось, что необходимы две колонны-фонтана высотой 1,5 метра на квадратный мегр площади. Вычисления учитывали даже тот факт, что некоторые растения требуют больше воды, чем другие, поэтому некоторые колонны выше, а некоторые ниже расчетных 1,5 метров.

Итак, в садах конца XX — начала XXI века кинетические композиции ста­ли не просто привычными, но — утилитарно используемыми.

Сады-артефакты

Многие идеи кинетистов были использованы в теории и практике художе­ственного оформительского и ландшафтного искусства. В конце 1970 х нача­ле 80-х годов прошлого века появляются композиции — «артефакты», произ­ведения на грани скульптуры и композиций в ландшафте. Подобные экспери­менты проводил архитектор Этторе Соттсасс, создавая свои «Метаморфо­зы» — композиции ка фоне горного ландшафта. Из отечественных авторов особо следует выделить имена Вячеслава Колейчука и Франциско Инфантэ — художников, работающих в этом направлении.

Колейчук — автор конструкторски изощрен­ных и пластически изящных, всегда парадоксальных светокинетических уста­новок, пространственных композиций, объектов, динамических, свободно трансформирующихся стержневых структур. Многие его работы имеют само­стоятельную эстетическую ценность, другие подчинены идее дизайнерского формообразования.

«Артефакт» — это «вещь второй природы, то есть вещь, сделанная челове­ком и автономная по отношению к природе; это также факт искусства (арт- факт), требующий полного творческого присутствия художника. Еще одно понимание артефакта связано с традицией, с культурой — это как вечная сим­волическая данность, как что-то такое, чего не может быть, но оно таинствен­ным образом случается». Артефакт в древних культурах — это символ тай­ны. В Древней Персии — черная стела-параллелепипед. В Амирабадской куль­туре — это тоже стела, но со скрученными на 90° относительно друг друга противоположными основаниями. Культура артефакта свидетельствует о бес­конечном мире, о связи всего сущего с тайной, реально эгот мир наполняю­щей.

«АРТ-ландшафты» многое взяли из идеи артефакта. Так, «Сад из пласти­ка» Деана Кардасиса можно считать чистым артефактом, инсталляцией под открытым небом. Цветные панели из плексигласа взаимодействуют с природой, меняют цвет и форму окружения. Свет, падающий сквозь панели, создает брызги цвета на растениях и находящихся рядом поверхностях. «Сад из пластика» — это скульптура цвета и света.

Сады'инсталляции

Все формы искусства, распространенные в XX веке, в той или иной мере получили свое отражение и в садовом дизайне. Одной из таких форм искус­ства является «инсталляция (от англ. installation — установка) — простран­ственная композиция, созданная художником из различных элементов — бы­товых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист Марсель Дюшан (1887 - 1968) и сюрреалисты. Создавая необыч­ные сочетания обычных вещей, художник наделяет их новым символическим смыслом. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет, — в при­вычном бытовом или в выставочном окружении».

Хотя идеи создания инсталляций получили отражение в ландшафте, одна­ко нельзя утверждать, что подобные попытки складываются в тенденцию, как это происходит с кинетическими садами или другими описанными выше объектами ландшафтной архитектуры. Сады-инсталляции пока остаются в рамках выставочных показов — они чересчур экстравагантны для частных участков, и даже на ландшафтных шоу такие композиции всегда являются акцентом.

В одном ландшафтном экспромте главную роль играли обыкновенные, ничем не примечательные столовые ложки, плотно заполнявшие собой про­странство. Они были похожи на отливающий металлом газон, про­изводящий жуткое впечатление. Настоящий дерн вздыбился и погиб под их натиском: остались только жалкие лохмотья пожухшей травы. Расположение композиции на фоне леса еще больше усиливало впечатление. Создание тако­го ландшафта — яркий призыв дизайнеров защитить окружающую среду от загрязнения. Одна оброненная после пикника ложка превратилась в фанта­зии ландшафтного дизайнера в 30 тысяч ложек, которые, размножившись, ата­ковали лес и разрушили природный уют этого места.

Сады с искусственными элементами

Как всегда бывает в искусстве, на основе предшествующего опыта, пережи­того и проанализированного, возникают совершенно новые образы садов, кото­рые сложно отнести к какой-то определенной категории, существовавшей ра­нее. Такой сад «Эко-парк» создал архитектор Энди Као, родившийся во Вьет­наме, но получивший образование в США. Основа его сада — необыч­ный материал: возникающая в процессе вторичной переработки стекла крошка в виде округлых гранул. В плане сад похож на абстрактную картину, по гармо­ничному взаимодействию материала и природы напоминающую артефакт, но все же является самобытным произведением, не имеющим аналогов.

Стекло наполняет весь сад, объединяя горизонтали и вертикали. Возмож­ность использовать стекло одновременно как покрытие пешеходного пути и как мульчу означает возможность стереть традиционное разграничение меж­ду искусственным покрытием и природным ландшафтом, между замощенны ми поверхностями и поверхностями, оставленными нетронутыми. В саду Као и то, и другое смешивается в приятный для глаз единый пейзаж, кроме того, стекло дает преимущество в цвете. Вне сезона стекло может являться прекрас­ной заменой цветам, а в сезон становится их приятным дополнением.

Уход за садом ограничивается необходимостью ворошить граблями стек­лянные кусочки. На покрытой им площади материал ведет себя как мульча из гравия и аналогично последней сохраняет влажность, отгоняя улиток и препятствуя разрастанию сорняков. В этом саду некоторые растения, такие как суккуленты или бамбук, извлекают выгоду от соседства со стеклом, в то время как другие растения могут обжечься от множества бликов. В северном климате свет от стекла может улучшить рост всех растений, а цветные реф­лексы привносить радостное настроение.

Живые краски, изуми­тельные эффекты и многообразие форм не гармонируют с умеренностью са­дов дзен и, кроме того, не приглашают к медитации. В Европе XVIII века мел­кие многоцветные камушки и гравий использовались для создания сложных рисунков вместо ковров в партере, но сад Энди Као имеет мало общего с этой европейской традицией. Скорее всего, у «Эко-парка» вьетнамские корни, пре­допределившие такой свежий и оригинальный подход.

Таким образом, можно утверждать, что «АРТ-ландшафты» — этс синтез ландшафтной архитектуры, современного искусства и последних научно-тех­нических достижений.

  1. Обзор современной зарубежной практики.

Сады Cornerstone Sonoma, расположенные у южных границ Северной Калифорнии - это серия инсталляций, представляющих новый инновационный дизайн от лучших мировых архитекторов и дизайнеров. Всем им была предоставлена полная свобода творчества, они могли создавать сады в различных стилях - от традиционных до современных, а также воплощать свои концептуальные идеи. Каждый дизайнер получил от организаторов участок площадью примерно 1 800 кв. футов (около 170 кв.м), а также несколько практических рекомендаций и советов. Перед ними была поставлена четкая задача "создать и показать красивые и заставляющие задуматься пространства".

Сегодня Cornerstone Sonoma - это торжество ландшафтной архитектуры, где на участке в 3,6 га представлено более дюжины садов. Здесь сосредоточены впечатляющие скульптурные коллекции, арт-галереи под открытым небом, широкое разнообразие концептуальных инсталляций от ландшафтных художников и архитекторов - от Энди Као (Andy Cao) и Хавьера Перро (Xavier Perrot) до Джона Гринли (John Greenlee).

Инсталляции современных художников выглядят в ландшафте садов Cornerstone Sonoma совершенно необычно. Одна из таких работ, которая сразу приковывает взгляд, – "Белое Облако" Энди Као и Хавьера Перро. В отличие от своего "светлого" имени, в действительности это – скопление "рыхлых" темных облаков с мерцающими каплями дождя, парящими над пустынными ландшафтами. Инсталляция была создана дизайнерами из больших пучков металлической сетки, подвешенных на высоких столбах.

Этим же дизайнерам принадлежит и еще одна работа в садах - "Красный Фонарик". Китайская иммиграция - важная часть истории Калифорнии, и инсталляция Красный Фонарик отражает языком искусства эту веху в истории штата. Китайцы появились здесь в середине 19-го века, во времена "Золотой лихорадки", а затем остались строить Центральную Тихоокеанскую железную дорогу. На небольшом участке дизайнеры разместили несколько групп увеличенных в размерах палочек для еды и рельсы, что отсылает нас к строительству дороги, ведущей в необычную большую структуру в форме фонарика.

В "Саду Желаний" Марка Риоса (Mark Rios) каждый посетитель может написать свое сокровенное желание на кусочке пленки и прикрепить его к круглой металлической решетке над головой. "Каждое желание в нашем саду становится коллективной мечтой", - поясняет свой замысел дизайнер.

Дизайнеры Роджер Рэйч (Roger Raiche) и Дэвид МакКрори (David McCrory), хорошо известные общирными знаниями в области использования растений, высадили в своем саду "Рост" несметное множество декоративных видов. Несмотря на такое изобилие, все посадки упорядочены и связаны между собой необычным декоративным элементом - тоннелем из огромной водопроводной трубы. Дизайнеры тем самым как бы намекают нам, что жизнь растений без воды невозможна, и, кроме того, из трубы открываются великолепные виды на окружающие холмистые ландшафты.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 1275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...