Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поворот философского поиска от природы к человеку и социуму. Философия Сократа



Из всех досократиков лишь софисты уделяют мало внимания законам природы, первоначалам существующего мира. Они особенно интересуются проблемами мышления человека, связи мышления и языка, отношений личности и общества. Однако только Сократ совершает переворот в предмете философствования, обращает философию на проблемы человека, его внутреннее содержание, его Я, его морали, как на центральные и самые важные.

Для ответа на вопрос сравним позиции софистов и Сократа по «проблеме человека». Софисты Протагор, Фразимах, Горгий. Продик и др. — философы второй половины V в. до н.э., учили «мудрости» за деньги.

Понятно, что и тогда (как и теперь) люди были согласны платить деньги не за любые знания, а за знания, полезные для преуспевания в жизни, продвижения в обществе, нужные для карьеры и т.д. Софисты учили искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное — искусству

опровергать суждения противной стороны. Умение выставить своих соперников недоумками, осмеять их в суде, запутать оппонента в его же собственных суждениях до полного противоречия себе же — такое умение и сейчас ценится дорого. Софисты были «практическими» философами, и высокие космологические теории с объяснением структуры мира, его законов и прочее их интересовали постольку, поскольку они могли быть использованы в жизненной практике, т.е. почти не интересовали. Для того чтобы преуспеть в суде, в политической жизни, надо знать «дела человеческие», а не «божеские», надо было знать логику, риторику, основы судопроизводства, быть (как теперь говорят) «от природы» психологом. Философские проблемы для софистов — не самоцель, а средство для обоснования аргументов в споре.

Это не означает, что все софисты плохо разбирались в философии и не имели собственных теорий, собственных взглядов на мораль, общество и т.д. «Проблему человека» в философии софисты как проблему не поставили, но все их теории были связаны прежде всего с человеком, обществом, проблемами познания и языка.

В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием. Имея в виду предшествующую философию, искавшую бытие вне человека, софист Горгий доказывает, что, если бы оно существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели таковое, то не могли бы его выразить. Иначе говоря, человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень четко была сформулирована другим известным софистом. Протагором: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Таким образом, следует констатировать, что со времен софистов и Сократа проблема человека, человеческой личности становится одной из важнейших проблем философии.

Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал не просто более широкое и всестороннее развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной поворот в разработке мировоззренческой проблематики. С этого времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Как видно из приведенного выше высказывания Протагора, уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. И здесь мы должны подчеркнуть, что для философии специфическим является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субьективно, личностно окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека. Философия — это самосознающее мышление.

Эта особенность позволила Ф. Энгельсу сделать вывод, что отношение мышления к бытию является основ-ным вопросом философии.

Сократ (469—399 до н.э.) впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа. Мыслитель, чье имя стало на века символом философии, занимался прежде всего природой нравственности человека, определением добра, зла, справедливости, любви, т.е. того, что составляет суть души человека. Отсюда обоснованное им стремление философа к самопознанию, к познанию себя именно как «человека вообще», т.е. моральной, общественно-значимой личности. Познание — главная цель и способность человека, так как в конце процесса позна​ния мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага, человеческого счастья. В этом и есть цель философии, по Сократу.

Сущность человека сосредоточается в его душе, т.к. она есть то, чему служит тело. Ценность души состоит в познании. Добродетель необходима человеку для возрастания души. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которой - установить истину. Истина - объективно независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, беседы, когда уточняются понятия. Сократ первый указал, что знание носит понятийный характер. Широко использовал метод индукции (общее из частного). По отношению к материальному миру считал, что его познать невозможно (агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предмет философии. Познать самого себя - означает найти общие для всех людей нравственные качества. Человек с помощью души управляет страстями и приобретает счастье, т.к. душа становится добродетельной и гармоничной Человек является строителем счастья/несчастья. Он пытался систематизировать речь: люди порождают зло, т.к. в своих действиях следуют своим понятиям о благе, не знают универсального понятия добра, стремятся к благу для себя, а не к благу вообще. Т.о. Сократ начал искать единственные значения слов - отвлеченные понятия. Знание, по Сократу, есть мысль, понятия об общем, которые раскрываются через определения. Определению понятия предшествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличался в противоречиях – сократический метод.

Мерилом всехвещей для Сократа является не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выступил с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Итак, основополагающая способность человека, по Сократу, — это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа — майевтика— (повивальное искусство).

- Ирония (майевтика)– показать челу, думающему, что он знает, что на самом деле он ничего-то и не знает. Сократ сравнивал свои приемы с искусством повивальной бабки – он помогал рождению истины в людях. Философия по Сократу - учение о том как следует жить Главная задача познания - познание самого себя. Диалог – основной метод нахождения истины. «Диалектическое искусство» ведения спора рассматривалось им как важнейшее условие взаимодействия противоположных мнений для достижения истины. на всех этапах диалога Сократ широко использовал «индуктивные рассуждения», метод получения знаний путем восхождения от единичных примеров к общим определениям.

Правители Афин обвинили в религиозном вольнодумстве и приговорили к смерти. Мыслитель умер в тюрьме, выпив кубок яда.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2437 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...