Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф.Аквинский – систематизатор средневековой схоластики



Схоластика, школьная философия — второй из двух основных периодов христианской средневековой философии. Схоластика разрабатывалась преимущественно в Западной Европе под эгидой католической церкви, в едином культурном пространстве, характеризовавшемся общностью веры и языка религии и образованности (латыни).

Фома Аквинский (1224/5—1274), прозванный за необычайную силу мысли Ангельским доктором происходил из аристократического немецко-итальянского родf и с 19 лет был монахом-доминиканцем. Он создал наиболее влиятельное в католическом мире философское учение (томизм), которое в виде неотомизма признавалось со 2-й пол. XIX в. до нач. XXI в. официальной философией католицизма. Главные произведения Фомы — «Сумма теологии», «Сумма против язычников» (ее другое название — «Сумма философии»). Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Фома пытался поставить смысл откровенческих истин в логическое соответствие с доводами разума. Однако Фома очень осторожно подходит к рационализации теологии. По его мнению, только некоторые догматы поддаются доказательству. К ним относится положение о бытии Бога. А те догматы,кот-е не доказуемы, не противоразумны, а сверхразумны. Их доказательство просто не под силу человеческому уму. По разумению Фомы, науки и философия способны постичь частные аспекты бытия, но подлинная сущность бытия доступна только Божественной сверхразумности.

Фома принимает уже определившееся к XIII в. различие между теологией и философией, путь первой — от Бога к миру, от причины к следствиям, второй — от мира к Богу, от следствий к причинам. Сферы разума и вер ы отчасти совпадают. Часть догматов сверхразумна (например, о Троице), но некоторые рациональные доводы в обоснование догматов могут быть приведены.

Руководствуясь идеями аристотелевской метафизики, Фома выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога. Суть пяти доказательств Фомы Аквинского такова: в мире существует иерархия: 1) источников движения, значит, на вершине ее должен быть внешний перводвигатель; 2) производящих причин, они должны восходить к конечной производящей причине; 3) необходимого, пределом должна быть безусловная необходимость; 4) совершенного, венцом его должно быть абсолютное совершенство; 5) целей, они должны подниматься к высшей цели. А перводвигатель, первичную производящую причину, безусловную необходимость, абсолютное совершенство, т. е., заключает Фома, «разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе (...) мы именуем Богом».

Фома понимал, что учение Платона, которого придерживались Августин Блаженный и большинство философов того времени, могло привести при известных условиях (и приводило) к противопоставлению духа и природы. Тогда дух оказывается не просто выше природы, но отрицает природу как «злое начало». Учение Платона «об идеях» приводило не только к закономерной мысли о первичности мира идей, а не природы, но и к мысли об отрицании природы как таковой. Дух — все, тело — ничто. Небесные тела правят жизнью людей, а «логос» Платона превращался в Единый Общий Разум, в котором сливаются и к которому стремятся единичные сознания — души людей. Такая позиция вела к отрицанию личного бессмертия и к идее переселения душ, отвергнутой христианством. Чтобы критиковать великого Платона, необходимо было опереться на не менее значимый авторитет. Поэтому Фома обращается к Аристотелю как к первому и наиболее крупному критику теории идей Платона. Идеи, говорил Аристотель, существуют в самих вещах, а не вне их (позиция реализма). Вещи таковы, какими мы их ощущаем. А логика — это могучий «органон» (орудие) мысли, который позволяет утверждать важность изучения фактов природы. Путем изучения фактов, применяя логику и ее законы, мы можем познать истину.

Фактически признание науки как пути к истине (кроме пути веры) — в этом состоит переворот, совершенный «князем схоластов» в XIII в. Фома утверждал, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. Он говорил, что труп (тело) — это не человек, но и привидение (дух) — тоже не человек. Человек — это личность в единстве души и тела, а личность, ведомая к блаженству, — самая главная ценность. Природа — это не злое начало, а доброе. Природу создал Бог. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой и стремиться к земному (а не только к райскому) блаженству. И это, по мнению Фомы, не противоречит учению Христа, а вытекает из учения, изложенного в Евангелии.

Истина не может быть доступна только через откровение и экстаз. Ведь «откровение» — это вообще редкость. Откровение получают святые люди. А простые? Простой человек, не мудрствуя, верит в Бога и ценности, им провозглашенные. Но что делать, если мало веры? К Богу и пониманию ценностей можно прийти и путем разума. Более того, разум и вера не взаимно исключаются, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины, т.е. разум — опора веры. Истина, конечно, одна — это Христос и его учение. Но к этой истине можно идти двумя путями: путем веры, откровения — короткий непосредственный путь и путем разума, науки, это длинный путь со многими доказательствами. Поскольку христианская вера истинная, все, что мы познаем в природе, созданной Богом, тоже истина и не противоречит вере. Тогда, утверждает Фома, мы можем сделать такие обобщающие выводы: ценны и дух, и материя!

Материальный мир так же священен, как разум, не противопоставлен разуму и не является «злым началом». Бог сотворил природу, как и все формы бытия. Разум начинает с фактов, ощущений и приходит к истине, объясняет бытие Бога и ценности христианства (начинает с материального и объясняет духовное). Следовательно, разум и наука, опирающаяся на факты природы, не противоречат церкви и вере, а теология не подменяет философию, науку. Аристотель как первый реалист, высказавший аналогичные идеи, оказывался, таким образом, ближе христианству, чем Платон. Учение Аристотеля, по мнению Фомы, могут служить христианству предельно эффективно, обосновывая христианскую веру с позиций рационального знания. Философия — это преамбула веры, и она автономна от теологии. Ее инструменты и методы имеют свою, отличную от теологии значимость и ценность. Светская наука имеет право на самостоятельное существование.

Философия Фомы начинается с категории «ens», которую приблизительно можно понять как «реальное бытие». Это все, что есть, и все, что может быть. И это реальное бытие такое, каким оно дано человеку в его чувствах.

Реально уже самое первое ощущение реальности. Конечно, чувства могут вводить в заблуждение, но мы их корректируем разумом.

Бытие есть, и оно есть истина. Вещи могут меняться, но сущее не меняется, оно просто приобретает другие формы. Например, вода становится паром или льдом. По сути это одно и то же, но по форме различное. Однако нельзя одновременно быть льдом и паром. Вещи и процессы четко определены в каждое мгновение. Однако любая вещь или процесс еще чем-то могут стать. Поэтому полнота бытия (еns) включает положение, что вещь есть то, что есть, и то, чем может стать.

Вещи постоянно изменяются, а значит, они не полны, но все вещи — это часть чего-то полного, целого, какой-то предельной полноты бытия. Эта предельная полнота бытия есть Бог. Бог — конечная реальность. Его силы постоянно в действии. Сам Фома, считая, что Бог сотворил мир, допускал мысль о том, что мир безначален и бесконечен. Бог, по мнению Фомы, может сотворить и безначальное и бесконечное во времени и пространстве, так как Бог пребывает вне времени и пространства. Принять мысль, что Бог сотворил все из ничего, куда проще, чем принять мысль о том, что все родилось из ничего собственными силами. «Ангельский доктор» выдвигает новое доказательство бытия Бога. Мы видим, что все изменяется, движется, стремится к более полному бытию. Логично предположить, что если есть движение, то есть и его цель. В бытии мы воочию видим силу (потенцию), которая стремится достичь некой цели, значит, эта цель уже есть, она уже кем-то или чем-то поставлена. Если есть цель и стремление ее достичь, значит, есть и носитель цели, поскольку не бывает стремления без стремящегося, как шутки без шутника, как чувства без чувствующего. Кто же может быть носителем такой цели, если не Бог?

И, наконец, Фома Аквинский решает ожесточенный спор средневековых номиналистов и реалистов. Реалисты полагали, что общее существует реально, как идея Платона. Например, существует «яблоко вообще» — в чистом виде. Номиналисты считали, что общее существует только в имени, а реально существуют единичные предметы, в нашем примере это реальные яблоки с дерева или их изображение и т.д. Было сделано несколько попыток примирения этих позиций, состоящих в признании того, что общее существует реально, но только в уме человека и человечества. Вне интеллекта реально существуют только единичные предметы. Таким образом, речь шла о мысленном обобщении (Пьер Абеляр).

Но эти попытки не смягчили стороны, ибо ставили под вопрос проблему тринитарности (триипостасности) Бога. Ведь Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой существуют как целостность (общее), и не в уме, а в реальности. (Иначе впадаем в ересь.) Поэтому в плоскости теологии споры продолжались. Фома Аквинский предлагает иное, оригинальное решение, Которое и было принято церковью. «Общее» существует вполне Реально и не в уме, но и не в виде «идей» Платона. «Общее» — в Боге. Бог есть общая полнота бытия — «общее в чистом виде». Проблема тринитарности тем самым решена, противоречия разрешаются. «Общее» — это бытие, созданное Богом. Моменты же общего могут быть найдены в любой вещи, так как вещи причастны бытию. Все вещи — есть, есть пшеница и есть камень, и вода, и человек. И то, что единичные вещи «есть» (т.е. существуют), связывает их в общее целое. Другого «общего», кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять же через Бога), нет. Этот блестящий ход великого схоласта надолго снял остроту проблемы противоборства номиналистов и реалистов.

Этико-социальная доктрина Фомы также несла в себе некоторые новации. он признает право человека на счастье в этой жизни, свободу воли человека. Также ФА считал, что не только церковь, но и государство представляют собой Божественное установление.

По проблеме универсалий Фома Аквинский, следуя Аристотелю, занимает позиции реализма. Он считает, что общие понятия существуют трояко: 1) до вещей (как образцы в уме Бога); 2) в вещах (как их сущности); 3) после вещей (в уме человека как понятия).

Учение Фомы не сразу получило признание в философских кругах католицизма. в то время концепция Аквинского считалась чрезмерно радикальной. Постепенно учение Фомы приобретало все большее число сторонников, в 1323 г. он был причислен к лику святых, а его учение в XIX веке становится официальной философией католицизма.

После смерти Аквината наступает период заката средневековой схоластики.

Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2499 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...