Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Италийская философия



ПИФАГОР (570-496 до Р.Х.) И ЕГО ШКОЛА

пифагорейский союз.

Сообщество последователей Пифагора получило название Пифагорейский союз Примечательно, что среди членов Пифагорейского союза были женщины, чего мы не наблюдаем в других философских школах. Благодаря советам Пифагора жители Кротона смогли одержать победу над своим давним противником, богатым соседним городом Сибарис, который был захвачен кротонцами и до основания разрушен. После этого события уважение граждан Кротона к Пифагору столь возросло, что они вручили ему и его приверженцам власть над городом. Вскоре правление Пифагорейского союза было установлено и в некоторых других южно-италийских городах, и даже в Сицилии. Правила каждым городом община пифагорейцев, устанавливавшая строй жизни города и граждан согласно учению Пифагора. Однако в дальнейшем система правления замкнутой коллегией неподотчетных гражданам лиц стала, вероятно, тяготить жителей. Легко представить, что новые правители вольно или невольно ущемили чьи-то интересы, в каком-то случае злоупотребили своим положением, словом, стали вызывать недовольство своей властью. Это недовольство росло и привело в конце концов к открытому восстанию против пифагорейцев. Расправа с последними в некоторых случаях была крайне жестокой. В Кротоне возмущенные граждане окружили дом, где происходило собрание пифагорейской общины и сожгли его вместе со всеми находившимися в нем людьми.

Трудность реконструкции пифагореизма заключается также в том, что учение Пифагора тщательно охранялось от посторонних и было доступно только посвященным. Только после краха власти Пифагорейского союза положение меняется: выдающийся последователь Пифагора Филолай делает содержание пифагореизма публичным достоянием. Но что в учении, изложенном Филолаем, принадлежит самому Пифагору, что его ученикам, а что самому Филолаю — сказать трудно. Поэтому принято говорить об общем содержании пифагорейского учения, не отделяя в нем мысль Пифагора от вклада его ближайших последователей.

гармония - основа бытия и мироздания.

В центре всех духовных и жизненных усилий Пифагора стоит поиск Гармонии и следование ей. В строении мирозда​ния и геометрических пропорциях, в устройстве общества и нравах людей, во всех проявлениях бытия и человеческо​го существования Пифагор открывает гармоническое нача​ло, привносящее во все сущее лад, красоту и благо.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для Пифагора Гармония является воплощением истинного бытия. Само же бытие в контексте пифагорейской мысли отчетливо ассоциируется с благом. И это не случайно. Интуиция бытия как блага глубоко присуща античному мировоззрению. Едва ли не самым емким ее выражением является убежден​ность, что небытие даже помыслить невозможно. В пифагорейской же мысли оно обосновывается тем, что источником бытия является Бог. Именно от божества исходит Гармония, пронизывающая мироздание и воплощающая его (мира) истинное бытие.

Но что наиболее емко может выразить эту всеобъемлющую, пронизывающую мир и в то же время бесплотную Гармонию? Чем можно выразить ее повсеместное, властное, но незримое присутствие? Для Пифагора таким выражением и воплощением Гармонии, реальным образом истинного бытия и совершенной меры служит число.

Для нашего сознания привычно воспринимать число в виде некоторого количества. Собственно, числа есть не что иное, как выражения количественных изменений. Но для Пифагора, видевшего в нем созидающую и определяющую мир силу, число выражало все важнейшие определенности бытия. Общекультурной основой для этого стала геометричность образа числа у греков. Это мы видим и в пифагореизме. Так, единица здесь - это точка. Двоица — прямая (как та возможность, которая возникает из двух точек). Троица - плоскость (для задания ее достаточно трех точек). Четверица -тело, или объем (логика аналогичная). Таким образом, первые четыре числа достаточны, чтобы определить все многообразие телесно существующего и чувственно воспринимаемого мира. Сумма этих же чисел образует десятерицу (1+2+3+4=10), которая в пифагореизме служила воплощением «предельной полноты» и совершенства. Указанный ряд чисел во взаимном соотношении элементов содержит также основные музыкальные интервалы: 2:1 — октава; 3:2 — квинта; 4:3 - кварта. Таким образом, десятерица выражала собой и полноту звучания — как бы голоса мира.

Последнее особенно важно. Ибо царящая в мире Гармония не безгласна. Она существует и как мелодия мироздания, которую может слышать чуткое ухо (и которую, по преданию, слышал сам Пифагор).

Сама связь числа и звука была открыта Пифагором при изучении звучащей струны. Ему удалось установить, что увеличение или уменьшение длины струны позволяет точно задать высоту звука. измене​ние длины струны позволяло определять звучание. Число выразило звук, и этот опыт внушил, видимо, Пифагору особую уверенность в справедливости его воззрений.

становление мира: определивание беспредельного.

Определяющей характеристикой мироздания для античной мысли является то, что космос - это упорядоченное бытие, противостоящее небытию. Ту же основную античную интуицию возникновения Космоса из неопределенно​го Хаоса (символа ничто), мы находим и у Пифагора. Согласно ему, мир есть сфера, возникающая в беспредельной пустоте. То есть, мир возникает из ничто, причем это ничто продолжает как бы соприсутствовать космосу. Ибо мир (как Определенное) «вдыхает» в себя Беспредельное (Пустоту), благодаря чему все в мире «определивается», получает через небытие свою границу и отделенность от другого.

учение о спасении души.

Подлинным существом человека и источником жизни в нем, согласно Пифагору, является душа. Но душа стеснена телом и должна преодолеть те побуждения и судьбу, к которой влечет ее тело. Здесь Пифагор един с орфическим учением о теле как «гробе души». Для обоснования своего воззрения философ использует орфический миф о творении человека. Суть его в следующем. Отец богов и всего сущего Зевс вручил своему сыну Дионису власть над миром. Но могучие титаны, воплощающие враждебное Богу злое начало, преследуют Диониса. Тот, спасаясь от них, принимает различный облик, но в конце концов титаны настигают его и, растерзав, поедают. Разгневанный Зевс испепелил титанов молнией, а из их праха создал человека. Так получилось, что в человеческой природе оказались соединенными два начала: божественное — от сына божьего Диониса Загрея (Растерзанного) и титаническое — злое. Судьба человека состоит отныне в том, чтобы очиститься от скверны греха, который привносится и вызывается титаническим началом. Только очистившись от него, человек получит возможность вернуться к Богу, в согласии с божественной частью своего существа.

Однако очищение души от скверны - путь трудный и долгий. Его невозможно пройти за одно земное существование, и потому преодоление греховности и спасение души требует, по мысли Пифагора, ряда рождений. Отсюда возникает идея метемпсихоза, что означает «переселение души». После смерти человеческого существа его душа, еще не освободившаяся от греховности, вселяется в иное тело, в котором продолжает свой путь к очищению и спасению.

устроение человеческого мира.

Хотя задача спасения души стоит перед каждым, ее успешное разрешение связано и с теми условиями, в которых существует человек. Очищение души неотъемлемо от преобразования мира и человеческого бытия сообразно их истинной природе. Пифагореизм активно проповедует улучшение человеческих нравов и общественного порядка, видя в этом могучее средство способствовать тому, чтобы жизнь людей получила надлежащую направленность. Трудно сказать, что именно привносилось пифагорейцами в порядок жизни тех городов, где власть оказывалась в их руках. Достоверно можно говорить лишь об идее правления «лучших», то есть наиболее духовно зрелых, добродетельных людей.Вместе с тем сама идея общественного переустройтва как средства «улучшения человеческого существа» и его обращения к истинным ценностям отнюдь не исчезает с крахом власти пифагорейцев. Еще в античности она имеет великих продолжателей, прежде всего Платона и Аристотеля.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 899 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...