Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аристотель, его учение о сущности, о причинах и началах бытия и знания



Аристотель (384—322 до н.э.) был учеником Платона. Основные возражения Аристотеля против учителя концентрируются вокруг теории идей Платона. Аристотель признавал существование идей и считал их причиной вещей. Но вместе с тем он утверждал, что идеи должны находиться в самих вещах, а не в некоем умопостигаемом «втором» мире, «мире идей». «Если идеи вне мира, каким образом они определяют мир?» — спрашивал Аристотель. Идеи, по Аристотелю, — это общее в вещах. Но общее проявляется в единичном. Следовательно, идеи как «общее в вещах», как «чистые формы вещей» находятся в самих вещах, а не вне их.

Наиболее сильный аргумент Аристотеля состоял в том, что, следуя Платону, мы как бы умножаем сущность вещей и предметов. Например, есть живой реальный человек — Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще и «идея человека», а также «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, потому что логически противоречиво. Получается, что над Миром вещей «высится» не один мир сверхчувственных идей, а уже два (этот аргумент в античной традиции называется «третий Человек»). Аристотель выдвинул много аргументов, остроумно Доказывающих, что идеи должны пребывать в самих вещах, а не вне их. Согласно Аристотелю, дело выглядит следующим образом. Каждая единичная вещь содержит идею — «субстанцию», и «субстрат». Несколько осовременивая мысль Аристотеля, можно сказать, что каждая вещь имеет «форму» и «содержание» Форма вещи и есть сущность вещи. Например, медный шар. Главное здесь «форма» — шар, а «содержание», или «материя», из которого состоит шар, — медь.

Платоновские «идеи» - обыкновенные копии или двойники чувственных вещей. Аристотель слово «идея» заменяет более общим термином «форма» и обращается к анализу соотносительности ее с материей. Лишь в единстве они образуют настоящее бытие вещи, субстанцию. субстанция не есть всеобщее для множества предметов. Она самобытна. Она - единичное бытие, пребывает сама в себе и ни в чем-либо ином. «материя есть нечто неопределенное», пассивное состояние бытия. Материя получает свое конкретное воплощение только тогда, когда она приобретает форму. До этого материя существует лишь в качестве возможности, потенции. «Форма» не только вечна, но и не подвергается никакому изменению. здесь неизменно встает вопрос: откуда в «материи» появляется всякий раз новая «форма», где следует искать причину существования мира и мирового движения? Аристотель обращается к Богу, говорит о нем как «форме всех форм». Бог - и конечная причина всех природных явлений, и перводвигатель мира.

Из своей критики учения об идеях Платона Аристотель делает очень важные выводы.

Во-первых, мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.

Во-вторых, вещи и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей.

В-третьих, в центре познания должны быть не абстракции и умозрительные схемы, а сами вещи и процессы. Тогда и наука получает смысл как познание реального, а не «запредельного» мира, хотя в процессе познания используются «идеальные» понятия. Наука — это мышление в понятиях. Схемы и законы движения понятий являются «органоном», т.е. орудием науки, орудием мышления. Схемы и законы движения понятий изучаются логикой. Таким образом, логика есть орудие науки, орудие мышления. Освоить законы логики может любой человек. Значит, человеку доступно постижение сущности вещей и процессов мира, в котором он живет.

В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность — это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, — это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальноесостояние, то есть превращает ее из возможности в действительность форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю, — это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Посути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму — Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса.

В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель выделяет четыре вида причин.

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3. Действующие или производящие — рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

Понимание движения: Оно вечно. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для А. – движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видов движения и к которому сводятся все остальные. Бог – первая причина движения, начало всех начал.

Аристотель полагал, что природа состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли. Они наделены двумя парами противоположных свойств, имеющих активный и пассивный характер. Каждое сложное тело образовано из этих элементов, взятых в разных количественных пропорциях. Огонь - есть сочетание теплого (активное) и сухого (пассивное), воздух - теплого (активное) и влажного (пассивное), вода - холодного (активное) и влажного (пассивное), земля - холодного (активное) и сухого (пассивное).

Таким образом, своими натурфилософскими положениями Аристотель выражал в наивной форме мысль об изменчивости всех явлений и вещей природы, всеобщей связи вещей в окружающем нас мире.

Учение Аристотеля о познании: источником наших знаний является объективный, существующий вне нас мир. Приобретаемые человеком знания - суть знания об уже существующих вещах и их свойствах. Исходным пунктом познания являются чувственные восприятия и способствующая их удержанию память.

Первой специфически человеческой формой познания является искусство (всевозможные специальные знания, умения, навыки). Если в опыте дается знание индивидуальных вещей, то на уровне искусства достигается знание общего. следующая ступени познания - ступень науки. В классификации наук Аристотель выделяет три больших блока: 1)науки теоретические, 2) науки практические и 3)науки продуктивные.

Предпочтение отдается наукам теоретическим (философия, математика, физика). Особое внимание уделяет Аристотель философии. Она для него мудрость в собственном смысле слова, аккумулирует в себе знание обо всем сущем.

Социально-политические воззрения: Он обосновывает необходимость укрепления и защиты рабовладельческого строя, ссылаясь на законы природы, говорит о рабстве как о естественном и вечном явлении. Аристотель положил начало подробной разработке теории государства. создается оно для того, чтобы жить счастливо. Власть в государстве должна принадлежать среднему слою рабовладельцев. Благодаря этому обеспечивается равновесие сторон и снимаются внутренние распри.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 9640 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...