Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В общественном неравенстве есть и отрицательные и положительные стороны. Вопреки обычному взгляду на дело, это неравенство более полезно и необходимо для слабых, чем для сильных. «Поелику равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненности, как-то между мужем и женой; между сыном и отцем, между старцем и юношей, между рабом и свободным, между началъником и подчиненным, между учителем и учеником. И дивиться ли такому установлению между людьми, когда тоже самое учредил Бог в теле? Ибо Он так устроил, что не все члены имеют равное достоинство, но один ниже, другой важнее, и один управляет, другие стоят под управлением. Тоже самое примечаем и у бессловесных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено также благоустройства, но и там во многих родах рыб одна управляет и предводительствует прочими, и под ея начальством они отправляются в отдаленныя путешествия. Напротив, безначалие везде есть зло и производит замешательство». Неравенству в человеческих обществах обязан своим существованием закон, определяющий взаимные отношения членов общества. Закон, с одной стороны закрепляет это неравенство, а с другой, ограждает слабых от произвола сильных. Без закона сила заняла бы место закона, и слабым не было бы защиты и убежища.
Неравенство не людьми придумано: причина его в естественном неравенстве телесных и духовных способностей, сделавшем необходимою зависимость одного человека от другого. Как в человеческом обществе, так и в общей экономии мира неравенство имеет смысл и значение. «Без малаго не могло бы существовать великое. Малорослые злаки для человека и животных полезнее дремучих лесов. Человек очень часто ошибается в определении значимости известной вещи или силы: что на первый взгляд ему казалось ненужным, ничтожным, даже вредным, это при более внимательном и глубоком взгляде является в высшей степени важным и необходимым. Напр., с перваго взгляда кажется бесцельным то, что моря занимают огромныя пространства на земле: только при глубоком и обширном изучении природы можно приблизительно понять всю необъятную важность и необходимость океана для земной жизни, Все, дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится. И нельзя сказать, что это? для чего это? Ибо все в свое время откроется». (Сир. XXXIX, 21-22) ').
Для аналогии с человеческим обществом еще более имеет значение неравенство различных членов в одном организме. Здесь члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более благовидно покрываются; а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1 Кор. XII, 22—25). Этой ясной аналогией апостол выясняет, как при разнообразии служения, при неравенстве сил, способностей и благодатных даров создается церковное единство.
Не без воли Божией возникало неравенство в человеческом обществе. Оно есть благодетельное средство к установлению порядка в общежитии людей, далеких от нравственного совершенства и несвязанных между собою узами дружбы. «В начале Бог установил одну власть, поставил мужа над женою; но когда род наш пришел в великое расстройство, то Он учредил и другие власти - господ, правителей, и это также для любви. Злоба развращала и погубляла род наш. Посему Он посадил среди городов судей, как бы каких врачей, дабы они, истребляя злобу, как бы какую заразу любви, собирали всех в одно»...
Когда уже при начальниках и вооруженных воинах случаются неистовства от злых людей, «то, если бы не было совсем страха от начальников, до какого неистовства дошли бы эти люди? Не разрушили ль бы они у нас города до основания и, перевернув все верх дном, не лишили ль бы нас и самой жизни? Уничтожь судилище - и уничтожишь всякий порядок в нашей жизни; удали с корабля кормчаго - и потопишь судно; отними вождя у войска - и предашь воинов в плен неприятелям. Так, если отнимешь у городов начальников, мы будем вести себя безумнее бессловесных зверей, станем друг друга угрызать и снедать (Гал. V, 15): богатый 6еднаго, сильнейший слабаго, дерзкий кроткаго. Живущие благочестиво, конечно, не имеют нужды в мерах исправления со стороны начальников: праведнику закон не лежит (1 Тим. 1, 9). Но люди порочные, если бы не были удерживаемы страхом от начальников, наполнили бы города бесчисленными бедствиями. Что связи из бревен в домах, то и начальники в городах. Если те уничтожишь, стены, распавшись, сами собою обрушатся одна на другую: так, если отнять у вселенной начальников и страх, внушаемый ими,- и домы, и города, и народы с великою наглостию нападут друг на друга, потому что тогда некому будет их удерживать и останавливать, и страхом наказания заставлять быть спокойными».
И так, неравенство - мера необходимая при болезненном состоянии человечества, но не безусловно благодетельная, а иногда даже вредная, так как болезнь человечества «настолько усилилась, что превзошла самое искусство врачей, и вошла в самих судей; и теперь происходит тоже, как если бы кто, страдая горячкою, водянкою и множеством других жесточайших болезней, и не одолевая собственных недугов, стал усиливаться избавлять других, одержимых теми же недугами». Таким больным врачевателем был, например, Пилат нелишенный сознания правды, но не желавший что либо потерпеть за правду: боясь доносов, он осудил Невинного. И что же о власти Пилата над Собою говорит Спаситель? - Ты не имел бы надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Иоан. XIX, 11). Итак, Бог освящает всякую власть, поддерживает даже несовершенный порядок, чтобы избавить людей от совершенного беспорядка.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!