Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

На столетие Анны Ахматовой 4 страница



Что такое душа?
Почему литература берет на себя смелость и обязанность «пытать человека душой»?
Что роднит понятия душа и духовность, насколько они близки?
Постижима ли душа человека?

При всем различии мнений, размышлений, оценок на уроке не вызывает ни у кого сомнений, что душа — это ценность, существующая в человеке изначально, но не всегда опознанная и вызванная к жизни; это сущность личности.
Именно душа, поиск ее истин так важны были для Николая Рубцова. Редко в каком стихотворении нет у него упоминания о душе, чувства разлада или согласия с душой, желания вернуть то, что утвердило бы его в жизни и раскрыло бы ее смысл.
Индивидуальное выразительное чтение и истолкование стихотворений. Продолжением разговора становится индивидуальное выразительное чтение и истолкование стихотворений или отрывков, в которых образ, жизнь человеческой души вызывает эмоциональный отклик школьников, глубоко личные раздумья и переживания. Стихи самые разные: «Природа», «В глуши», «Доволен я буквально всем», «В минуты музыки», «Ночь на родине», «До конца», «Душа хранит», «На озере», «Слез не лей» и других.
Какие темы и мотивы лирики Рубцова должны быть обозначены на уроке? Обратимся к самому поэту, который так определил существенные стороны содержания и самого характера своего лирического творчества:
«Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удачи. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...»
Важными темами лирики Рубцова в 11 классе необходимо считать не только классическую тему Родины — Руси, но и ее природу и историю, судьбы народа, духовного мира человека, его нравственные ценности, красоту и любовь, радость и страдания, то есть все те проблемы, которые близки старшеклассникам, они считают их главными для себя. Им интересны прежде всего стихи, в которых поэт раскрывает судьбы и души людей, их помыслы и деяния, всю жизнь человека на фоне быта и бытия, пропуская все это через сердце, оставаясь наедине со своей совестью и мирозданием.
Углубляя восприятие и анализ произведений Рубцова проблемой бытия, диалога поэта и мира, в котором можем заметить традиции, идущие от Е. Баратынского в его стихотворении «Ухо мира», представим поэзию Рубцова под иным углом зрения — дороги жизни поэта, тема Руси, где будут звучать стихи о Родине. «Зимняя песня», «Видение на холме», «Душа хранит», «Шумит Катунь». Итоговой работой явится составление сценария литературно-музыкальной композиции «Россия Николая Рубцова».
В 1964 году Рубцов написал стихотворение «Зимняя ночь» и почти одновременно в его письме к А. Яшину мы читаем: «Удивительно хорошо в деревне! В любую погоду! Самая ненастная погода не портит мне настроения. Наоборот, она мне особенно нравится. Я слушаю ее как могучую, печальную музыку». Обратимся к тексту стихотворения.

Какое отношение к Руси вызвал у вас автор?
Какие несходные картины возникли в процессе чтения стихотворения?
С кем спорит автор?
Почему первые и последние строфы стихотворения похожи?
Как вы объясните метафору «светлые звезды горят»?
Почему стихотворение названо «Зимняя песня»?
В чем сходство «Зимней песни» Н. М. Рубцова и «Зимнего утра» А. С. Пушкина?

Ученики отмечают, что стихотворение открывается пейзажной зарисовкой — тихая, зимняя ночь, деревня, в домах огни, на небе тихо мерцают светлые звезды, слышится шум полыньи. Сразу же по первым строкам угадывается рубцовский стиль — свет, тишина, звезды. Это сквозные образы в лирике поэта. Да и само стихотворение пронизывает сквозная метафора — «были пути мои трудные, трудные», но всегда была деревня с непогашенными огнями и светлые звезды, которые являются для поэта символом надежд, торжествующей жизни, вечности.
Во второй строфе присутствует прием речеумолчания, где перед лирическим героем, вероятно, проносится вся его многотрудная жизнь. Заканчивается строфа риторическим вопросом «Где ж вы, печали мои?». А печали рассеялись, осталось только хорошее. «Трудное, трудное — все забывается. / Светлые звезды горят!» Душа поэта полна светлых чувств. Согревает поэта не только свет звезд, но и свет от мыслей о девушке — «скромная девушка мне улыбается».
Лирика поэта чужда вычурности. С точки зрения лексики в стихах Рубцова нет ничего неожиданного, внешне эффектного, но эта простота языка и захватывает и чарует читателя. Не случайно многие стихи поэта положены на музыку, в том числе и это. В мелодике стиха явно прослушиваются грустные нотки, несмотря на то, что общее настроение оптимистично. Поэт как бы пытается убедить себя или кого-либо другого в том, что не все потеряно: «Ты мне тоску не пророчь...». Однако оптимизм поэта несет на себе печать трагичности, он пронизан страданиями и душевной болью. Ощущение света, покоя, тишины передается игрой звуков, которые вызывают слуховые, зрительные представления. Мы слышим тишину зимней ночи, вглядываемся в звездное небо. Ученики в словесных картинах представляли лирического героя стихотворения в широком поле, под одинокой березой, взгляд его устремлен в звездное небо, а недалеко деревушка со светящимися огнями в окнах. Вглядываясь в звездное небо, невольно думаешь о смысле бытия, о том, кто ты в этом мире, что ты оставишь после себя. На фоне звездного великолепия уходят мрачные мысли, душевные страдания. Стоит ли грустить, когда так прекрасен мир!
В поэзии Рубцова прямо или в подтексте звучит размышление о русском национальном характере. В данном стихотворении эта проблема получила новое отражение. Русский человек, как бы ни было ему трудно, никогда не теряет присутствия силы духа, веры в лучшее будущее. Поэт прибегает к анафоре: «Кто мне сказал, что во мгле заметеленной глохнет покинутый луг? Кто мне сказал, что надежды потеряны? Кто это выдумал, друг?» В этом ряде риторических вопросов как бы содержится утверждение: «Нет, никто не посмеет лишить человека надежды на лучшее будущее!». Нужно найти верную дорогу к своему лугу! Рубцов очень любил родную Вологодчину и с болью в душе наблюдал за разрушением деревень. Мы видим, что деревня для лирического героя — земля обетованная, где его душа и он сам обретают покой. В стихотворении необычны ритмика — чередование длинных и коротких строк, кольцевая композиция, поэт убеждает читателя, что жизнь прекрасна, если можно любоваться звездным небом, слушать тишину ночи, ведь никогда не гаснет огонь надежды.
Музыка, которая слышится в стихотворении «Зимняя ночь», тиха и печальна. Но печаль эта светла, так как «светлы звезды», указующие путь лирическому герою, стихотворение проникнуто противоречивыми чувствами, «все ближе холодное смертное дыхание», одинокий путник, стоящий на краю заснеженного поля и вдруг видящий, что в этой деревне огни не погашены. Стихотворение «Зимняя ночь» строится как своеобразный диалог. Собеседник лирического героя выведен за рамки текста. Кто он? Друг, который пророчит тоску, или это двойник поэта, чей голос слышится в душе лирического героя. Восклицательные предложения передают настроение душевного протеста героя, но то, что «огни не погашены», дает надежду, зовет в путь. «Сам я улыбчив и рад!» звучит как заклинание, герой заклинает судьбу, и третья строфа, самая жизнеутверждающая в этом стихотворении, наполнена риторическими вопросами. Лирический герой так дорожит возродившимися надеждами, так верит в существование деревни с непогашенными огнями! Финал стихотворения заканчивается многоточием, которое делает его открытым. Диалог поэта с миром, или с неведомым другом, или самим собой еще не окончен. Участь поэта — быть вечно одиноким путником, которому, как в пушкинском стихотворении «Эхо», «нет отзыва». Сколько он будет жить, столько он и будет искать деревню с непогашенными огнями. Герой этого стихотворения остается один на один с вечностью.
Для лирики Рубцова закономерна анафора, так как на ней держится не только смысл конкретного стихотворения, но и смысл всего творчества поэта. Повторы в тексте можно сравнить с эхом, отразившимся от зимнего звездного неба, возвращающимся к лирическому герою и читателю.
Ключевые слова в этом стихотворении: звезды, огни, светлые, светятся.
Это слова-символы, на остриях которых и держится стихотворение. Образ светлых звезд вызывает в нашей памяти другие литературные ассоциации со стихами Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, поскольку звезды — это символ спасения заблудившейся во мраке жизни души, символ веры, надежды, любви. Слово надежда звучит в самом тексте стихотворения, — а вера и любовь выведены в подтекст. Повтор метафорических слов рождает символ торжествующей надежды, жизни вечной и бесконечной, что порождает и кольцевую композицию стихотворения. Найдет ли усталый путник деревню, где огни не погашены, всегда ли будут светиться «тихие, чудные звезды»? «Зимняя песня» звучит в душе лирического героя, именно она не дает умереть надежде и дает ему веру в спасение.
«Видение на холме» — одно из уникальных стихотворений Н. Рубцова с пронзительными словами «Россия, Русь! храни себя, храни...», такими же пронзительными, как у А. Блока «Россия, Русь, жена моя, люблю тебя до боли...».
Вологодский поэт А. Романов вспоминал, как однажды слышал выступление Н. Рубцова, который читал свои стихи «Видение на холме» и «Меж болотных стволов», и ему приходилось прикрывать глаза ладонью, чтобы люди не заметили его невольных слез. «Меня охватывала дрожь восторга от силы его слов», — добавлял Романов. Это были стихотворения о Родине — большой и малой. Вопросы для обсуждения на уроке могут быть таковы:

Какое противоречие чувств вызывает стихотворение, чем оно близко вам?
Что завораживает и что тревожит поэта в Руси?
Какие начала в Руси противостоят тому, что приносят «вороги»?
В чем сходно и чем отлично стихотворение Н. Рубцова от стихотворения Блока «Русь»?
Почему стихотворение названо «Видение на холме»?
Как в стихотворении чередуются видения и реальность?
Почему в словах стихотворения так настойчиво повторяется слово крест?
Какова роль слуховых образов и зрительных картин в стихотворении?
Какова эмоциональная роль многоточий?
Каким вы видите поэта в начале стихотворения и в конце?

Единство человека и природы, прошлого и настоящего — основа мировосприятия Н. М. Рубцова. И поэтому так естественно предстает погружение поэта в мир прошлого в стихотворении «Видение на холме». Жанр видения был одним из ярчайших в древнерусской литературе. Видение — не случайно выбранное слово. Оно подкреплено и текстуально, так как речь идет о татаро-монгольском нашествии, «Затмит на миг в крови и жемчугах Тупой башмак скуластого Батыя...», но видение — как прозрение и предчувствие, «Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы».
Это стихотворение одно из самых драматических произведений поэта. Размышляя над текстом, вспомним о таком же обращении к этому моменту истории в цикле А. Блока «На поле Куликовом». Анализируя стихотворение, увидим, как меняются картины в каждой из строф. «Грозный раздор, пустынный свет» создают предчувствие страшного и драматического, а разорванная строка «затмит на миг в крови и жемчугах», усиливает реальность страшного видения. Усиление эпитетов в стихотворении несет глубокую эмоциональную нагрузку. Сравнивая их семантику и звучание, мы увидим несовместимость и противоестественность, что еще более усиливает драматизм предчувствия. Многоточие, замыкающее первую строку второй строфы, усиливает недоговоренность и недосказанность, невозможность назвать все то страшное, что происходило и происходит с Россией. Многоточия отражают состояние лирического героя, выплескивающееся сердечной болью — «Россия, Русь! храни себя, храни!».
Поэзия Н. Рубцова, которому суждено запечатлеть драму своего поколения, побуждает читателей задуматься над вопросами своего времени, не менее значительными, чем гамлетовский вопрос — быть или не быть?
Любимая тема в поэзии Н. М. Рубцова — природа, как впрочем, любимая и у Ф. И. Тютчева, и у С. А. Есенина. Природа не как предмет любования, а как мир, в котором живет человек и частью которого является.
Как и Тютчев, Рубцов живописует вечернюю и ночную природу. В стихотворениях «Деревенские ночи», «Ночь на перевозе», «Ночь на родине» и др. Рубцов, как и Тютчев, поэт ночных откровений. Но это совершенно другие откровения, нежели в стихотворении Тютчева «Тени сизые сместились». Эти стихи Рубцова созданы в последние годы его жизни. До трагической гибели поэта оставалось не так уж много времени, и он все настойчивее и обреченнее поднимает эту тему, примеряет к своей судьбе. Ведь истинный художник обладает удивительной интуицией, почти всегда предчувствуя беду. «Певец светлой печали», где нет ярких красок, но есть свет, где есть образ, что постоянно несет успокоение, — образ Родины в стихах Н. Рубцова. Поэт говорит о нелегком пути России, но «лунный свет», высокий дуб, глубокая вода несут умиротворение, душевный покой. Здесь музыка души, печальная, тихая и спокойная.
В стихотворении «Ночное» перед нами предстает другой Рубцов. Это крик души поэта, человека высокого дарованья. Но наградой за его талант были нищета, гонения и преждевременная смерть. Отчаяние и одиночество звучат уже в первых строчках стихотворения: «Если бы мои не болели мозги, я бы заснуть не прочь». Через отрицание не раскрывается бунтующее сердце, боль и тревога, переходящие в отчаяние. «В горьких тревогах прошедшего дня было порой невмочь». А замыкающей каждую строфу эпифорой «Ночь, черная ночь» с метафорическим эпитетом «черный» поэт выражает одиночество, страдание, безысходность. В последнем четверостишии эта же эпифора — «ночь, черная ночь...» становится обращением, придавая особую эмоциональность стихотворению. А развернутая метафора «Резким, свистящим своим помелом вьюга гнала меня прочь» приобретает аллегорический характер, придавая обобщающий смысл всему сказанному.
В стихотворении «Ночное» автор остро чувствует разлад с окружающей жизнью и самим собой, он мучим недобрыми предчувствиями, живя в эпоху перепутий и возмездий. Сопоставляя творчество таких разных поэтов, как Ф. И. Тютчев и Н. М. Рубцов, мы помогаем школьникам ощутить ту непрерывную нить, связующую их, — это нить-судьба поэта, судьба России.
Тема малой родины присутствует в творчестве каждого состоявшегося поэта. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине», — писал С. Есенин.
Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» (1964) по настроению аналогично стихотворению Есенина «Возвращение на Родину». Написано стихотворение ровно через 40 лет после написания стихотворения Есениным. Уже с первой строки перед нами предстает образ тихой Родины. Поэт также возвратился в родную деревню, которая изменилась до неузнаваемости. Его тоже неприятно удивляют перемены — «купол церковной обители яркой травою зарос». Но память о прошлом жива. Что бы ни случилось, какие бы перемены ни произошли, но то, что здесь было прежним, поэт хорошо помнит и дорожит этим. «Тихая моя родина, я ничего не забыл». При первой встрече с родной деревней перед поэтом предстают зримые образы — «ивы, река, соловьи», горькие воспоминания — мать моя здесь похоронена. Автор подчеркивает спокойный, размеренный, неспешный деревенский быт — «тихо ответили жители, тихо проехал обоз». Именно глаголы совершенного вида и подчеркивают этот спокойный ритм жизни. Но жизнь идет вперед. И возле школы построен новый забор. Здесь в родной деревне ему спокойно и хорошо и жаль уезжать. Когда ученики рассуждают об этом стихотворении, то делятся своими представлениями, картинами, которые возникают в их воображении, как Рубцов сидит на берегу реки и с тоской смотрит вдаль, видимо, в такой момент и появились строки, которые выражают идею стихотворения «С каждой избою и тучею, / С громом, готовым упасть, / Чувствую самую жгучую, / Самую смертную связь». Настоящий человек всегда помнит свои родные края, посещает их, любит, бережет, связан с ними до самой смерти. И важно, чтобы никогда не слабела эта связь и для нас, поэтому мы и изучаем эти стихотворения двух великих русских поэтов сейчас.
В стихотворении «Привет, Россия» характер переживаемых лирическим героем чувств и состояний, их глубина и сила становятся более объяснимы и понятны ученикам в свете биографических фактов жизни самого Н. Рубцова.
Это стихотворение, запечатлевшее долгожданный миг встречи поэта с родным краем, пронизано чувством бесконечной радости от всепоглощающей любви к родной земле. Слова радостно и любовь являются ключевыми, своеобразным эмоционально-психологическим стержнем, на котором держится весь эмоционально-возвышенный тон стихотворения, радостная любовь к своей Родине. Радостное состояние души лирического героя передают многочисленные восклицательные предложения в стихотворении. Начало стихотворения звучит как мощный эмоциональный импульс, как яркое вступление к музыкальному произведению, и заключительное предложение тоже восклицательное — звучит как завершающий патетический аккорд маленькой симфонии о любви к родному краю. Синтаксический строй стихотворения создает гармонию мыслей и чувств. Дополняет ее и соответствующая радостная и высокая лексика — миротворно, счастье, покой, любовь, радостно, ликовал, родина моя. Для лирического героя встреча с родным краем как встреча с близким другом, ведь только близкому человеку можно сказать — привет! В стихотворении автор соединил два понятия — слова: родина большая — Россия и родина малая. Безусловно, это стихотворение о любви к малой родине, к деревенскому вологодскому краю, куда, как известно, любил приезжать Н. Рубцов. Образ деревни и России слиты воедино у Рубцова. Именно сельская патриархальная Россия была воспета многими классиками русской поэзии. И данное стихотворение перекликается со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Родина». У обоих поэтов любовь к Родине это не поклон государству России и восхищение ее мощью, ратными подвигами. Оба поэта восхищены деревянной Россией, тихой Родиной. Их волнует и трогает то, что кажется неприметным и прозаическим, даже неприглядным, людям с холодным сердцем. Зрительная картина в стихотворении и Лермонтова, и Рубцова создается существительными, отражающими предметный мир незатейливой русской деревеньки. Это изба, горница, поле, нива, жнивье, овин, гумно, лес. И только чуткое и любящее сердце смогло так высоко опоэтизировать обыденное, сочетая его с высоким.
Казалось, просто поэт говорит о своих чувствах к родному краю. Но звуки хора незримых певчих, которые слышит лирический герой под сенью родных деревьев, свидетельствуют о силе охватившего его чувства. Приезд на Родину — как посещение храма, куда приходят и в минуту радости, и в минуту душевного смятения за силой и поддержкой. Но такие чувства могут овладеть лишь душой чистой и светлой, настрадавшейся в скитаниях. Символом странствий и скитаний в стихотворении является образ ветра. Стихия ветра и света доминанты в поэзии Рубцова. «Как будто ветер гнал меня по ней, по всей земле, / И я нигде не мог остановиться».
Тем острее ощущается магическая притягательность скромного, неприметного уголка России. Тем объяснимее чувства, охватившие лирического героя при свидании с Родиной. В стихотворении явственно высвечивается психологическая антитеза, заключенная в основных понятиях: ветер — синоним скитаний и бесприютности, в том числе и душевной, и любовь — синоним покоя, когда человеку радостно и хорошо. И поэтому центром мироздания у Рубцова становится его низкий дом, окно которого открывает весь мир лирическому герою и связывает его со всей вселенной. Но становится это понятно только здесь, потому что из окна родного дома видишь, «как дышит счастьем и покоем небесный и земной простор».
Вся поэзия Рубцова — желание достучаться до людских сердец, пробудить в них воспоминания об общем прошлом, задуматься о своей собственной судьбе, о судьбе России. Можно лишь сожалеть о том, что понимание и признание пришло к Рубцову слишком поздно, после смерти. Его стихи представляют такую эстетическую ценность, которая с годами не тускнеет, остается живой и необходимой.
Светлое имя Рубцова все чаще встречается в титрах кинофильмов, где исполняются песни на его стихи, композиторы пытаются проникнуть в такую, казалось бы, доступную, а на деле далеко не простую мелодику рубцовских шедевров. Поэтому вслед за автором нам хочется сказать, что его поэзия

Глядит на нас, покорная судьбе, Мелькнет порой лучами, ветряками, И вновь закрыта дымными веками, Но тем сильней влечет она к себе!

Литература

1. Рубцов Н. Стихотворения. — М.: Сов. Россия, 1977.
2. Бочаров А. Г. и др. Современная русская советская литература. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987.
3. Дементьев В. Дар севера. — М., 1973.
4. Кожинов В. В. Воспоминания о Рубцове. — Архангельск, 1983.
5. Кожинов В. В. Н. Рубцов // Статьи о современной литературе. — М.: Современник, 1988. — С. 172.
6. Панина Н. Горит его звезда // Литература в школе. — № 3. — 1991.
7. Распутин В. Г. Собрание сочинений: в 3 т. Очерки публицистики. — М., 1994. — Т. 3.
8. Литературный Север. — Архангельск, 1997.

О НАШИХ АВТОРАХ

Аксунова Наталья Анатольевна, закончила КГУ в 1984 году. Стаж работы в школе 13 лет. Учитель высшей категории.
Горбачева Светлана Павловна, закончила КГУ в 1980 году. Стаж работы в школе 24 года. Учитель высшей категории, отличник просвещения РФ.
Дорофеева Марина Георгиевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель РГПУ им. А. И. Герцена.
Захаренкова Наталья Ивановна, закончила КГУ в 1991 году. Стаж работы в школе 13 лет. Учитель высшей категории.
Коновалова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
Куянова Анетта Захариевна, закончила КГУ в 1989 году. Стаж работы в школе 12 лет. Учитель высшей категории.
Лыкова Валентина Дмитриевна, закончила КГУ в 1977 году. Стаж работы в школе 28 лет. Учитель высшей категории, отличник просвещения РФ.
Маранцман Владимир Георгиевич, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
Морар Владимир Алексеевич, закончил филологический факультет КГУ в 1980 году, юридический — в 1997 году. Стаж работы в школе 22 года. Учитель высшей категории, отличник просвещения РФ. Заслуженный учитель РФ. Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года — 2000». Ряд публикаций по методике преподавания литературы. Лауреат журнала «Литература в школе».
Павленко Лариса Илларионовна, закончила КГУ в 1980 году. Стаж работы в школе 24 года. Учитель высшей категории, отличник просвещения РФ.
Соколова Людмила Николаевна, закончила КГУ в 1992 году. Стаж работы в школе 12 лет. Учитель высшей категории.
Сыроватко Лада Викторовна, кандидат педагогических наук. Закончила КГУ в 1990 году, аспирантуру Российской академии образования в 1997 году. Стаж работы в школе 18 лет. Ряд публикаций по литературоведению и методике.
Угроватова Татьяна Юрьевна, окончила филологический факультет КГУ в 1981 году. Стаж работы в школе 21 год. Лауреат премии правительства РФ в области образования за создание серии рабочих тетрадей по русскому языку «Подсказки на каждый день». Учитель высшей категории. Отличник просвещения РФ.
Шелухина Анна Сергеевна, окончила филологический факультет КГУ в 1994 году. Стаж работы в школе 10 лет.
Ядровская Елена Робертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А. И. Герцена.

1 Волков С. Диалоги с Бродским. — М.: Независимая газета, 1998. — С. 101.
2 Там же. — С. 100.
3 Биркертс С. Интервью с И. Бродским // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 91.
4 Волков С. Диалоги с Бродским. — М.: Независимая газета. — 1998. — С. 45.
5 Стихотворение читается учителем или подготовленным учеником.
6 Обратите внимание на тот же серый цвет.
7 Учитель напомнит о теме поэтического бессмертия, связанного с гимном Горация «К Мельпомене». У Горация «нерукотворный» памятник прочнее и выше пирамид, которые считаются одним из семи чудес света, образцом долговременности и прочности; в наиболее известном из многочисленных русских «Памятников», пожалуй, наиболее известный «Памятник» Пушкина, в котором сказано: «Вознесся выше он главою непокорной / Александрийского столпа». Фонтан, водомет связан с именами Тютчева, Вяземского, Фета и символизирует бренность человеческих порывов к бессмертию; важную роль играет мотив фонтана в творчестве самого Бродского, у которого несколько стихотворений, посвященных фонтанам («Фонтан», «Фонтан памяти героев обороны полуострова Ханко», «Барочный фонтан в стене на Вилла-Скьяре» и др.).
8 Словарные статьи приводятся по изданию: Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. — М.: Российская энциклопедия. — Минск: Дилер; Смоленск: Русич. — 1994. Том указан римскими, страница — арабскими цифрами в тексте.
9 Учитель может прочитать здесь последнюю из «Римских элегий», в которой этот мотив проявляется еще ярче («Наклонись, я шепну Тебе на ухо что-то: я / благодарен за все — за куриный хрящик / и за стрекот ножниц, уже кроящий / мне пустоту, раз она — Твоя»). Стрекот ножниц — образ, связанный с паркой Атропос, обрезающей нить человеческой жизни.
10 Подборка учащихся 11 «В» класса лицея № 49 (2000/01 учебный год).
11 В собрании сочинений приводится другое название — «Глаголы».
12 С таким стихом ребята уже сталкивались в лирике поэтов Серебряного века разных направлений (в особенности футуристов): Маяковского, Ахматовой, Кузмина.
13 Интересен был бы сравнительный анализ «Литературы» и «Слова» Гумилева.
14 «До» ассоциируется: у Баха и композиторов его времени с «Божественным», «надмирными белыми сферами»; у Бетховена и его последователей — с «победным», «гимническим» пафосом (автор статьи приносит благодарность музыковеду И. А. Дементьевой за консультацию).
15 Предположения ребят 11 «В» класса лицея № 49 г. Калининграда (2000/01 учебный год).
16 Это крайне редко встречающийся прием — антанакласис, повтор слова в ином или измененном значении (см.: Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 28).
17 Св. Николай Сербский. Мысли о добре и зле. — Минск, 2004. — С. 45—46.
18 Астафьев В. Там, за дымом и рекой... // Рубцов Н. М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. — М., 2002. — С. 384—385.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 528 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...