Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема: Эстетика Возрождения



История человеческой культуры знает немало замечательных личностей, творчество которых является примером плодотворного взаимодействия художественного, научного и религиозного начал. Среди них можно выделить Пифагора - создателя новой религии, философа, математика, теоретика искусства и поэта; Северина Боэция, отца Павла Флоренского - разностороннего ученого, богослова, теоретика искусства, Гастона Башляра и других. Но, несомненно, одной из ярчайших фигур, гармонично соединившей в себе науку и искусство, точность и фантазию, воспитанной в лоне христианской культуры является великий флорентиец Леонардо да Винчи.

Л. да Винчи родился 15 апреля 1452 года в местечке Винчи. Его отцом был нотариус сэр Пьеро да Винчи, а матерью – простая женщина Катерина. Детство Леонардо провел в семье отца, в 1466 году в возрасте четырнадцати лет он поступил в мастерскую знаменитого художника Андреа Верроккио, которую в двадцатилетнем возрасте закончил, вполне овладев мастерством живописи и скульптуры.

В 70-е годы Леонардо усиленно занимается техникой (выполняет проекты гидротехнических и подъемных сооружений, кранов, полиспастов, фонтанов и куполов, прядильных механизмов, стригальных машин и др.), выполняет некоторые технические поручения Лоренцо Медичи. Как художник в этот период он создает «Поклонение волхвов», «Мадонну Бенуа», «Святого Иеронима» и еще ряд несохранившихся работ. Уже на данном этапе творчества ярко проявляется научно-исследовательская составляющая разносторонней деятельности винчианца, проявляющаяся в собирании огромного количества наблюдений, записей, зарисовок, чертежей.

В 1482 году Л. да Винчи переезжает в Милан, где работает инженером-художником у тогдашнего властителя Лодовико Сфорца (Моро). Сфера деятельности его в то время – создание военных техники и сооружений (передвижные лестницы, тараны, танки, нового типа разрывные снаряды, пушки, экскаватор и т.д.), архитектурно-строительные изыскания (проект идеального города), живопись («Мадонна в скалах», «Дама с горностаем»), работа над теорией перспективы, теорией света и зрения (оптика), изучение механики и открытие науки о сопротивлении материалов, а также другие виды деятельности.

В начале 90-х годов Леонардо работает над двумя крупнейшими художественными произведениями – бронзовым памятником Франческо Сфорца (работа не была доведена до конца) и росписью одной из стен трапезной монастыря Санта Мария дела Грация – «Тайной Вечерей».

В декабре 1499 года да Винчи уезжает из Милана в связи с захватом города французскими войсками. После посещения городов Мантуи и Венеции гениальный живописец прибывает в родную Флоренцию и с июля 1502 по начало1503 годов он находится на службе у герцога Чезаре Борджа. В марте 1503 года Леонардо да Винчи начинает работу над портретом жены Франческо Джокондо, продолжающуюся четыре года. В этот период он активно занимается конструированием летательных машин (горизонтального и вертикального самолетов, вертолета, парашюта), военной техникой, составлением географических карт и особенно усиленно изучает анатомию.

Осенью 1503 года Леонардо получил заказ на роспись Зала Совета Старого дворца сеньории и решил написать батальную картину «Битва при Ангиари». Работа над ней на окончательном своем этапе (непосредственно роспись на стене Зала Совета) закончилась неудачей – краски стали стекать, не удерживаясь на непросохшем грунте и испортили центральную сцену. В состоянии глубокого неудовлетворения и преследуемый сеньорией Леонардо покидает город. (Надо отметить, что великий художник и ученый еще будучи молодым и живя во Флоренции снискал «славу» чрезвычайно медлительного и нарушающего оговоренные сроки работ живописца. Многое из его и так малочисленного художественного наследия осталось незавершенным. Со стороны выглядящая как лень и нерадивость, эта медлительность объяснялась чрезвычайно глубокой и скурпулезной подготовительной (в том числе и научно-исследовательской) работой, стремлением создать совершенное и безукоризненное во всех отношениях произведение. «Битвой при Ангиари» Леонардо мог бы взять творческий реванш, однако и здесь потерпел фиаско.)

Да Винчи выезжает в Милан, где занимается наукой (в частности, геологическими и анатомическими изысканиями) и живописью - создает картины «Иоанн креститель», «Вакх», «Леда». Осенью 1513 года переезжает в Рим. Именно там Леонардо пишет женский портрет, известный как «Джоконда». Осенью 1516 года художник уезжает во Францию по предложению короля Франции Франциска первого. Там он работает как инженер и архитектор над проектами сети каналов и перестройки замка Роморантэн, конструирует сложные театральные механизмы, пытается привести в порядок свои научные записи, содержащие огромное число гениальных интуиций и закончить картину «Святая Анна». Но здоровье всё более подводит мастера и 2 мая 1519 года он умирает, оставляя после себя небольшое количество картин и гигантское неопубликованное научное и техническое наследие.

Каким же образом возник неповторимый гений Леонардо? Какие черты легли в основу феномена уроженца Винчи?

Несомненно, великий итальянец являет собой необыкновенное и редкое сочетание научного и художественного дарований. Это человек, обладавший неисчерпаемой любознательностью и увлеченный самим процессом познания. Его познавательные порывы не имеют системы, они, скорее, сверхсистемны, ведь Леонардо интересовал весь мир. В этом стремлении познать законы и гармонию природы в целом ярко проявляется художественное начало. По мнению французского искусствоведа и писателя Г. Сеайля, главная черта творческой индивидуальности Леонардо – свобода мысли. «Он отвергает авторитет древности, чтобы видеть, он открывает глаза и смотрит. Это только новое применение навыков, приобретенных при практике искусства. Искусство есть свобода: для него необходимы тонкие чувства и склонность упражнять их.»28

Другие важнейшие черты творческого облика винчианца - непосредственность и искренность, умение удивляться всему тому, что он видит. Всё это помогало ему живо воспринимать, изображать и исследовать сам оригинал, сам первоисточник – явления природы. Исследователь никогда не довольствовался чужим мнением, описанием и опытом других, пусть даже авторитетных знатоков.

Леонардо да Винчи была присуща особая форма воображения, сочетавшая в себе высочайшую степень репродуктивного, важного для научных изысканий воображения, и продуктивного, то есть художественно-творческого. Данные умения удивительно переплетались, взаимодействуя между собой. Рассматривая его рисунки, сделанные для научных целей, невозможно определить, где кончается ученый и начинается художник, нельзя отдать предпочтение скурпулезности исследователя или вдохновенности поэта. «Эту способность ясно видеть, это исполнение, точно схватывающее действительность, следует ли приписать добросовестной точности ученого или страстному вниманию художника? Вытекает ли это из эмоции живописца, придающей всему свое единство, или из ясного понимания наблюдателя, который даже при анализе улавливает соотношение между элементами? Посмотрите на эту малиновую ветку с ее листочками и цветками, на терновник, на злаки (Виндзор); сосчитайте лепестки и тычинки; наблюдайте порядок расположения листьев, направление их нервов, разрезы отгибов; эти рисунки – настоящие описания. Ученый или художник сделал их? В сущности говоря, художник и ученый не разделены, они работают друг для друга.»29

С помощью своего воображения Леонардо мог интуитивно представлять вещи и понимать отношения между ними, мог проводить аналогию между, казалось бы, совершенно различными предметами или явлениями, так как понимал единство закономерностей, принципов, которым подчиняются данные предметы и явления (например, глаз сравнивает с камерой обскурой, морские волны – с волнистыми волосами, воду - с воздухом и т.д.) Таким образом и здесь свобода и смелость мышления да Винчи показывает, насколько научное начало связано у него с художественным воображением, проистекает из него.

Итак, как пишет Г. Сеайль, «… вследствие того факта, что он создает свою мысль из действительности, он с помощью одной и той же творческой силы выводит из неё абстрактный порядок, то есть истину, и конкретную, живую гармонию, то есть красоту.»30

Индивидуальность Леонардо была такова, что, несмотря на благоволение и лесть по отношению к нему государей, он не удовлетворялся блестящей жизнью при дворе. Его стремления были направлены в высшие и вечные сферы – к совершенному, Божественному. Его душа сложна, охватывая многие, подчас противоположные элементы, но в то же время гармонична и целостна. Она является вместилищем двух высоких страстей - бесконечной любознательности и неутолимого стремления к прекрасному. Поэтому рациональная и чувственная сферы его сознания не противостоят, а «… взаимно проникают друг в друга, сливаются в нежных оттенках с незаметными переходами.»31

Все это дополнялось чрезвычайным благородством души да Винчи, его добротой и великодушием, его любовью к людям и ненавистью к бесполезному страданию. Он ценит каждую жизнь – и животного, и человека. В человеке же более всего ценит душу, так как несмотря на то, что человеческое тело является уникальным творением природы, оно ничтожно по сравнению с его душой, которая есть нечто Божественное. Это Божественное и стремится передать гениальный художник в своих полотнах.

Его художественной манере чуждо все чрезмерное, грубое, бушующее, страстное, выспренное, он старается передать тончайшие нюансы и нежнейшие эффекты жизни человека. Его языку присуща добрая, деликатная ирония, спокойствие и величие. Удивительное, Божественное чувство меры объединяет все эти, столь разнообразные черты дарования Леонардо.

Таким образом, Леонардо да Винчи в своем творчестве удалось показать беспредельность, бездонность человеческой души, загадочной и непостижимой даже для ее обладателя. Но под кистью мастера эта тайна открывается, обнажая все волнения мира, бесконечность чувств, мыслей, мечтаний, жизни.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...