Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Призраки, или идолы познания



Есть 4 рода призраков, которые осаждают умы людей. Эти призраки должны быть изучены и отброшены твердым решением разума.

а) призраки рода. Они находят основание в самой природе человека, ибо ложно утверждать, что чувства (?) человека есть мера вещей. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к изображению вещей собственную природу, отображает вещи в искривленном и обезображенном виде. Человеческий разум не холодный свет. Его питают воля и чувства, а это порождает желательное каждому в науке. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. В то время как многие вещи единственны и неповторимы, разум усматривает параллели, отношения и подобия, которых в мире нет.

б) призраки пещеры – заблуждения отдельного человека. У каждого есть своя особая пещера, которая искажает и разбивает свет природы. Они возникают от воспитания, чтения книг, бесед с другими людьми и авторитетов, перед какими кто преклоняется. Некоторые умы склонны к почитанию древности, а другие предпочитают все новое. Непросто сохранить то, что верно открыто древними, и принять правильно установленное новыми. Истину следует искать не в удачливости какого-либо времени, которое непостоянно, а в свете опыта природы, который вечен.

в) призраки рынка. Люди объединяются речью, слова же устанавливаются сообразно разумению толпы, поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Это:

  1. имена несуществующих вещей (судьба, перводвигатель и т.д.)
  2. имена существующих вещей, но нелепые и плохо отвлеченные (влажность, густота и т.д.)

г) призраки театра. Они вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов, доказательств. Их мы называем призраками театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.

Корень заблуждений ложной философии троякий: софистика

эмпирика

суеверие

Софистика. Главный среди софистов – Аристотель. В его физике нет ничего, кроме звучания диалектических слов. Аристотель не опирался на опыт, исходил из предвзятых теорий, к которым притягивал искаженный опыт. К ним же относится ряд его последователей, т.е. вся средневековая софистика (негативное отношение к средневековому наследию потом было у многих философов).

Эмпирика – фактически алхимия. Алхимики опираются на узость немногих опытов.

Суеверие – философия, опирающаяся на религиозные представления. Основатель – Пифагор. Тоньше и опаснее это изложено у Платона. Эту суетность необходимо тем более сдерживать и подавлять, что из безрассудного смешения божественного и человеческого возникает не только фантастическая философия, но и еретическая религия.

1) Развитию наук препятствовало и то, что лучшие умы посвящали себя теологии, в то время как естественная философия – эта «мать всех наук» - недостойным образом была низведена до обязанностей служанки.

2) Так и не была установлена подлинная цель научного познания, и эта цель заключается в достижении власти над природой.

В XVII в. возникла экспериментальная наука.

Учение об истинном методе познания.

Индукция – движение от частного к общему.

Прежняя индукция была «детской вещью», сводилась к перечислению примеров, должного эффекта не давала.

2 пути для отыскания истины:

1) от ощущений и частностей [ум] воспаряет к высшим аксиомам, а затем движется к средним. Устанавливает некие общности, отвлеченные и бесполезные. Предвосхищение природы. Таким путем шли до сих пор. Такое познание поспешно и незрело.

2) постепенно передвигается от частностей к средним, а затем к высшим аксиомам. Постепенно поднимается к тому, что более близко природе. Истолкование природы. Истинная индукция.

Истинная индукция отличается от прежней тем, что предполагает состояние таблицы.

3 типа таблиц:

1) таблица присутствия того или иного свойства в вещах

2) таблица отсутствия

3) таблица степеней, где рассматриваются явления, в которых исследуемое свойство проявляется в различной степени.

Для научного познания наиболее важны таблицы отсутствия (таблицы отрицательных инстанций).

Самое лучшее из всех доказательств есть опыт. Истинная философия должна приносить практическую пользу. О философии необходимо судить по плодам и считать суетной ту, которая бесплодна, особенно если вместо плодов винограда и оливы она приносит шипы споров и препирательств.

Бэкон выделял 3 плодотворных периода развития философии, но мудрость греков была ораторская и расточалась в спорах. Они были скоры на болтовню, но не могли создавать.

Открытия новых вещей нужно искать от света природы, а не от мглы древности.

Результаты научного познания Бэкона:

Советское – Бэкон – материалист (в «Новом органоне»: школа Демокрита лучше, чем другие, проникла в природу).

Западное – Бэкон ограничивается гносеологией.

«Мы не предлагаем никакой всеобщей и цельной теории, ибо кажется, что не пришло для этого время. Для счастья людей безразлично, какие у кого отвлеченные мнения о началах вещей. Мы не заботимся о таких умозрительных и вместе с тем бесполезных вещах».

Бэкон сознательно отказывался от разработки теории бытия.

Социально – политические взгляды Бэкона.

Неоконченное – «Новая Атлантида» 1627 г. опубл. (старая «Атлантида» - Платон).

Представления об обществе будущего. Рассказ ведется от лица путешественника, посетившего остров Бенсален (вдалеке от материков). Путеводный светоч государства – дом Соломона, т.е. сообщество ученых. Культ науки. Ученые сообщают о важнейших открытиях на площадях. Важнейшая задача – предупреждение о стихийных бедствиях. Занятия наукой прославляются.

Две галереи: 1) с помощью приборов демонстрируются открытия;

2) статуи выдающихся ученых.

Люди, совершившие открытие, награждаются премией и им ставится статуя.

Занятия наукой элитарны, не каждый может быть в доме Соломона.

Предположения Бэкона об открытиях: подводные лодки, машины, чтобы летать наподобие птиц; управлять погодой, использовать солнечную энергию, огромные ветряные двигатели, новые сорта растений, новые виды животных выводить, новые лекарства, особо мощные орудия для войны.

Гражданам острова нельзя покидать территорию государства, кроме ученых. Они привозят из других стран образцы различных изобретений. Путешествуя по другим странам, жители не особенно афишируют свою государственную принадлежность. Используют золото своей организации, оставляя дары. «Теория промышленного шпионажа». Отстать в промышленном прогрессе – поставить под угрозу независимость государства.

Сословная структура - как в 17 в. Имущественное неравенство. У представителей дома Соломона обязательно должны быть слуги. Ученые сами избирают последователей.

Дом Соломона – не правительственная организация. Ученые организованы в автономную систему. О некоторых открытиях ученые не сообщают даже правительству.

Основная цель дома Соломона – расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным.

Противоречия общественного развития должны быть решены не социальным реформированием, а средствами науки. Научный прогресс избавит от нищеты, обеспечит достойную жизнь обществу.

15.09.04.

Рене Декарт – основатель рационализма как направления новой европейской философии.

Главное сочинение – «Первоначала философии» 1644 г.изд.

Прежняя философия ненаучна. Доказательство: наличие многочисленных точек зрения. Множество ответов там, где должен быть только один, соответствующий истине. Хотя философией занимались величайшие умы, все они свернули с основной дороги на боковые тропинки и потерялись там. Прежняя философия не обладала истинным методом познания.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 538 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...