Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Динамика общественного развития



I. Понятие философии истории.

II. Формационный и цивилизационный анализы общества.

III. Ритм социального развития (теория А. Тойнби).

История представляет собой процесс качественного изменения общества и знание об этом процессе. Проблема направленности истории всегда стоит очень остро, так как в жизни постоянно происходят необратимые изменения. Вопрос «Куда мы идём?» предполагает какие-то перспективы, то есть представление о желаемом направлении. Поэтому философия истории существует столько же, сколько философия в общем.

Мифологическое мировоззрение видит общественное развитие циклично, поскольку в природе все процессы (от сельского хозяйства до круговорота воды) включают в себя повторение одних и тех же моментов. Для всех языческих народов от Китая до Месоамерики история представляет собой бесконечное повторение одних и тех же событий в различных вариациях. Так же в мифологической картине мира содержатся и представления о регрессивности истории. Не были исключением и древние греки и римляне, поддерживавшие обе модели. Цикличная античная модель представлена в сочинениях Сенеки и Марка Аврелия. Согласно этим мыслителям, люди совершают одинаковые действия через определённые промежутки времени, поэтому мир будет неизменным даже через тысячу лет. «Многие люди жалуются, что не будут жить через тысячу лет. Однако с тем же успехом они моли бы жить и тысячей лет раньше. Всё равно ничего нового не увидели бы» (Сенека). Регрессивная парадигма мировой истории отражена в трудах Гесиода и Горация, согласно которой в начале истории был «золотой век», который постепенно ухудшался до современного состояния, и будет ухудшаться впредь.

Христианское видение истории линейно. Здесь история предстаёт как необратимый процесс, в котором уникальна каждая минута. Мир в своём развитии проходит следующие тапы: сотворение – грехопадение Адама и Евы – приход Мессии – конец времён. В этой модели важную роль играет грех как проявление свободной воли человека, то есть человек оказывается автором истории, а не безразличным её участником. Не будет преувеличением сказать, что человек добавил истории три этапа своим грехопадением. Августин Блаженный выделяет в истории два ключевых состояния. Град Земной, то есть жизнь человека, начавшаяся после грехопадении, основанная на любви к самому себе и безразличии к Богу. В таком мире счастье в принципе невозможно, поскольку человек своим грехом помутил как свою природу, так и всё остальное сотворённое бытие. Поэтому Град Земной – не более чем фикция, ошибка в вечности, которая в конце времён будет исправлена. Второе и единственно возможное для человека состояние, основной этап истории – это Град Небесный, то есть жизнь человека в богообщении. В этом состоянии человек был до грехопадения и туда же он вернётся после Страшного суда. Таким образом, земная история имеет смысл и направление только при понимании истории сакральной. С точки зрения Августина, цель истории в общем и каждого человека в отдельности – вернуться в рай, из которого когда-то были изгнаны Адам и Ева.

В XVIII веке французский философ Кондорсе сформулировал идею прогресса. В работе «Эскиз картины прогресса человеческого разума» он предположил, что общественный прогресс – это необратимые изменения социальной системы, через которую происходит переход от низших форм к высшим. Залог прогресса – совершенствование человеческого разума. Гегель полагал, что история развивается по пути увеличения человеческой свободы, Маркс – что прогресс выражается в развитии производительных сил и производительности труда. В конце ХIХ века возникло неоциклическое направление философии истории (Леонтьев, Тойнби. Шпенглер), с точки зрения которого история – это рождение, рост, увядание и гибель отдельных культур, за которыми стоят общие законы.

II.Термин «формация» впервые звучит в марксизме и означает тип общества, в основе которого лежит способ производства материальных благ. Маркс рассматривал общество как совокупность материальных, идеологических и социальных отношений, в основе которых ежит всё тот же способ производства материальных благ. Способ производства включает в себя отношения общества к природе (производительные силы) и отношения людей между собой (производственные отношения). Формация развивается по следующим законам:

- соответствие производительных сил и производственных отношений;

- социальная революция в случае диссонанса между этими компонентами;

- классовая борьба в антагонистических формациях;

- определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

Важным недочётом марксизма является проекция прошлых форм на будущее развитие. Ведь из того, что раньше было так, как пишет Маркс, вовсе не следует, что в будущем всё это повторится. Идея единой истории в её марксистской редакции не объясняет большинства историко-культурных феноменов (ближневосточные, туранские и африканские общественные отношения).

Термин «цивилизация» впервые употребил И. Кант, определив её как материальную основу культуры. В начале ХХ века М. Вебер предположил, что в основе каждого общества лежит некое духовное ядро, которое придаёт обществу тот или иной облик. На похожих позициях стояли Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, О. Шпенглер и А. Тойнби. С позиции данного учения, цивилизация – это социокультурная общность, которую можно выделить по различным критериям (региональному, национальному, религиозному, по духовным компонентам культуры и т.д.). К примеру, Данилевский выделяет культурно-исторические типы по хронологическому и региональному критериям (аравийская или новосемитическая), а Шпенглер – по духовным основаниям общественной жизни (магическая культура). Все эти исследователи едины в одном: различные цивилизации зарождаются и живут независимо друг от друга, могут быть даже не соседями и не современниками, однако они проходят в своём развитии одни и те же этапы. За историческим процессом, по мнению этих авторов, стоят духовные константы, носящие личный (Тойнби) или безличный (Шпенглер) характер.

III.В общественном развитии А. Тойнби выделяет следующие стадии: генезис, рост, надлом, распад. Любая цивилизация начинает свой исторический путь в определённом природном и социальном окружении. Из окружающей среды следует вызов, на который общество должно ответить. При этом оптимальным всегда оказывается вызов средней силы, после ответа на который общество могло бы направить образовавшуюся в процессе ответа энергию на саморазвитие. Слишком слабый вызов не заставляет людей менять примитивный образ жизни (папуасы), слишком суровый вызов заставляет отдавать все силы выживанию (эскимосы). Критерием прогрессивного развития, то есть успешного ответа на повторяющиеся природные и социальные вызовы Тойнби считает этерификацию. Этерификация – достижение обществом функциональной адекватности, при которой в социуме все части задействованы в решении проблем.

Но при этом всё общество не может реагировать на вызовы одновременно и слаженно. Подавляющее большинство инертно и либо покорно ждёт свою участь, либо ждёт совета со стороны. В такие моменты самопроизвольно возникает творческое меньшинство, которое знает или думает, что знает, как решить проблему. У некоторых его представителей ничего не получается, но кто-то всегда добивается успеха. Такой человек и его товарищи быстро становятся объектами для подражания и почитания. Общество следует за ними, понимая, что предложенный путь решения текущих проблем уже на практике доказал свою пригодность. Так в цивилизации устанавливается власть творческой элиты, которая держится на признании её заслуг и всеобщем уважении. К лидерам такого типа относятся Чингисхан или Александр Македонский в кругу своих соратников. Такая элита может править долго и плодотворно, но только до тех пор, пока способна адекватно отвечать на следующие из окружающего мира социальные и природные вызовы.

На этапе надлома творческая элита превращается в правящую. Не умея ответить на вызов, она пытается всеми силами сохранить власть как самоцель. И первый же её шаг в этом направлении – расправа с новым творческим меньшинством как с нежелательным конкурентом. Теперь правителей беспокоят не общественные проблемы, а только лишь сохранение своей власти и комфорта. Чем сильнее кризис, охватывающий общество, тем больше мер принимают правители для обеспечения своей безопасности от гнева и недоверия большинства, которое чувствует себя обманутым. Именно в эту эпоху начинается засилье гвардии, тайной полиции и иностранных наёмников. Но эти меры не могут предотвратить или замедлить разложение цивилизации, просто власть имущие гибнут последними.

Тойнби полагал, что единственный способ продлить жизнь как отдельного человека, так и цивилизации в целом – творческий подход с минимумом клише и максимумом заботы о ближних. «Каждый добрый человек чувствует, что, согласно Божьей воле, он должен употребить свою жизнь во благо других людей, причем не только близких ему людей, но и тех, кто отделён от него Временем и Пространством. Единственным средством служения этим неизвестным братьям является институт, который переживает каждого отдельного человека».





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 843 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...