Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В гневе нет правды



Как гордость, так и гневливость губит в человеке другие достоинства. «Творящий блуд или другой какой плотский грех стыдится сам себя и скоро приходит в покаяние, но злопамятный, ест ли, ходит ли, сидит ли, - всегда носит зло в сердце своем. Молитва его будет в грехе и все труды его ни во что. Хотя бы он кровь пролил за Христа, - его мученичество, жертва и молитва не будут приняты». «Гневливый человек неприятен Богу, хотя бы он и мертваго воскресил».

Христианин тогда только не напрасно носит свое имя, когда подражает Христу, вырабатывает в себе Христово настроение. Но в чем же христианин может и должен быть подражателем Христу? В разуме Его? В чудотворении? В трудах? Конечно, и в этом. Но прежде всего в незлобии, в кротости, как и Сам Спаситель говорит: научитесь от Меня. Чему же? Я кроток и смирен сердцем. (Ме. XI, 29). Поэтому «когда ты, подвергаясь какому-нибудь тяжкому и не­выносимому оскорблению, станешь приходить в гнев и ярость, то вспомни кротость Христову, и тотчас сделаешься тихим и кротким, и не только сам получишь величайшую пользу от кротости, но и доставишь пользу врагу и научишь его быть добрым. А если ты и сам, предавшись гневу, будешь стараться воздать врагу тем же, то никогда не будет конца гневу и вражде». «Когда раб первосвященника ударил Господа, что сказал Он? Аще зле, глаголах, свидетельствуй о зле; аще ли добре,, что Мя бгеши? (Иоан. ХУЩ, 23) Если же Владыка ангелов отвечает и оправдывается пред рабом, то нет нужды говорить более. Храни только эти слова в уме, часто повто­ряй их... Представляй себе, Кто говорит это, кому говорит и почему, и будут для тебя эти слова некоторым божественным и непрестанным припевом, который в состоянии будет утишить всякое раздражение; представляй достоинство оскорбленнаго, ничтожество оскорбившаго, чрезмерность оскорбления. Раб не только поносил, но и ударил, и не просто ударил, но в ланиту; нет ничего поноснее такого удара, однако Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился сми­ренномудрию».

По слову Премудраго, и праведный гнев не может быть оправдываем. Это потому, что гнев не может быть правом человека, так как и сам гневающийся подвержен ошибкам и проступкам. «Как ты хочешь, чтобы Господь был к тебе снисходителен и кроток, когда сам ты жесток и неумолим к подобному тебе рабу? Какое же сравнение между подобным тебе рабом и Господом? При том, может быть, тот оскорбил тебя, будучи сам обижен тобою, и ты пришел в раздражение; но сам ты оскорбляешь Господа, непотерпев от Него вреда и оскорбления, а получая каждодневно благодеяния. Подумай же, что, если Бог захочет строго взыскивать за все, что ни делается против Него, мы не проживем и одного дня. Будущее наказание, если бы постоянно владело нашим умом, изгладило бы из души не только вражду, но и всякую злую мысль. И что легче, скажи мне, как перестать гневаться на оскорбившаго? Разве нужно для этого пускаться в дальний путь? Тратить деньги? Упрашивать других? Довольно только захотеть, и дело кончено».

«Если и захочет Бог простить твои грехи, то сам ты не позволяешь, не прощая долгов подобному тебе рабу... Но он жесток, суров, свиреп, - он жаждет наказания и мести? Поэтому-то особенно и прости. Много ты потерпел обид и лишений, много бесчестия и вреда в самых важных делах, и потому хочешь видеть врага наказаннаго? И для этого опять тебе полезно простить. За что ты сам отмстишь и отплатишь, словами ли или делами, за то Бог тебя подвергнет наказанию, как оскорбленный тобою. Тебе Он повелел только молиться за оскорбившаго, а как поступить с ним, это повелел пре­доставить Ему».

«Не столько повредит тебе враг, чтобы он ни делал, сколько ты вредишь самому себе, не примиряясь с ним и попирая законы Божии». От одной отсрочки примирения «прекращение вражды становится более затруднительным: прошел один день, стыд уже стал больше; проходит другой день, стыд еще увеличивается; и наконец рана бывает уже неиз­лечимою, потому что чем более проходит времени, тем бо­лее расходимся мы друг с другом».

«Ты много раз просил, и столько же раз был отвер­гнут? За то большую получишь награду: чем более он бу­дет упорствовать, а ты станешь упрашивать, тем более уве­личится награда тебе».





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...