Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика философии Возрождения, ее основные представители



Ренессанс, или Возрождение, — важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, такие, как монах Джироламо Савонарола во Флоренции (1452—1498), резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к возрождению первоначального «апостольского» христианства.

Поэтому связывать эпоху Возрождения только с античным наследием неверно. Духовного и христианского в нем тоже было много. Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мигель де Монтеньидр.

Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек — природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).

Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества и не спорить о дефинициях (определениях).

Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень). На основе рационального создаются и первые утопии, рисующие идеальное государство, — «Утопия» Т. Мора; «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.

В эволюции философской мысли Возрождения можно выделить три периода, во многом связанные с изменением удельного веса тех или иных разделов философского знания и трактовкой структуры мира. Первый период — гуманистический (сер. XIV — сер. XV в.) — противопоставил средневековому теоцентризму интерес к земному предназначению человека; социа​льно-этическая проблематика выступила здесь на передний план. Наиболее видные философы данного периода — Колюччо Салютати (1331—1404), Леонардо Бруни (1374—1444), Лоренцо Валла (1407—1457), Пьетро Помпонацци (1462—1525), Эразм Роттердамский (1469—1536). Второй период — неоплатонический (сер. XV — нач. XVI в.): онтологическая проблематика преобла​дает, разыскиваются новые пути синтеза аристотелизма и платонизма. К этому периоду относятся философские учения Николая Кузанского (1401—1464), Марсилио Фичино (1433—1499) и Пико делла Мирандолы (1462—1494). Третий период — натурфилософский (сер. XVI — нач. XVII в.) — в области онтологии характеризуется полным отождествлением Бога и природы, в области антропологии, взглядом на человека как на исключи​тельно природное существо. Представлен трудами Никколо Макиавелли (1469—1527), Джордано Бруно (1548—1600), Бернарди-но Телезио (1509—1588), Мишеля Монтеня (1533—1592). Хроно​логические рамки этих периодов достаточно условны.

Рассмотрим на конкретных примерах философских учений Ренессанса, как были реализованы вышеизложенные тенденции.

Николай Кузанский (Кребс) (1401 — 1464) — известный деятель католической церкви, кардинал и легат Германии — был выдающимся философом. В работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» Николай выступал в пользу изучения естественных наук, рационального знания и невмешательства теологии в эту сферу деятельности человека. Мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека этот философ ставит очень высоко. Бог как бы присутст​вует в человеке. Вместе с тем Бог присутствует во всем, прежде всего в природе. Бог — это центр Вселенной и ее предел. Он — Целое, тогда как Вселенная — часть. Мир как бы «свертывается» в Боге, и Бог еще «разворачивает» его по мере своего воплощения в мир. Истина всегда процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу.

Никколо Макиавелли (1469—1527) был высоким должностным лицом в республике Флоренции. В своей работе «Государь» Макиавелли высказал идеи о государстве и политике. Государство имеет в качестве материала человека, а обычный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества, к сожалению, негативные: алчность, мстительность, непостоянство и т.д.

«Ведь о людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, трусливы перед опасностью, жадны до наживы», — пишет Макиавелли. Этот «человек толпы» и определяет сущест​вование государства. Опорой власти является сила; другой опо​рой служит умело создаваемый «культ личности» государя; тре​тьей опорой выступает сильный бюрократический аппарат и т.д. Но в любом случае государство должно строиться с учетом ре​альных фактов и явлений. Главный факт состоит в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее потерять. Абсо​лютного властителя легко заменить на другого такого же. (Ска​жем, парламент заменить куда сложнее.) Другой факт заключается в том, что политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, поскольку интересы людей слишком различны. Значит, власти всегда угрожают те, чьи интересы задеты больше всего. Религия и мораль, по Макиавелли, — это только инстру​менты политики. Жить по правилам религии или морали государ​ство не может. Политическая жизнь и политические решения должны приниматься только исходя из анализа самих политических фактов. Макиавелли при этом не отрицает ни религии, ни морали. Просто у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, наси​лие, жестокость, вероломство), — вполне допустимо в политике.

Мишель де Монтень (1533—1592) был мэром г. Бордо во Франции, довольно состоятельным дворянином, другом короля Генриха IV. В своей единственной большой работе «Опыты» Монтень выделяет в качестве основной проблему человека, рассматривая мораль, познание, место человека в мире, проблему смерти и достойной жизни и т.д.

Монтень часто прибегает к авторитету античных мыслителей, свободно и часто их цитирует, но характер ссылок говорит, что слепого преклонения Монтень не испытывает ни перед античными мудрецами, ни перед современными мыслителями. Главный авторитет для него — разум человека. Все, что относится к природе, — дело разума, все, что относится к религии, — дело веры, Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума, разум, впрочем, не всемогущ. Он вполне может заблуждаться. Девиз Монтеня «Что я знаю?» Сомнение — двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а помогает развитию науки. Мы должны считать знание процессом, а не догмой. Наши знания историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Поскольку человек — природное существо и подчинен законам природы, он — часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на земле и с природой. Отсюда и понимание свободы человека как действий в соответствии с природой и ее законами. Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. В чем же состоит добродетель? Как прожить жизнь достойно? Добродетель Монтень видит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту. Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Смерть неизбежна. Бессмертие души проблематично. Поэтому ради возможности бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2891 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...