Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция от 24. 11. 05



Творческий потенциал развивается вне сферы экономики. При нынешней глобализации (саметы) популярен антиглобализм. Движение «Альтернативы», «Гуманизм – 96», «Антикапитализм» - массовые сборища левых.

Дуализм экономического человека

Дуализм – двойственность. Для экономического человека характерны: антигуманный характер, несостоятельность, несбыточность личности, не происходит реализации духовного потенциала. Необходимость приспосабливаться к рыночной среде. Тот, кто сумел вписаться в систему рыночных отношений, занят карьерой.

Эрих Фром: Человек с рыночным характером оказывается не просто частичным, но раздвоенным будучи в различных сферах деятельности. Личность не может быть креативной. Творческие качества сосредоточены в экономической сфере. Ентенция (направленность) творческой активности сосредоточена в сфере материального производства. Это стимулирует не только креативный потенциал, но и материальные пороки (эгоизм, произвол, неуважение тех, кто ниже). Мышление создает извращенные формы сознания, свобода предпринимательства против принципа социальной справедливости. Смысл жизни ограничен богатством, расточительность, тенденция к снижению содержательности человеческой жизни. Такого человека ничто не останавливает, происходит разрушение собственной личности.

Лично-психологическая деформация личности

Тяга к новациям утопает в профаном бытии. Усугубляется ощущение нецелостности – жизнь в формате двойных стандартов, состояние экзистенциального вакуума, лишение возможности творчества.

Воплощение смысла и предела человеческой значимости не возможно под прессом капитала, рынка, несвободы.

Появление человека досужего (Homo otiosis), который только спит, ест, кутит, часто это наркоманы, азартные игроки.

Прогресс определяется масштабом свободного времени, развитием творческого потенциала.

Ф. Фукуяма «Конец истории».

Понятие «осевое время». Осевое время – время начала человеческой цивилизации, начало истории. Конец осевого времени – конец истории, что наблюдается в наше время. Поэтому встает вопрос: наступит ли второе осевое время?

Историософия – раздел философии, который связан с изучением смысла истории, смысл понятие «прогресс».

Цивилизация стала невежественной, профанной. Профан – несведущий человек, погрязший в повседневности. Степень полноты бытия личности определяется пониманием этой личностью смысла происходящих событий и метафизической глубины своего опыта и опыта человечества. Она зависит от меры соответствия метафизического смыла (смысла истории) индивидуальному смыслу человеческой жизни. Без разумного постижения метафизического универсального смысла (например греч. logos) следуя векторам естественного докультурного развития человек может скатиться в пропасть, утратить возможность достижения своего объективного личностного акмэ (вершина личностного развития). Человек становится профанным. Повседневность, в которую человек вброшен ограничивает возможность экзистенциальной рефлексии, что проявляется в невозможности соотнести смысл своего бытия и смысл истории. В этой повседневности искажена экзистенциальная ситуация современного человека.

  1. человек вовлечен в симулятивную событийность. Понятие «симулякр» ввел французский постмоденрнист Бодляр. Симулякр – квазибытие, как будто бытие.
  2. имеет место обессмысливание многих событий, увеличение абсурдности, парадоксальности жизненных ситуаций.
  3. жизнь перестает быть трансцендированием к смыслу, а превращается в процесс выживания, призрачный процесс проживания.

Это ведет человека к непониманию себя, кризис самоидентификации, экзистенциальный вакуум. Трагизм усугубляется состоянием социального кризиса.

Рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общество – предистория человечества (Маркс).

«Воля к власти» в этой книге Ф. Ницше предвидел последующие потрясения общества.

Кризис индивидуализма достигает своего максимума. Нынешний кризис обострил проблему отыскания, смыла истории. Доказательства эфимерности миражей открытого общества (либерально-демократического). Человечество становится самоубийцей, который не реализовал своего предназначения (Кантор). Этот кризис переживает вся мировая история. Прогресс во всех областях объединил людей в сфере рассудка, профанного бытия, но разобщил в сфере разума, души. Возникла угроза взаимного уничтожения.

Прогресс – развитие – появление нового качества, направленные изменения, закономерный, объективный процесс, в основе которого лежит объективный закон – logos, dao. Развитие – процесс объективно закономерных изменений.

Идеологи капиталистического общества пришли в тупик, они снимают понятие прогресс. Прогресс несет в себе аксиологический смысл, видение идеала. Сейчас наблюдается регресс общества, при прогрессе науки и техники.

М. Блоншо – постмодернист. Постмодернисты представляют историю как коллаж (нагромождение) событий. Существует квазиистория, кваизбытие, квазижизнь. Человек не способен ни верить, ни надеяться, ни любить. Человек выпал из деконструктивной истории. Принцип постмодернизма – деконструкция. М. Блошо: «завершившаяся история». Концепнция постмодернизма против традиционной концепции истории, как единого необратимого качественного изменения реальности, процесса, обладающего внутренней логикой. Постмодернизм отбрасывает могущество логоса, смысла. Постмодернисты вводят понятие игра доминаций. Исторический процесс – мириад затерянных событий (Ж. Делёз). Мир оказывается плюрализированным (многополюсным), хаотичным. Идея прогресса уступает место идее конца истории. Закат метанарраций (от нарратив) – отказ от большой истории, устранение смысла истории.

Вопрос о значимости человеческой цивилизации

Человек пребывает в истории, а история в нем. Каждый несет в себе всю историю человечества. История без человека не имеет смысла, она приобретает смысл, когда человек становится автором истории, субъектом истории. В основном человек являлся объектом истории на протяжении многих веков. Бердяев: «История постепенно сворачивается в личность, только в личности она обретает смысл». Благодаря творчеству история становится единым, трансисторическим процессом. Творец истории очеловечивает ее, выводит на метафизический уровень. Выход на надисторический уровень происходит на основе экзистенциальных коммуникаций, единения человечества. Став творцом истории, человечество совершает скачок из предисотрии в истинную историю, где свобода для каждого является условием свободы для всех. Смысл индивидуального бытия совпадает со смыслом подлинной истории. (К. Маркс)





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...