Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Public art – искусство в общественных пространствах



Отечественные специалисты, приводя в пример современные примеры организации городской среды средствами искусства, предпочитают использовать зарубежный термин рublic art, который дословно переводится как «публичное искусство», другой вариант перевода: «искусство в общественном пространстве».

Существует следующее определение Public art:

Паблик арт – это форма существования современного искусства вне художественной инфраструктуры, в общественном пространстве, рассчитанная на коммуникацию со зрителем, в том числе и неподготовленным, и проблематизацию различных вопросов как самого современного искусства, так и того пространства, в котором оно представлено.

Термином public art, кроме того, называются произведения искусства, отвечающие двум основным условиям:

1) специально спроектированные для конкретного пространства (site-specific);

2) в расчете на «неподготовленного» зрителя.

Кроме этих условий, других принципиальных ограничений для объектов public art нет. Они могут быть как постоянными, так и временными; как официально санкционированными, так незаконными; как масштабными, так и весьма скромных размеров. Под это понятие попадают и архитектурные сооружения, и праздничное уличное освещение, и театральные мероприятия на площадях, и даже поэтические чтения в метро.

Однако два названных условия вместе очень точно определяют особенность public art и его отличий от другого рода искусств.

Современное искусство сгладило границы стилей, жанров и техник. Наиболее распространенные сегодня понятия синтеза искусств, смешанной техники, авторского стиля никак не определяют произведение и не типологизируют его. И даже специально созданные для конкретного пространства объекты (site-specific art) могут не сильно отличаться от произведений «не привязанных» к месту своего экспонирования, которые принято называть станковыми.

И те, и другие композиционно подчинены архитектонике формата, в который они вписаны (в первом случае – это может быть городской ландшафт, во втором – обычный листок бумаги). И те, и другие могут быть как зависимыми от контекста, в котором они создавались (например, воли заказчика, или личной биографии художника, или истории места), так и независимыми (интуитивными).

Сайт-специфичность только намечает границу между «общественным» искусством и станковым, называя род искусства, которое нельзя изъять из среды его экспонирования. Уточняет и окончательно обосабливает направление public art второе условие – ориентированность на «неподготовленного зрителя», привлечение внимания местного сообщества, художественное изменение привычного для обывателя хода событий.

Закрепившийся термин «неподготовленный зритель» - не совсем точен, но зато более благозвучен, чем подходящий по смыслу - «неготовый зритель». А подразумевается, как раз не человек, который ничего не смыслит в искусстве, а человек неготовый (не настроивший себя) к восприятию искусства здесь и сейчас. То есть public art как бы сам находит своего зрителя, иногда ненавязчиво, почти сливаясь с привычной для него средой, иногда, словно подкарауливая его и нападая.

Это и есть главное отличие искусства в общественном пространстве: не публика ищет произведение, а произведение само находит свою публику.

Именно поэтому public art так актуален и популярен сегодня: он доступен для понимания, потому что присутствует на позициях «гостя», и не занимает высокомерную позицию «хозяина», «господина» или «учителя», как актуальные эксперименты в галереях или шедевры в музеях.

Он доступен, потому что не требует платы за любование собой. Он доступен, потому что соответствует современному ритму жизни, не заставляет своего потребителя терять скорость и изменять маршрут, он сопровождает его.

Вместе с тем Public art – это все-таки искусство, и как любое искусство, оно требует и внимания, и поклонения, и капиталовложения, и готово дарить своим почитателям все то, что те ждут от искусства (вдохновение, одухотворение, знания и развлечения).





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 493 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...