Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Джон Локк. Эмпиризм. «Опыт о человеческом разуме» 1690 г



Эмпиризм. «Опыт о человеческом разуме» 1690 г.

Центральное место –

теория познания.

Прежние философы пытались начинать с теории бытия, но прежде чем говорить о мире, следовало бы выяснить, какими средствами познания располагает наш разум. Поэтому построение философии должно начинаться с теории познания.

Критика теории врожденного знания.

1) Показать путь, каким мы получаем всякое наше знание, достаточно для доказательства того, что оно не врожденно. Этот путь: человеческая душа – чистая доска, первые записи в душе делают ощущения, постепенно они откладываются в памяти. Затем разум научается абстрагироваться, и таким путем возникают общие понятия. А их них слагается все научное знание.

2) Главный аргумент защитников врожденных идей – они ссылаются на общее согласие в отдельных положениях. Но нет общего согласия среди людей ни по одному вопросу, ибо мнимые всеобщие истины неизвестны детям, идиотам и другим людям (дикие народы).

Знание приходит из опыта. Опыт: внешний и внутренний.

Два главных источника происхождения знания. Объект ощущения – один источник идей (внешний опыт). Деятельность нашего ума – другой их источник. Рефлексия, т.е. размышления.

Все идеи приходят или из ощущения, или из рефлексии.

Учение о первичных и вторичных качествах.

Первичные качества объективны, реально присутствуют в вещах. Например, непроницаемость, протяжение, твердость, движение или покой и число. Эти качества неотделимы от тела ни при каких условиях, они объективны, не зависят от человека.

Вторичные – субъективны, присутствуют только в человеческом сознании. Это цвета, вкусы, запахи. Это способ человеческого восприятия объективного мира. В вещах – только механико-геометрические свойства. Эти свойства воспринимаются как различия в цветах и т.д.

Три ступени познавательного процесса (три вида знания). Человеческое познание состоит в восприятии соответствия или несоответствия различных идей. А сравнивать идеи мы можем тремя способами:

1) интуитивное (мы непосредственно постигаем истину (например, 3 больше 2-х))

2) демонстративное (мы сравниваем идеи посредством одной или нескольких других идей). (Оно зависит от доказательств)

3) чувствительное (=сенситивное, говорит о существовании отдельных предметов).

Все три вида знания весьма ограниченны. Интуитивное слабо применимо в математике, демонстративное - не всегда можно найти посредствующую идею между двумя другими, чувствительное ограничено теми объектами, которые мы встречаем в опыте. Наше подсознание не охватывает всех реально существующих вещей.

У нас нет ясной идеи субстанции вообще. Существует материя и бестелесный Бог, но их сущность в полной мере не познаваема человеком.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 362 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...