Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема: Эстетика Платона



«Теоретические основы формирования информационной компетентности»

1. Представьте тенденции развития информационных технологий в вашем образовательном учреждении или в любом на выбор.

2. Укажите основные направления развития информационных технологий.

3. Опишите методики проведения обучения с использованием интерактивных информационных и коммуникационных технологий.

4. Опишите технологии проведения обучения с использованием интерактивных информационных и коммуникационных технологий.

5. Определите критерии выбора интерактивных технических средств, используемых в учебном процессе.

6. Определите основные характеристики интерактивных технических средств, используемых в учебном процессе

7. Опишите программные и аппаратные средства для реализации различных видов учебных занятий.

8. Разработайте граф интернет-технологий для целей образования.

Тема: ЭСТЕТИКА ПЛАТОНА

Платон, основатель позиции объективного идеализма в философии, развивает важнейшее для становления научно-философского сознания античности учение об идеях (эйдосах). Идеи выступают, с его точки зрения, и как трансцендентные сущности вещей, и как первообразы, проекты материального воплощения идеи, и как энтелехия существования вещи. В материально-чувственном мире идеи обнаруживаются как некий свет в предмете. Известно, что Платон понимает предметно-материальный мир как небытие. Но, несмотря на плотность, непрозрачность и затемненность этого мира, мыслитель видит возможность постичь и на этом уровне абсолютное совершенство идей. Данная возможность обосновывается теорией анамнезиса, т.е. припоминания душой (которая также есть эйдос) времени её пребывания в мире идей и созерцания его совершенства. Перейдя в чувственный мир, душа «узнает» идеи в тех вещах материального инобытия, в которых первые воплощены наиболее полно и адекватно. Подобные воплощения идей воспринимаются человеческой душой как красота. Таким образом, именно восприятие прекрасных предметов материально-чувственного мира и есть первый шаг в познании вечных, бестелесных эйдосов.

Платон довольно определенно показывает, что интеллектуальное постижение трансцендентных сущностей возможно только при принятии установки на поиск красоты высшего порядка. В диалоге «Пир» античный мыслитель выстраивает иерархическую структуру, своеобразную «лестницу» познания красоты. Она, по сути, проявляется как процесс трансцендирования, движения к высшему. Согласно Платону, только погрузившись в особое устремленное состояние, влекомое силой любви (Эрота) люди могут, этап за этапом, постигать все более и более совершенное воплощение идей. В «Пире» античный классик дает следующие характеристики любви, которые, на наш взгляд, очень созвучны содержательному полю трансцендирования:

- жажда целостности и стремление к ней;

- желание вечного обладания благом;

- стремление к бессмертию.

Поэтому именно любовное стремление, источником которого выступают космические силы, трансформированное в интеллектуальных, религиозных, этико-эстетических исканиях человека и является той пружиной, той силой, сообщающей энергию процессу трансцендирования. Начальные импульсы этого процесса связаны с чувственной тягой к распознанной в неком теле красоте. На данном этапе восхищение красотой отдельного тела возвышается до любви к прекрасным телам как таковым (то есть, до любви к идее прекрасного тела). Однако эта ступень не является исчерпывающей, так как на уровне осознания телесной красоты познать идею абсолютно-прекрасного невозможно. Следующий этап – постижение красоты души человека, которая, при всех своих добродетелях, не отличается целостностью и постоянством. Третий этап – познание красоты в еще более совершенном материале – в науках, охватывающих разнообразнейший человеческий опыт красоты. Но данный опыт чересчур пестр и разноречив, чтобы стать высшей мерой истинно-прекрасного. Однако именно научный опыт позволяет «…повернуть к открытому морю красоты и, созерцая его в неуклонном стремлении к мудрости, обильно рождать великолепные речи и мысли …» (Платон, «Пир», с.) Усовершенствовавшись в науках, человек достигает следующей ступени – сферы мудрости и блага. Это уровень знания прекрасного как чего-то вечного, единообразного, цельного и самодостаточного, созерцая которое, рождается истинная добродетель или понимание высшего единства Блага, Истины и Красоты. Таким образом, трансцендирование в контексте платоновского диалога, – это движение, путь познания чистой сущности прекрасного, равно как и чистой сущности благого и истинного. Это путь возвышения над конкретно-чувственным, конкретно-психологическим понимание какого-либо явления, над конкретикой и разнообразием в мышлении к единому, вечному, незыблемому инварианту. Процессуальный характер трансцендирования отмечен выдающимися отечественными исследователями А.Ф. Лосевым и В.Ф. Асмусом. В работе «Очерки античного символизма и мифологии» А.Ф. Лосев пишет, что «единство знания и чувственности дано в «Пире» не как «застывшее» и «фиксированное», а как единство в становлении:бессмертное и смертное, вечное и временное, идеальное богатство и реальная скудость, знание и чувственность, красота и безобразие – соединились здесь в одну цельную жизнь, в одно совокупное порождение, в один самостоятельный результат, в одно становящееся тождество.» [ цит. по: Асмус, В.Ф. Античная философия (история философии)/ В.Ф. Асмус/– 3-е изд. – М.: Высш. шк., В.Ф. Асмус 2003, – 400с. с. 148 ISBN 5-06-003049-0 ]. При этом, как А.Ф. Лосев, так и В.Ф. Асмус, считают, что данное становление проходит в области познания: «Эрос «Пира» – «Эрос» познавательного и созерцательного восхождения; поучение Диотимы – поучение о том, какой путь познания необходим для того, чтобы достичь интуиции прекрасного, а сама эта интуиция в значительной мере характеризуется как интуиция ума, интеллектуальная. Воспитание чувств, которым сопровождается познавательное восхождение, образует…лишь сопутствующий обертон». [Асмус, В.Ф. Античная философия (история философии)/ В.Ф. Асмус/– 3-е изд. – М.: Высш. шк., В.Ф. Асмус 2003, – 400с. с. 148 ISBN 5-06-003049-0]. В диалогах «Федр», «Филеб», Федон», «Государство» и др., Платон раскрывает сущность диалектического метода, имеющего также, на наш взгляд, характер трансцендирования. Диалектика – это интеллектуальный путь восхождения к эйдосам и понимание материально-чувственного мира сквозь призму данных эйдосов. Мыслитель говорит о том, что, познав высшие идеи, сознание уже никогда не будет интерпретировать физические данности исходя из самих этих данностей и их чувственного восприятия, а только основываясь на идеях, «видах» высшего порядка. Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что трансцендирование, понятое в контексте эстетики Платона проявляется как:

- особое стремление (любовь) к целостности, благу и бессмертию;

- поэтапное восхождение от материального мира к эйдосам;

- процессуальность, становление единства противоположностей (идеально-вечного и материально-чувственного);

- интеллектуально-созерцательное возрастание сознания человека;

- воспитание, облагораживание человеческих чувств.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...