Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема: Искусство, наука и религия как феномены современной культуры: специфика, точки соприкосновения и расхождения



Как было показано в предыдущем разделе, в искусстве, науке и религии выявляется некое глубинное единство - единство подсистем в системе культуры. Однако в едином культурном поле данные феномены выполняют различные задачи и функции, оперируют различными методами и подходами, мировоззрения их отличаются разной степенью мобильности.

В чем же состоит специфика рассматриваемых явлений?

Религия характеризуется наибольшей стабильностью и постоянством, предлагая однозначное и неизменное понимание «вечных» и «высших» вопросов бытия. Долгие века религиозное мировоззрение довлело над другими формами мировоззрения (в том числе, над научным и художественным).

Цели и задачи религии – стремление к Богу, поддержание порядка, стабильности и гармонии мира и человека. Г.А. Голицин, применив теоретико-информационный подход к анализу христианской этики пришел к выводу, что она систематизирует и утверждает высшие нормы человеческого поведения, помогающие сохранять социальную устойчивость и равновесие.[25] Методы религии - объяснение и интерпретация мира в целом и процессов, происходящих в нем, оценочные методы, трансцендирование как стремление «прорваться» за пределы ограниченного бытия, методы объективной и психологической компенсации всех несовершенств жизненных реалий и т.д. В религии необходимо присутствует противоречие логического и алогического, чудесного.

Наука, в отличие от религии, более мобильна, процессуальна. По мнению Ю.Рыжова, «подсистема «наука» предлагает более динамичную картину мира, основанную на предположении о возможности знания объективных законов природы и общества. В отличие от религиозных догматов научные теории чрезвычайно изменчивы, поэтому научная картина мира постоянно подвергается корректировке.»15

Цели и задачи науки – стремление к истине, формирование по преимуществу рациональных моделей представлений человека о мире, построение систематически-объективных и практически-эффективных знаний о нем. Методы науки – рефлексия, идеализация, формализация, математическое моделирование, наблюдение, эксперимент и многие другие. В науке ни одно суждение, даже интуитивное, не должно противоречить логике и положительному знанию. Важно, что современная наука достаточно быстро меняется, меняются её задачи, методы, понимание научной рациональности и истинности, на смену ценностям позитивизма и прагматизма приходят идеалы холизма и гуманизма.

Лэндон Гилки, американский богослов, сравнивая науку и религию, отмечает такие черты науки, как объяснение доступных и повторяющихся данных, авторитет логических связей и точности наблюдений, формулирование объективных вопросов и такие особенности религии, как внимание к порядку и красоте мира, внутреннему опыту людей, задавание личностных вопросов о смысле жизни, судьбе, авторитет Бога и Его пророков, символический язык.

Искусство – целостное постижение человеком мира, предполагающее индивидуально-личностную детерминанту этого постижения. Мы согласны с В.С. Жидковым и К.Б. Соколовым, которые считают, что «искусство как подсистема культуры занимает в ней ключевое положение, являясь тем центром, той результирующей, которая фиксирует совокупное влияние на человека всех прочих сторон и аспектов его жизнедеятельности»16

Цели и задачи искусства – стремление к прекрасному, счастье, полноценная жизнь человека, развитие духовного потенциала и социализация личности, формирование индивидуальности. Искусство – это зеркало, самосознание культуры, это целостное выражение многогранной природы и сущности человека. Метод мышления в искусстве – художественный образ - «идея, ставшая персонажем» (О. де Бальзак), выражение общего в единичном. По мнению академика Фейнберга, основное назначение метода искусства - «утверждение авторитета интуитивного суждения в противовес (т.е. уравновешивая его) дискурсии, логике. Это необходимо человечеству, ибо только совместное использование обоих методов может обеспечить полноту познания и выбор решения в необозримом множестве проблем во всех сферах человеческой деятельности.»26

В ХХ веке искусство меняет свой социально-культурный статус. В связи с утратой религией своего лидирующего мировоззренческого предназначения, с отказом от рациональной картины мира, «… искусство оказалось способным не отвергать, а напротив, вместить в себя предшествующий опыт мировидения и опыт мировидения других культур. Именно в искусстве стало возможным сосуществование различных точек зрения, позиций, ценностей, которые воплотились в плюрализме художественных методов, маргинальности жанров, нивелировке стилей. Поэтому искусство может быть расценено как модель неповторимого бытия, творчески представляющая нам чувственно-рациональное постижение мира.»17

В истории взаимоотношений искусства, науки и религии наблюдаются, в основном, периоды временного преобладания какой-либо одной из рассматриваемых картин мира. Современная наука объясняет данный феномен наличием двух основных типов процессов высшей нервной деятельности, функционирующих в левом и правом полушариях головного мозга.

Левополушарные процессы – реализуют «аналитический подход» в постижении мира. Они характеризуются последовательностью, логичностью, дифференциацией.

Правоволушарные процессы – это «синтетический подход», функционирующий посредством чувственности, воображения, интуиции. Данные процессы характерны как для отдельного человека, так и для общества в целом. Так как вышеназванные процессы обладают своими специфическими возможностями, преобладание одного над другим не носит абсолютного, безраздельного и постоянного характера. Это значит, что в обществе и культуре наличествует цикличная смена «аналитических» и «синтетических» подходов.

Из рассматриваемых способов постижения мира к левополушарным процессам тяготеет наука, а к правополушарным – искусство и религия. Однако в науке есть черты эмоционально-личностного отношения к действительности, также как и в искусстве и религии присутствуют компоненты рациональности. (Например, монотеистические религии гораздо «аналитичнее» и догматичнее древнейших культов).

Исследуемые картины мира имеют немало общих понятий: гармония, совершенство, благо, красота, творчество, единство, вера, опыт, интуиция, трансцендирование, целесообразность, ритм, технология и др. Сам термин «картина мира» несет как научную, так и художественно-религиозную смысловую нагрузку.

Среди вышеуказанных понятий необходимо, по нашему мнению, выделить веру, выступающую глубинным основанием религиозной, научной, художественной деятельности. И особенно важно значение интуиции – одной из форм веры. Интуиция – это путь познания напрямую мало связанный с разнообразием чувственного опыта и обширными знаниями, это некая «мистическая эмпатия» (В.Дильтей), позволяющая достичь опыта непосредственной очевидности, непосредственного усмотрения смысла. Чем к более глубоким истинам устремляется художник, ученый, верующий, тем больше интуитивная составляющая их исканий.

Очевидно, что наиболее ярко и полно она проявляется в религии, однако без веры и интуиции нельзя представить и творчество ученого, и творчество художника, да и творчество любого человека. Ученый всегда имеет веру, убеждение в истинности своих предположений, веру в существование объективных законов природы и возможности их познания, а кто-то даже веру в существование Абсолюта. Альберт Энштейн в своей статье «Наука и религия» писал, что настоящими, серьёзными учеными могут быть только верующие люди. О себе он говорил: «Я верю в Бога как в Личность, и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом.»

А.Ф. Лосев в работе «Диалектика мифа» рассматривает иной, мифологический аспект веры, функционирующей как особое субъективное сознание. Мыслитель утверждает, что выдающиеся достижения в области философии и науки (например, рационализм и механицизм Декарта, априоризм Канта, механика Ньютона и др.) имеют в своих истоках нечто недоказуемое и самоочевидное, принимаемое на веру, принимаемое как собственная мифология. «Механика Ньютона построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства… Неимоверной скукой веет от такого мира. Прибавьте к этому абсолютную темноту и нечеловеческий холод междупланетных пространств. Что это как не черная дыра, даже не могила и даже не баня с пауками, потому что и то и другое все-таки интереснее и теплее и все-таки говорит о чем-то человеческом. Ясно, что это не вывод науки, а мифология, которую наука взяла как вероучение и догмат.»18 Продолжая данную мысль А.Ф. Лосев далее пишет: «…выбор между Эйнштейном и Ньютоном есть вопрос веры, а не научного знания самого по себе. Одним хочется распылить Вселенную в холодное и черное чудовище, в необъятное и неизмеримое ничто; другим же хочется собрать Вселенную в некий конечный и выразительный лик с рельефными складками и чертами, с живыми и умными энергиями (хотя чаще всего ни те, ни другие совсем не понимают и не осознают своих интимных интуиций, заставляющих их рассуждать так, а не иначе).»19

Очень близкой точки зрения придерживается академик Е.Л.Фейнберг. Он утверждает, что в науке дискурсивное и интуитивное начала четко разделены, причем, как дискурс, так и интуиция являются основанием науки. Рассуждая о фундирующей роли интуиции в науке, Фейнберг пишет: «Это видно из её роли и в установлении исходных положений (аксиоматического базиса как внелогического, интуитивного обобщения эмпирического знания), и (в естественных науках) в конечных утверждениях о соответствии опыту, неизбежно ограниченному, - важнейшее интуитивное суждение о достаточности этого опыта (критерий практики)».20

Правомерно, как мы считаем, употребление понятия веры и применительно к искусству. Художественная вера – важнейший фактор самостоятельной позиции автора, его индивидуального художественного выбора, своеобразный гарант яркого и убедительного воплощения заинтересовавшего художника предмета. История искусства знает немало примеров того, как какая-либо идея, образ «звучали» у разных авторов с различной силой выразительности и убедительности (например, «Давид» у Донателло, Верроккио и Микеланджело, «Тайная вечеря» у Леонардо да Винчи УТОЧНИТЬ и др.). Часто художник не верит в соответствие заинтересовавшей его темы своей индивидуальности (вспомним, как великий А.С. Пушкин подарил сюжет «Мертвых душ» Н.В. Гоголю, лучше которого, по мнению гениального поэта, никто бы с данным сюжетом не справился.)

Произведение искусства полисемично, то есть имеет множество смыслов, «это знаки вопроса, однозначность которых не определяется даже посредством синтеза».21 Тайну художественного произведения пытаются раскрыть различные интерпретации, в основе которых лежит все-таки вера, точнее – художественная интуиция, а не конкретное знание: «музыкант, понимающий текст исполняемой им нотной записи, передает все его тончайшие нюансы и тем не менее в известном смысле слова не знает, что же такое он играет, с актером происходит то же самое…»22 Критерием идентичности художественного произведения не может считаться, при всей её интерсубъективности, наиболее типичная трактовка произведения. Лишь частичным критерием истины может быть художественный текст, нотная партитура (в этом мы согласны с Р. Ингарденом)23, следовательно художественная вера, интуиция всегда будут располагаться в основании понимания творений искусства.

Д.В.Пивоваров, указывая на многозначность слова «вера» вводит два его родовых понятия: Believ-вера и Faith-вера. Believ-вера – это «путь к скрытым сущностям через вещественные инстанции и внешнии органы чувств». Faith-вера – это «путь в объективный духовный мир в форме непосредственного (мистического) пребывания души в том или ином вездесущем духе».24 Можно предположить, что указанные два вида веры наличествуют и в других формах человеческого познания – философском, научном, религиозном, художественном, однако пропорции их соотношения различны.

Так, в религии, несомненно, преобладает Faith-вера, в науке - Believ-вера, хотя фундаментальные открытия науки основываются на Faith-вере. В художественном творчестве (в деятельности по созданию художественного произведения) преобладает, на наш взгляд, Fa ith-вера в форме художественного прозрения, интуиции творца. В деятельности исполнителя художественного произведения (музыканта, актера, танцовщика) и реципиента (воспринимающего произведение искусства) наряду с Faith-верой значительную роль играет Believ-вера.

В научной литературе ХХ века сосуществуют различные точки зрения относительно близости или расхождения путе й и назначения науки, религии и искусства. Они простираются от идеи возникновения форм общественного сознания (философии, религии, политики, науки, искусства и др.) на основе определенного экономического базиса (совокупности производственных отношений), противопоставления науки и религии, науки и искусства, религии и искусства (марксистская философия) до позиций, усматривающих близость рассматриваемых феноменов (Э. Дюркгейм и др.), научных теорий, согласующихся с Библией (представители научного креационизма - У. Леммертс, Г. Моррис, Д. Уиткомб и др.; В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден), богословских теорий (неоправославие, неотомизм, неоавгустинианство) и т.д..

Хочется отметить позицию академика, доктора физико-математических наук Е.Л. Фейнберга, который констатирует наличие противоречий между наукой и религией, а также наличие близости между искусством и религией.

В отношениях науки и религии, усилия которых (по Фейнбергу) направлены на разные цели, академик усматривает два источника противоречий. Первый из них – научные знания, заложенные в священных книгах и опровергаемые современной наукой. Второй - «требование веры без сомнения и в существование Абсолюта, и в каждое слово священных книг».[26] В науке же невозможно приумножение нового знания без свободы и сомнения, критического отношения к научным авторитетам. Снять вышеуказанные противоречия можно, как считает Е.Л. Фейнберг, признав религию и Священное писание художественным иносказанием, и не стремясь отыскать в них буквального смысла.

Рассуждая об искусстве и религии, доктор физико-математических наук отмечает очень большую степень совместимости этих духовных явлений. Среди главных точек соприкосновения искусства и религии он выделяет: 1) духовное возвышение над миром обыденности; 2) преодоление страха смерти; 3)придание жизни смысла. Таким образом, ученый делает вывод о том, что в отношениях науки и религии заложены противоречия, тогда как взаимоотношения искусства и религии не содержат проблемы.

С данной точкой зрения не вполне можно согласиться, особенно когда речь идет об отсутствии проблем между искусством и религией. По нашему мнению, искусство и религия имеют все-таки разные объекты и предметы (за исключением религиозного искусства, объект которого совпадает с объектом религии). Объектом религии является сверхъестественный мир, а объектом светского искусства - естественный, постижимый мир. И раскрывает искусство пусть даже самое высокое, но именно человеческое содержание, красоту человеческих чувств и духовных свершений, утверждает идею величия человека. В противоположность этому религия и религиозное искусство преодолевает указанный уровень духовности и прорывается в высшие слои бытия – в сверхреальность, стремясь постичь и выразить, насколько это возможно, прекрасную, совершенную духовность Абсолюта и божественного мира.

Так как светское искусство и религия представляют собой различные мировоззрения, то и задачи, которые они ставят перед собой также различны. Искусство стремится как можно правдоподобнее, реалистичнее изобразить окружающий мир, воплотить в художественных образах переживания человека (особенно ярко это проявляется в традиционно-классической парадигме искусства). Задачи религии и религиозного искусства – показать несовершенство земного существования человека и подчеркнуть надчувственность и надразумность, то есть невыразимость и непознаваемость трансцендентного мира. Отсюда проистекают миметичность светского искусства и стремление нивелировать подражание, условность, схематизм, каноничность и символизм религиозного искусства.

Что же касается понимания религии как художественного иносказания, то данная позиция в настоящее время начинает подвергаться сомнению. Появляются публикации, в которых делаются попытки истолковать Священные тексты как источники ценных исторических сведений, способных опровергнуть некоторые общепринятые научные теории. Например, известный историк археологии Майкл А. Кремо, основываясь на кропотливо собранных им археологических свидетельствах и иных документах с одной стороны, и древнеиндийских текстах (Веды, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата») с другой, осуществляет критику дарвинистской теории и предлагает ей ведичесуюю альтернативу. В книгах«Запрещенная археология» и «Деволюция человека» он и соавтор «Запрещенной археологии» Р. Томпсон утверждают, что Homo sapiens сосуществовал с обезьяноподобными существами сотни миллионов лет.[27]

Итак, несмотря на то, что в содержании и методологии рассматриваемых в настоящем разделе феноменов человеческой культуры выявлены значительные отличия, можно заключить, что у религии, науки и искусства присутствует общее движение к абсолютным целям, устремленность к идеалу, совершенству. Религия, наука и искусство имеют трансцендирующий характер – религиозное переживание (мистическая интуиция), равно как и художественная и научная деятельности есть трансцендирование, прорыв к высшим сферам духа. Современный подход к вопросу о взаимоотношениях религии, науки и искусства должен формировать толерантное отношение к данным видам мировоззрения и деятельности, а также утверждать идею гносеологического плюрализма в противовес идее абсолютизма научного познания.

Библиографический список.

1. П. Флоренский «Иконостас», / П. Флоренский.- М.: АСТ, 2005.- 203 с. С.62.

2. Там же, с. 70-71.

3.. Античные мыслители об искусстве. – М., 1937. – С. 34

4. А.П. Огурцов Дискурс: этический и познавательный/ Благо и истина: классические и неклассические регулятивы.М., ИФРАН, 1998. – 265 с.: с. 22.

5.Там же, с. 22.

6.А.Ф. Лосев «История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития.» В 2 кн. Кн. I / Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 832 с. ISBN 966-030944-9: c. 629.

7. Там же, с. 631.

8. Там же, с.561, с. 563.

9. В.В. Бычков Эстетика: Учебник. –М.: Гардарики, 2002. – 556 с. ISBN 8-8297-0116-2(в пер.) c.19-20.

10.Неизвестный Леонардо: притчи, аллегории, фацеции./ А.Н.Жуков.-Ростов н/Д.: Феникс, 2007.-157 с.ISBN 978-5-222-11085-0: с.63.

11. В.В.Бычков Эстетика, с.77.

12. Там же, с. 77.

13.Э.Золя Экспериментальный роман // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. М., 1967, с.705.

14. Цит. по: Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства. М., 1978. Т. 1. С.338.

15.Ю. Рыжов Религия, наука и искусство в системе культуры./ Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры. Таганрог, Изд-во ТРТУ. С.43-126.

16. Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб., 2001.С. 44.

17.Дианова В.М. Искусство как моделирование картин мира // Методология гуманитарного знания в перспективе ХХI века. Материалы международной научной конференции. СПб., 2001.С.294.

18.Лосев А.Ф. Диалектика мифа.М.: Мысль, 2001.С.45. ISBN 5-244-00969-9.

19. Там же, с.48.

20.Е.Л. Фейнберг «Наука, искусство и религия»// Вопросы философии, 1997, № 7

21.Теодор В. Адорно Эстетическая теория./ Пер. с нем. А. Дранова. - М.: Республика, 2001. – (Философия искусства). – 527 с. ISBN 5-250- 01806-8.C. 183.

22. Там же, с. 184.

23.Р. Ингарден Музыкальное произведение и вопрос его идентичности.

24. Пивоваров Д.В. Философия религии.С.614.

25.Голицин Г.А. Алгебра эмоций и революция в этике // Проблемы информационной культуры. Эстетика: информационный подход.М., 1997.Вып. 5.

26. Е.Л. Фейнберг «Наука, искусство и религия»//Вопросы философии, 1997, № 7

27.М.А. Кремо. Деволюция человека.

28.Г. Сеайль Леонардо да Винчи как художник и ученый (1452 – 1519). Опыт психологической биографии /пер с фр. – М., КомКнига, 2007. - 344 с.ISBN 978 – 5 – 484 – 00673 – 1. – С. 245.

29. Там же, с. 248-249.

30. Там же, с. 255.

31. Там же, c. 303.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 3260 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...