Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 3. Философия средних веков, эпохи воз­рождения и нового времени



1.Основные, проблемы средневековой философии. Номинализм и реализм.

2.Философия Возрождения.

3.Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

1. Особенности средневековой философии/V-XV вв./.

· Сильное влияние христианства, которое нуждалось в обосновании своих догматов. Философия - служанка богословия.

· Теоцентризм.

· Традиционализм, обращение к древним библейским текстам. г/ Креационизм. Основа онтологии средневековой философии - идея творе­ния мира Богом по его воле. Бог - абсолютное начало, субстанция.

· Авторитаризм, принятие богословских откровений как абсолютно истин­ных.

· Постановка проблемы соотношения веры и знания. ж/ Человек рассматривается как образ и подобие Бога, выводится за пре­делы природного мира как единственный, обладающий бессмертной душой.

· Решение проблемы универсалий /общих понятий/.

Патристика. Философские взгля ды Августина Аврелия /354-480 гг./ Патристика - философское направление раннего средневековья. Объе­диняло учения "отцов церкви". Важнейший, представитель патристики – Августин Аврелий. Основная задача философской деятельности Августина

- систематизация церковной доктрины, ее философское обоснования. Отсю­да логический, характер проблематики.

Философско-теологическая концепция Августина

· Бог сотворил мир по своей воле из ничего, не подчиняясь необхо­димости...

· Бог - верховная личность, высшее благо, в нем содержатся вечные и неизменные идеи, сущности: обеспечивающие мировой порядок.

· Мир иерархично организован, он представляет лестницу существ, восходящую к создателю мира. На вершине этой лестницы стоит человек, отделенный от природы и противостоящий ей /венец творенья, царь приро­ды/.

· Человек обладает свободой воли. Душа его бессмертна.

· Сущность духовной жизни - воля. Воля выше разума, высший акт воли - вера, он предшествует акту знания.

· Субъективно человек действует свободно, но все через него дела­ет Бог. Жизнь человека божественно предопределена.

Схоластика. Ф илософско-теологическая концепция Фомы Аквинского /I225-I274IT. /.

Схоластика - главное философское направление среднего и позднего средневековья. Философия, которая преподавалась в школах при церквях и монастырях, а с XII в. - в университетах /от греч. школа/. Схоластика сосредоточилась на двух проблемах: 1/спор о природе универсалий и 2/ доказательство существования Бога. Ярким представителем схоластики является Фома Аквинский. Для обоснования догматов религии Ф.Аквинскиж использовал учение Аристотеля о материи и форме. Поскольку Христос /одна из ипостасей Бога/существовал в образе человека, т.е.был иде­ален и телесен, нельзя считать материю за "ничто". Соотношение идеаль­ного и материального трактуется Аквинатом как соотношение изначаль­ного принципа формы /"принципа порядка" - Бог/ с принципом материи /неустановившимся, беспорядочным "слабейшим видом бытия"/. Материаль­ный мир - возможность по отношению к Богу.

Ф.Аквинский поставил проблему соотношения сущности и существова­ния. Сущность вещей предшествует существованию, так как сущность вещ» содержится в Боге и Бог, придает сущности существование. Только в Боге сущность и существование совпадают»

Решая одну из главных проблем средневековой философии о соотно­шении разума и веры, Аквинский провозгласил единство веры и разума / знания/ Задача науки - объяснение закономерностей мира, задача теологии - обоснование догматов религий. Вера стоит выше разума, но не противо­речит ему. Ф.Аквинский разработал пять рациональных доказательств бытия Бога.

Содержание спора об универсалиях /общих понятиях/ в средневеко­вой философии:

1. Что существует раньше - идея общего или сами предметы?

2. Как существуют универсалии - в сознании человека или вне его сознания? Три решения спора:

Реализм; Универсалии существуют реально вне человеческого сознания как самостоятельные сущности. Общее - это идея, которая существует до единичных вещей Иоанн Скотт-Эриугена Днсельм Кентерберийский/. Номинализм: Реально существуют только единичные вещи, а общее, универ­салии, находятся в человеческом сознании как имена вещей. Общее суще­ствует после вещей /Росцелин, У.Оккам/. Умеренн ый реализм: Универсалии существуют трояко:

1. До единичных вещей - в Боге, как сущности вещей;

2. В вещах - как общее, присущее; многим вещам;

3. После вещей - в сознании человека как название вещи /Ф.Ак-винский, Ц. Абеляр/.

2.Развитие техники, рост промышленности потребовали освобождения от схоластики. Наметился поворот от логической проблематики к Естест­веннонаучному познанию мира и человека. Философия эпохи Возрождения /XV-XVI в./ сделала своим предметом человека. Главные особенности этой философии: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм. Человек - творец самого себя, он обладает абсолютной свободой, данной Богом. Античный человек признавал своей владычицей природу, человек Средневековья искал опору в Боге, человек Возрожденья опирается только на самого себя. Основные ценности - индивидуальность, разносторонность, творчество.

У древних греков созерцание ценилось выше деятельности, в христи­анстве - труд /особенно физический/ - это наказание за грехи. В фило­софии Возрожденья творческая' деятельность священна. Символ Возрождения

- фигура художника-творца. Человек как творец отличается от всех дру­гих существ и потому он господин над природой. Ценность отдельного человека высока как никогда: человек в центре мира, единственный и неповторимый /антропоцентризм/.

Две концепций в натурфилософии Возрождения: атомистическая /эпику­реизм/ - Г.Галилей, Монтенъ и пантеистическая - Николай Кузанский» Дж. Бруно. Точка зрения пантеизма - вне Бога нет ничего, но и Бога нет вне мира, всё есть Бог. Бог растворен в природе. Отсюда, по Монтеню, человеческое мышление должно совершенствоваться на основе познания естественных закономерностей, которым подчинена жизнь и деятельность людей.

3.Особенности, западноевропейской философии Нового времени /ХVI - ХVII в. /, связанного с началом промышленных и буржуазных рево­люций.

а/Обращение философии к исследованию природы, реального мира. Философия провозглашается наукой, призванной установить истину и приносить прак­тическую пользу.

б/ Вера в разум человека, познающего и изменяющего природу и общество. В центре философского исследования - природа как субстанция и процесс познания,

в/Формирование тенденций сенсуализма /эмпиризма/ и рационализма в гносеологии.

г/ Утверждение метафизического метода мышления. д/ Формирование теории "общественного договора".

Ярким представителем эмпиризма и родоначальником материализма Но­вого времени был Френсис Бэкон /1561-1626/.Утверждая, что "знание - си­ла", поставил задачу создания нового метода научного познания, каковым явился разрабатываемый им индуктивный метод /индукция - наведение/. Всякое познание должно опираться на опыт, т.е. двигаться от единичных фактов к общим положениям. Цель научного познания - принесение пользы человечеству и увеличение с этой целью власти над природой. Бэкон об­ращается к опыту и эксперименту, при этом переходит от рассмотрения опыта отдельного человека к анализу опыта человечества» от обыденного понимания опыта к научному - опыту как эксперименту. В целом философ­ская концепция Бэкона включает три части: 1/учение о субстанции, 2/ учение об индуктивном методе и 3/учение о предрассудках в познании. Бэкон недооценил роль рационального начала в познании, т.к. ин­дуктивный метод, в конечном счете, не может дать всеобщего и необходи­мого знания, к которому стремится наука.

У истоков рационализма стоит Р.Декарт, поднявший вопрос о приро­де человеческого: познания вообще/1596-1650/.Декарт перенес в познании акцент на разум /рацио/, роль опыта свел к проверке утверждений интел­лекта. Мышление - и источник, и критерий познания. Философ также высту­пает за создание нового научного метода - дедуктивного, суть которого в движении мысли от общего, очевидного к частным выводам. Содержание рационального метода в анализе, разложении полученных знаний на отдель­ные компоненты. Первичные истины - врожденные идеи, они даются в интуи­ции.

Учение о субстанции у Декарта дуалистично /Дуа - два/. По его мыс­ли, существуют параллельно, независимо друг от друга две субстанции: материальная и духовная, которые соединяются с помощью шишковидной же­лезы в мозгу у человека. Духовную субстанцию создает Бог, именно благо­даря ей человек может знать о своем существовании. "Мыслю - следова­тельно, существую" - основная самоочевидная истина»

Б. Спиноза /1632-1677/ выдвинул учение о единой субстанции, являю­щейся причиной самой себя. Субстанция - это Бог, природа. Ее атрибуты - протяженность и мышление. Всеобщность мышления выступает основанием познаваемости и саморазвития материи. В.Лейбниц/1646-1716/ предложил идею множественности субстанций, ибо если субстанция одна, единая и неделимая, то невозможно движение. Са­мостоятельно существующие субстанции называются монадами. Монада прос­та, неделима, нематериальна. Монада является душой, когда в ней есть чув­ство, и духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы и отличаются по уровню сознательности. Бог - абсолютно сознательная монада, им создаются и гармонизируются взаимоотношения всех монад.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1447 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...