Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция от 26. 11. 05



Стремление и свобода

Антиномии свободы и нравственного закона

Свобода антиномична, она соединяет необходимость и счастье (античность), нравственный закон.

1. Переоценка ценностей Фридрихом Ницше как попытка разрешить антиномии нравственного закона и свободы.

2. Ницшеанство и русская философия

Карантин Ницше – это запрет на претворение его идей. В начале 20 века Ницше воспринимали очень значимо.

Смысл переоценки – достижение свободы. Свобода может быть положительной и отрицательной. Положительная свобода – это свобода от какого-либо принуждения и давления. Отрицательная свобода – свобода для чего-либо.

Вышеславцев тоже ведет речь об этом, но отрицательная свобода – это свобода в произволе, своеволии. Человек должен научиться проявлять свободную волю. Положительная свобода – это свобода в добре. Человек тоже руководствуется волей, но не иррациональной, а сублимированной. Немудрствующая личность однозначно воспринимает свободу как витальное, есть и рефлексивная, т. е. осознание свободы значимости.

Фромм «Бегство от свободы» - Адам и Ева прикоснулись к древу познания и почувствовали себя свободными, т. е. они осознали, что они не готовы к тому, чтобы быть свободными (наги); свобода связанная с развитием сознанием человека.

Свобода в буржуазном обществе – эта свобода делает все, что захочет (т. е. у кого есть капитал). Свобода – это здесь абсолютная ценность, а человек уже относительная (Достоевский «Страшная свобода» - абсолютная ценность). Эта свобода деструктивна. Сверхчеловек. Ценностный нигилизм Ницше – это не отрицание ценностей, а стремление к преобразованию их. Человек-тварь и человек-творец соединены воедино. То, что относится к твари, то должно быть сломано, а то, что страдает, то и должно страдать. Эксперимент Ницше – это эксперимент уничтожения твари и развития творца (сверхчеловека). Ницше время от времени воспринимает христианские мотивы. Ницшеанский сверхчеловек Заратустра говорит, что тоже любит людей, но любит их и ближнего и дальнего. Три превращения духа:

  1. погружение на верблюда – все то духовное богатство, с которым человек должен соприкасаться
  2. преображение верблюда во льва, т. е. систематизировать знания, представления и свободно ориентироваться в этом богатстве.
  3. лев преображается во младенца – младенец воплотил в себе мудрость земную.

Бердяев подчеркивает, что Ницше неправильно понял христианство, т. к. Ницше считает, что Бог мешает человеку творить.

У Бердяева: Бог – Дух – Творчество едины. Свобода – это творчество.

Горький – вперед и вверх.

Н. Бердяев – «Нормативная этика»

Идея доступности для героев манипулировать толпой.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 143 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...