Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Негневливость имеет прочную связь со смирением. В том и другом качестве души есть нечто детское, та покорность, которую заповедал нам Спаситель в словах: если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в царство небесное. (Ме. XVIII, 3). Дитя «не тревожится ревностно; если возьмут у него что либо, принадлежащее ему, оно не смущается; оно не судится ни с кем, не вступает ни в какие споры, не ненавидит никого из человеков; оно не осуждает никого, никем не владеет». Невозможно человеку питать гнев на ближнего и считать свой гнев делом правды, «если сперва не вознесется сердце его, если он не уничижит ближняго пред собою, если не признает себя высшим ближняго».
Часто люди гневаются, как говорят, на слова. Но если одни и теже слова вложит в уста глупого и умного, высшего и низшего, друга и недруга, ребенка и взрослого, то гневливый не одинаково отнесется к одним и тем же словам. Почему? «Обыкновенно возбуждают в нас скорбь не слова, но презрение к укорившему нас и представление каждаго о самом себе».
При внимании к себе не трудно убедиться, что причина гнева не вне нас, но в нас самих. Вот «иной, как представляется ему, пребывает в мире и безмолвии. Пришел брат, сказал ему неприятное слово, и он смутился. На этом основании полагая скорбь благословною, он говорит; «если бы такой то не пришел, не сказал мне оскорбительнаго слова, то я не пришел бы в расстройство. «Это смешно! Это - самообман! Неужели вложил в него страсть тот, кто сказал ему неприятное слово? сказавший такое слово только обнаружил таившуюся в нем страсть. Руководствующийся такими суждениями подобен гнилому хлебу, который с виду хорош, а внутри заплесневел. Когда разломят его, обнаруживается гнилость его».
Эта зависимость гнева не от внешних обстоятельств, но от душевнаго состояния гневливых особенно очевидна в тех случаях, когда гнев возбуждается по поводу каких либо нестоящих внимания мелочей. Подобные беспричинные, по-видимому, вспышки гнева чаще всего возникают не между врагами, а между живущими десятки лет под одной кровлей супругами. Один весьма древний писатель сообщает: «из-за ничего муж или жена сердятся друг на друга по каким-нибудь житейским делам: или из-за пищи, или пустого слова, или какого приятеля, или долга, или из-за других таких же мелочных вещей».
От недостатка смирения в людях рождается нетерпимость к чужим мнениям, раздражительное недовольство поступками и слабостями ближних. И таков, кажется, в особенности дух нашего времени. «В настоящее время - неустройство в целом мире от брожения умов и от чрез меру развитаго самолюбия; не говоря уже о каких-либо увлеченных людях, видим, что между самыми благонамеренными людьми редко можно найти двух, во всем одиномысленных и согласных; но и из таких людей всякий думает по своему, когда в силах, то - открыто, более же - политически и ухищренно. И так действуют потому, что иногда уверены в правильности своих убеждений до папской непогрешимости, иногда же уклоняются в человекоугодие, по человеческим расчетам».
Бывает, конечно, и вспышка справедливого негодования, но оно в людях негордых - скоротечно переходит в раскаяние и сожаление. Исчезает гнев на человека, остается только скорбь о неправде его.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!