Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рационализм Спинозы и Лейбница



Бенедикт Спиноза.

Главное сочинение – «Этика, доказанная геометрическим способом» 1677 г. Помимо этики, в этой работе содержится теория бытия, познания, антропология. Главное – этика и теория познания.

Пантеизм – учение о тождестве Бога и мира. Кроме Бога, никакая другая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема. «Представляема» здесь = познаваема.

Все, что существует, существует в Боге. Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне. Бог, или природа.

Обоснование.

Ø Онтологическое доказательство бытия Бога. Существование Бога самым ясным образом вытекает из идеи, которую мы имеем о нем.

Ø Субстанция есть то, что существует само в себе и представляется (=познается) само через себя. У субстанции должны быть атрибуты. Атрибут есть то, что ум мыслит в субстанции как составляющее ее сущность.
Поскольку Бог – всесовершенная субстанция, он должен обладать бесконечным числом атрибутов. Чем более совершенной является вещь, тем больше у нее свойств. Þ Если бы кроме Бога была еще какая-нибудь субстанция, то она обладала бы одним из божественных атрибутов, ведь в Боге их бесконечное количество Þ ничего, кроме Бога, быть не может.

Отдельные вещи – модусы (состояния) атрибутов Бога. Любая вещь – видоизменение божественной субстанции. Божественная субстанция неделима, бесконечна, вечна и свободна.

Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей природы. Свободе противопоставляется принуждение.

Принужденной называется такая вещь, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию.

В природе вещей нет ничего случайного. Доказательство:

Предположим, что случайность существует, следовательно, порядок вещей мог бы быть другим, т.е. была бы какая-то иная природа субстанции, т.е. могла бы быть иная, отличная от Бога субстанция. Но Бог – единственная субстанция Þ случайности в мире нет.

Вещи не могли бы быть произведены Богом никаким другим способом и ни в каком другом порядке, чем произведены.

Мы называем вещь случайной по несовершенству нашего знания.

Из бесконечного числа атрибутов Бога известны два:

мышление (т.е. Бог есть вещь мыслящая)
протяжение (т.е. Бог есть вещь протяженная).

Только два атрибута, т.к. мы в нашем опыте сталкиваемся либо с телами, либо с модусами мышления.

Теория познания

Сущность вещей постигается разумом, но не чувствами (как Декарт). Раскрыть природу субстанции может только разум.

Но и чувственный опыт необходим. Чувства говорят человеку о существовании отдельных модусов.

Спиноза считал мир познаваемым.

Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Все атрибуты выражают в определенном аспекте одну и ту же божественную сущность.

И мышление, и протяжение раскрывают один и тот же реальный порядок вещей, только в разных аспектах. Природу, то есть Бога, не следует отождествлять с материей. Протяжение – только один из бесконечных атрибутов Бога.

Три вида познания:

1. чувственное (единственный источник ложности) = мнение, воображение. Чувство беспорядочно, смутно, искаженно воспроизводит перед нашим умом различные вещи. Познание через беспорядочный опыт.

2. рассудочное. Рассудок формирует общие понятия и дает адекватные идеи о свойствах вещей. Точно знать отдельные свойства не значит познать сущность.

3. интуитивное – высшая ступень. Постигаются сущности вещей. Познать сущность вещи значит рассматривать ее в правильной перспективе, то есть как один из модусов божественной субстанции. Поэтому познание любой вещи зависит от познания божественных атрибутов. Если нет знания природы Бога, то нет адекватного знания обо всем существующем.

Критерий истинности – ясность и отчетливость идей.

Ложность – в недостатке познания. Ложные идеи носят искаженный и смутный характер.

Рассудок и интуиция всегда дают истинное знание.

Можно рассматривать вещь двумя способами:

o как отдельные, находящиеся в определенном месте и времени.

o как модусы, необходимо вытекающие из божественной природы (познание с точки зрения вечности).

Второй путь и есть интуитивное познание, доступное только мудрецу.

Антропология.

Человек состоит из двух начал: души и тела. Но эти начала представляют собой одну и ту же вещь, рассматриваемую с разных точек зрения. Любой человек – проявление божественной природы. При этом человеческая душа не погибает вместе с телом, но от нее остается нечто вечное – часть души, разум, а смертные части души – память и воображение.

Т.е. исключается индивидуальное бессмертие. Вечен только разум, который содержит научные истины. Душа может только воображать и вспоминать о вещах прошедших, только пока существует ее тело. Т.е. концепция безличного бессмертия.

Этика Спинозы.

Исследование аффектов.

Аффект, именуемый страстью души, - смутная идея. Человеческое могущество или рабство связано с аффектами. Рабство – зависимость человека от аффектов, человек не владеет собой.

Свобода человека связана с уменьшением зависимости от аффектов.

Могущество души – в познании, поэтому только в познании найдем средство против аффектов.

Познание связано с добродетелью. Добродетель – действие по законам своей природы. Но действовать по законам природы значит стремиться к самосохранению. Любое действие невозможно без познания. Высшее познание состоит в постижении Бога. Высшее благо души и высшая ее добродетель состоит в познании вещей по третьему роду познания.

Счастье, добродетель и познание совпадают.

Этический идеал – мудрец, достигший счастья благодаря познанию. Блаженство – душевное удивление, возникающее вследствие интуитивного познания Бога.

Совершенствовать свое познание значит постигать природу Бога, его атрибуты и действия, вытекающие из необходимости его природы.

Мудрец очень мало страдает от аффектов, поскольку воспринимает все вещи как необходимые. Не в нашей власти изменить порядок вещей.

Свобода от аффектов – познание необходимости вещей.

Мудрый едва ли подвержен какому-либо душевному волнению. Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

Политическое учение.

Теория общественного договора.

В естественном состоянии не было собственности, справедливости и несправедливости.

Государство – результат соглашения людей. Цель – свобода и безопасность.

Три формы правления:

o монархия

o аристократия

o демократия

К монархии относился критично. Монархия часто порождала рабство, а истинная монархия, которой еще не было, связана с тем, что правитель должен быть ограничен законами и особым совещательным органом, который может заменять монарха. Каждому должна быть предоставлена свобода мнения. Философия не должна подчиняться религии. Писание и философия ничего общего не имеют. Священное Писание не содержит ничего, что раскрыло бы природу Бога или сущность мира, оно сводится к моральным заповедям. Цель философии – познание истины разумом. Цель религиозной веры – только подчинение и благочестие. Священное Писание предназначено для толпы.

«Я не уверен в том, что нашел лучшую философию, я знаю, что нашел истинную».

Лейбниц Готфрид Вильгельм

Рационализм.

«Теодицея» 1710 г., «Монадология» 1714 г.

Плюрализм, множество субстанций. Идеалистический плюрализм. Существующие субстанции духовны, это монады.

Монада, о которой мы здесь будем говорить, есть ни что иное, как простая субстанция, и необходимо должны существовать простые субстанции, т.к. существуют сложные. Ибо сложная субстанция есть ни что иное, как собрание (или агрегат) простых. А где нет частей, там нет ни протяжения, ни фигуры и невозможна делимость. Монады – истинные атомы природы, элементы вещей.

Существуют сложные вещи Þ должны быть простые, которые не могут быть материальны, т.к. простота означает неделимость, т.е. непротяженность, а протяжение – главное свойство материи. Следовательно, простые субстанции могут быть только нематериальными сущностями.

Монады не могут естественным путем ни возникать, ни уничтожаться. Они – субстанции, следовательно, являются самодостаточными, независимыми друг от друга. Они не могут действовать одна на другую.

Нет одинаковых монад.

Высшая монада – Бог.

Два доказательства:

онтологическое

космологическое

Деятельность монад сводится к внутренним изменениям. Эти изменения – либо восприятие, либо стремление.

Кроме монад, реального в мире ничего нет. Материя, пространство и время – хорошо обоснованные феномены. Люди воспринимают идеальный мир как материю, находящуюся в пространстве и времени. Сущность – духовные атомы.

Теория предустановленной гармонии. Согласованность различных явлений, происходящих в мире.

Монады независимы друг от друга. Соответствие всех процессов в мире возможно потому, что Бог изначально запрограммировал все монады в соответствии со своим замыслом.

Пример: часы, которые показывают только одно время.

Учение о познании.

Врожденное знание. Мы многое знаем независимо от опыта.

Доказательство: присутствие в уме научных положений, которые характеризуются всеобщей необходимостью. Опыт может предоставить только примеры и всеобщей необходимости не гарантирует. «Чистая доска» - фикция.

Все человеческие суждения подчинены двум основным методологическим принципам:

1) закон непротиворечия. Мы считаем ложным то, что заключает противоречие, и истинным то, что противоречит ложному.

2) закон достаточного основания. Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно суждение справедливым без достаточного основания, почему дело обстоит только так, а не иначе.

Два рода истины:

- разума (необходима и противоречие ей невозможно)

- фактов (случайна и противоречие ей возможно).

Теодицея (оправдание Бога).

Три вида зла:

- метафизическое (несовершенство вещей)

- физическое (несчастливые события)

- моральное (порочные поступки).

Первые два вида зла: очень часто небольшое зло служит великому благу. Бог допускает зло, чтобы не воспрепятствовать еще большему добру. Метафизическое – вещи не могут быть совершенны, потому что они сотворены, а все сотворенное ограниченно. В полной мере совершенен только Бог.

Физическое – будет загробное воздаяние.

Моральное – причина его не Бог, а свободная воля человека.

6.10.04.

Век просвещения. Философия просветителей получила широкое распространение в Западной Европе и в Северной Америке. Впервые оформилась и получила классическое выражение во Франции. Взгляды французских мыслителей этой эпохи стали эталоном для философов других стран.

Общая характеристика философии эпохи Просвещения

P Натурализм (в сфере теории бытия), т.е. стремление объяснять природу, исходя из нее самой.

P Сенсуализм (в гносеологии), т.е.: ощущение – главный источник познания.

P Антиклерикализм (в социально-политической сфере), т.е. критическое отношение к существующим религиям. Хотя необязательно это сопровождается атеизмом.

P Стремление к преодолению предрассудков и искоренению невежества. Главная опора – здравый смысл, с т.з. которого нужно судить обо всех явлениях.

P Негативная оценка существующей социальной действительности (та социальная действительность – абсолютистский строй, который просветители называли деспотизмом).

P Разделяли теорию общественного договора.

P Идея неотчуждаемых прав человека.

Большинство просветителей улучшение общественной жизни связывали:

«с реформами мудрого монарха;

« некоторые считали, что только революция может улучшить общественную жизнь.

)

Главное сочинение - «Метафизический трактат». Изд. в 1734 г.

Деизм.

}Все существующие религии ложны, особенно – христианство. «Раздавите гадину» - о католической церкви.

}В основе христианской религии мы не видим ничего, кроме сплетения самых пошлых обманов, сочиненных подлейшей сволочью. Христианская религия – это сеть, которой мошенники опутывали глупцов, и кинжал, которым фанатики убивали своих братьев.

Несмотря на это, он признавал наличие Бога Ä. Этот Бог – безличный разум. В «Метафизическом трактате» есть два доказательства бытия Бога:

1) пригодно для людей с обычными способностями. От целесообразности – телеологическое (5-е у Фомы Аквинского). В мире есть гармония и порядок, значит, должна быть разумная причина этому.

2) менее пригодно для усвоения грубыми умами. Разновидность космологического доказательства. В мире есть причинная связь, но цепь причин не может быть бесконечной, значит, есть причина всего – Бог.

В поздний период Вольтер говорил о социальной ценности веры в Бога.

Ни одно общество не может существовать без справедливости, объявим же Бога справедливым. Если закон государства карает явные преступления, возвестим Бога, который наказывает тайные проступки. Þ Вера в Бога полезна, ибо удерживает от преступлений.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 452 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...