Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема: Эстетика неоплатонизма



Плотин – виднейший представитель неоплатонизма, создавший свое учение под влиянием идей Платона, Аристотеля, неопифагореизма, стоицизма и индуизма. Опираясь на его философию, мы можем эксплицировать сущность процесса трансцендирования, обозначив его важнейшие этапы.

Учение основателя римской школы неоплатонизма зиждется на концепции Единого-Блага как сверхчувственной, сверхмыслимой, Божественной сущности. Единое-Благо является началом одновременно трансцендентным и имманентным миру, выступает первой ипостасью всего – всей Вселенной и каждой её части. Благо как абсолютное и ничем не ограниченное начало способно истекать, излучаться, не теряя своей самодостаточности. Оно соединяет и скрепляет мир, проявляя себя как «абсолютная единичность мира, являющаяся принципом его устроенности и целостности, мешающая его распадению и исчезновению во мгле» [Лосев А.Ф. «Диалектика числа у Плотина» // Миф, число, сущность, с. 720].

Плотин развертывает свою философию как эманацию Единого во всё более несовершенные уровни бытия, как поэтапное нисхождение, отпадение мира от своей первосущности и, затем, сознательно-волевое возвращение к ней путем очищения и преображения. эманации Есью бытия, возникающей вследстиало способно истекать, излучаться, не теряя своей самодостаточности.

В данной иерархии второй ипостасью бытия, возникающей вследствие эманации Единого является Ум (Нус). Ум – высшая целостность, чистая мысль, созерцающая только истинное. Однако, находясь в единстве с первой ипостасью, он все-таки «посмел» отпасть от нее и снизойти до Души.

Мировая Душа («псюхе») – третья ипостась, – стремится к высшему началу, но не принадлежит Единому. Обращенная вовне, «она частично погружается в порядок мировой жизни, является бессознательным активным началом, осуществляет первообразец на материи» [В.Ф. Асмус Античная философия, с. 307]. В то же время, Душа – «меонизированный эйдос» (А.Ф. Лосев), «отличающийся от ума и эйдоса именно этой временностью, конкретностью и напряженностью бытия». [Лосев А.Ф. «Диалектика числа у Плотина» // Миф, число, сущность, с. 734]. Душа человека, находящаяся на границе миров Божественного и материального, хочет возвратиться к Абсолюту. Её свобода выражается в трансцендировании, устремленности к Благу.

Материя, низшая ступень в иерархии бытия, – начало чувственно-физического мира, в ней эманации Единого-Блага постепенно ослабевают и сходят на нет. Она неопределенна, лишена всех качеств, лишена формы и красоты, т.е. является злом, небытием. Однако, уровень материи необходим для совершенствования душ и умов путем победы над желаниями и страстями и воссоединения с Абсолютом. Материальный, меональный мир, также как и Душа – это становление, подражание миру идей. Материей оформляется застывший эйдос (смысл). Именно материя необходима для трансформации элементов, для трансцендирования к Высшему Божественному порядку.

Итак, оказавшись на уровне не-сущего и неистинного, мир начинает восхождение к Божественному, прилагая к этому сознательные усилия ума и души. Путь восхождения выражается, во-первых, в стремлении к Высшей Красоте через музыку, поэзию, творчество. Во-вторых, он проявляется в нравственном самосовершенствовании посредством молитвы, аскезы, теургии.

В движении к Единому и Прекрасному Благу можно проследить определенные этапы. Восхождение начинается с постижения человеком прекрасного в предметах и явления материально-физического мира. Эти предметы и явления воспринимаются прекрасными потому, что в них душа обнаруживает некие идеи (эйдосы), имеющие божественное присхождение.

Далее необходимо подняться над чувственным миром и искать прекрасное с помощью других, нечувственных структур психики. На этом этапе важен процесс приобретения знаний, обнаружение красоты нравственных измерений душевной жизни и возвышение над всяческими пороками, которые являются следствием связанности души с телом. Это возможно, по Плотину, посредством наблюдения прекрасных дел лучших людей, а затем, созерцания их душ. При этом важно исследовать и глубины собственной субъективности, формируя при этом «сияющую красоту добродетели». По прохождении данного этапа «… душа очищенная становится эйдосом и логосом, вполне бестелесною, разумною, всецело принадлежит божеству, в котором источник прекрасного и всего подобного, что сродни ему. (Плотин «О Прекрасном» Эннеады, 16, 6. Цит. по В.В. Бычков «2000 лет христианской культуры», т.1, с. 35)

Следующий уровень связан с Умом и Мировой Душой, которые сообщают душе человека идею прекрасного. Плотин утверждает, что Ум, также как и Мировая Душа имеют своим источником Единое и вместе три эти ипостаси составляют сущностную основу мира.

Итоговая ступень духовного восхождения ознаменована экстазом единения с Абсолютом, когда тот, кому открылось Совершенство, Благость и Красота «… бывает преисполнен изумления, смешанного с блаженством, испытывает безболезненное потрясение, любит истинной любовью, со страстным пылом, смеется над всякою другою любовью и презирает то, что прежде считал прекрасным». (Плотин «О Прекрасном» Эннеады, 16, 7. Цит. по В.В. Бычков «2000 лет христианской культуры», т.1, с. 35)

Таким образом, из вышеизложенного можно заключить, что трансцендирование, понятое в ключе плотиновской философии имеет следующие сущностные характеристики:

1) это, прежде всего, изначальное ощущение духовного света Первосущности, его присутствия (пусть и смешанного сначала с «конкретностью и напряженностью бытия», (А.Ф. Лосев), погруженное в материально-вожделеющее начало физического мира);

2) стремление (в смысле платоновского Эроса) к высшей мудрости, высшей красоте, вечности, к умопостигаемому космосу;

3) присутствие на всех этапах бытия и трансцендирования определенных типов материи как творческой потенции единого космоса;

4) диалектика Единого и множественного, ума, эйдоса и меона, трансцендирования и эманации;

5) осуществление трансцендирования душой (а не материей или умом) как «субстанциально-жизненным и самодвижным принципом» (А.Ф. Лосев).

6) Триадичность и непрерывность трансцендирования: от Души к Уму, от него – к Первой ипостаси; движение от осмысления красоты и блага материально-физического мира к красоте и добродетелям души и от нее – к интеллигибельной красоте и Богу как её источнику.

7)





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1142 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...