Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Руссо выделяет три великих переворота в истории человечества



ªСначала люди не были склонны к трудолюбию, обладали ограниченным числом потребностей, были дикими. Развитие человечества связано со способностью к самосовершенствованию. Эта способность развивалась под влиянием внешних обстоятельств. Люди становились более ловкими.

Œ великий переворот связан с постройкой жилищ (до того – в дуплах и под деревьями). Происходит обособление семей, которые затем объединяются в племена. Возникают зачатки собственности, первые столкновения и раздоры. Эпоха первого переворота – самая продолжительная. Люди были здоровыми, счастливыми и добрыми.

 великий переворот связан с P обработкой металлов. Обработка металла привела Ê

к P земледелиюÊ

Оно приводит к P появлению излишка продуктов у некоторых людейÊ

ÄПроисходит P раздел земли на участки.

N Таково происхождение частной собственности. Первый, кто напал на мысль сказать «это мое» и нашел тех, кто поверил, был истинным основателем гражданского общества. Идея собственности не случайно сложилась в уме человека. Имелись экономические причины: обработка металла и земледелие. Железо и хлеб – вот что цивилизовало людей и погубило род человеческий. Люди становятся завистливыми, честолюбивыми и злыми. Неразлучные спутники возникающего неравенства:

z конкуренция и соперничество с одной стороны,

zс другой – скрытое желание обогатиться за счет ближнего.

С той минуты, когда люди заметили, что одному полезно иметь запас пищи для двоих, равенство исчезло, возникла собственность. Обширные леса превратились в веселые нивы, на которых с посевами взошли рабство и нищета.

Итог второго переворота – возникновение государства, прямой результат появления частной собственности.

Ž великий переворот: государственная власть превращается в деспотическую. Первые правители государств были выборными. Затем правители осуществили узурпацию и превратили подданных в рабов. Это крайний предел развития неравенства – деспотизм.

Будущие перевороты, может быть, уничтожат политическое неравенство.

Деспотизм, опирающийся на силу, может быть упразднен только силой – восстанием.

Объяснение правомерности восстания: политическое неравенство должно быть уничтожено, т.к. не совпадает с физическим неравенством, следовательно, противоречит естественному праву.

Очевидно, что естественное право, как бы его ни трактовали, не может допустить, чтобы горсть людей утопала в роскоши, в то время как огромное большинство нуждается в самом необходимом.

Восстание, которое уничтожает какого-нибудь султана (о европейских монархах) - акт столь же закономерный, как и те действия, посредством которых он распоряжался жизнью и имуществом своих подданных.

«Об общественном договоре»

Четыре основных положения:

1) основа законной власти – соглашения между людьми;

2) суверенитет принадлежит народу;

3) правительство может обладать только исполнительной властью;

4) для существования общества необходима гражданская религия.

1) Ни один человек от природы не имеет естественной власти над себе подобными. Сила не создает никакого права, поэтому законная власть может опираться только на договор. Цель общественного договора – общее благо. Общее благо сводится к свободе и равенству. Отказ от свободы несовместим с человеческой природой. Нет такого вознаграждения, которое компенсировало бы отказ от всего. Следовательно, деспотизм не может быть законной властью.

2) Только народу может принадлежать законодательная власть. Руссо – противник любой формы парламентаризма. Выборные представители не могут говорить от лица народа. Либо перед нами воля всего народа, либо только его части. Выборные представители – мнение части. Изменения в законодательстве – должно быть всеобщее голосование. Всякий закон, который народ не ратифицировал лично, недействителен.

3) Хотя законодательная власть – у всего народа, исполнительная власть должна быть у отдельных представителей. Правительство – группа чиновников на службе у народа. Народ имеет право в любой момент отнять власть у правительства.

4) Все религии ложны, т.к. говорят об антропоморфных богах и т.к. священные писания религий противоречат друг другу. Подлинный Бог безличен, это разум, сотворивший природу. Взамен существующих должна утвердиться гражданская религия, догматы которой немногочисленны и не требуют комментариев (и не требуют церкви). Деистический характер. Пять догматов (четыре положительных и один отрицательный):

1. вера в существование Бога (доказательство: в мире есть движение, материи он не присуще Þ есть перводвигатель).

2. вера в существование души.

3. вера в загробное воздаяние.

4. вера в святость общественного договора.

5. запрет религиозной нетерпимости (т.е. право каждого поклоняться Богу в любой форме при соблюдении четырех догматов).

Атеисты как люди антиобщественные должны изгоняться.

В ходе истории общественный договор был нарушен. Человек рожден свободным, а он всюду в оковах. Нарушение общественного договора – из-за стремления правительств к максимальному усилению и из-за развития среди граждан частных интересов, что привело к утрате гражданской добродетели.

Народ имеет право на любые формы для восстановления суверенитета.

Общественный договор необходимо поддерживать с помощью народных собраний. Сроки их созыва не должны зависеть от воли правительств.

На собраниях – обсуждение двух вопросов сначала, которые никогда нельзя отменить и за них нужно голосовать отдельно:

1) угодно ли суверену сохранять существующую форму правления?

2) угодно ли народу оставить власть в руках тех людей, у кого она сейчас?

13.10.04.

Главная работа – «О духе законов» 1748 г.

Он был еще и писателем – «Персональные письма».

Монтескьё – сторонник деизма. Наличие в мире разумных существ доказывает, что существует верховный первоначальный разум. Это и есть Бог.

Законы – необходимые отношения, вытекающие из природы вещей. Законы есть и у божества, и у мира материального.

Но главное в работе – анализ социальных законов.

В его философии главное – политическая концепция. «Я исследовал общественный законы и пришел к выводу, что они не созданы единственно произволом фантазии людей».

³ Географический детерминизм.

Общественные законы зависят от географических факторов.

Ž формы правления:

Ï Республика – власть всего народа, либо его большинства.

Ï Монархия – власть одного лица, управляющего посредством неизменных законов (т.е. конституционная монархия).

Ï Деспотия – власть одного лица, реализуемая по личному произволу.

Каждая форма правления опирается на определенный принцип, без которого не может существовать:

› Принцип республикиполитическая добродетель, что означает любовь к отечеству, равенству, стремление к истинной славе.

› Принцип монархии – честь. Честь – это предрассудки одного лица либо целого сословия, выгодные государю. Эти предрассудки могут быть полезны для общества.

› Принцип деспотии – страх подданных перед наказанием.

Ž основных географических фактора, которые влияют на дух законов:

- климат ù

- почва þ

- рельеф местности. E

Климат может быть холодным, умеренным, жарким.

R Жаркий – деспотия. Жаркий климат ослабляет силы людей. В Азии царит дух рабства, который ее не покидал.

T Холодный – республика. Условия жизни на севере гораздо суровее Þ граждане свободолюбивы, привыкли к преодолению трудностей.

Почва: плодородная и неплодородная.

D Бесплодная почва – республика. Чем ниже плодородие, тем трудолюбивее население. Неплодородная почва воспитывает мужество, умеренность, следовательно, стремление к свободе. В таких странах деспотизм быстро сменяется республикой (Аттика).

S Плодородная почва рождает дух зависимости. Чем легче даются людям продукты питания, тем более изнеженными они становятся. Люди там не склонны рисковать жизнью и легко подчиняются деспотам.

Рельеф местности определяет величину территории государства.

~ Естественные границы – горы, большие реки, береговая линия моря. На пересеченной местности – республики. Маленькая территория благоприятна для политической свободы.

Z На обширных равнинах возникает деспотическая власть.

Форма правления определяется совокупностью всех факторов.

Политический идеал, приемлемый для Франции, - конституционная монархия.

Географические факторы играют решающую роль, но это не единственный фактор.

Другие факторы: «численность населения,

«его богатство,

«торговля,

«нравы, обычаи и религия.

Принцип разделения властей сформулирован Монтескьё в той форме, в какой он ныне существует в конституциях.Ê

Вслед за Локком: политическая свобода невозможна без разграничения властей. Смешение ветвей власти ведет к деспотизму. Законодательная, исполнительная, судебная.

1787 г. – американская конституция.

Материализм XVIII века.

«Человек-машина» 1747 г.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 445 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...