Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция от 29. 10. 05



Философия исследует возможности, способы постижения истины и она отыскивает всеобщие методы познания.

Практический медик должен владеть диалектикой. Он основывается на фундаментальных принципах:

· единство и многообразие

· противоположности и т. д.

медик должен быть способен чувствовать, переживать, страдать и обладать интуицией (сфера еще-не-рационального).

Система ценностей

Проблема переоценки ценностей

· ценности имманентны – апостеричность (a pasteriori – после опыта)

· трансцендентны – априорность (a priori – до опыта). Трансисторически они создаются на протяжении всей истории человечества. Одни исчезают, другие появляются.

Смена ценностей – это коренное переосмысление ценностей, переоценка. Ницше первым заговорил о ней.

Ядром ценностного мира является мораль. Процесс переоценки связан с радикальными изменениями в истории. Традиционная система ценностей была связана с аграрной цивилизацией (нравы первобытности – первые запреты, нормы). Постепенно они перерастают в собственно мораль – это естественная, традиционная мораль. Она была застойна, малоподвижна, доминирование неформальных связей, инерция и деспотия наследуемого опыта. Здесь преобладала ориентация на прирожденный, а не приобретенный в результате личностной деятельности статус. Она продолжалась многие века.

Кастовые кодексы – в них доминировали принципы великодушия и щедрости, а не расчетливости, ориентации, но хозяйственную эффективность.

При переходе от феодализма к капитализму, при становлении капиталистической цивилизации (индустриально-урбанистической) происходит пролом традиционности. Люди попали из микромира в макромир большого социума. Человек «катапультируется» за пределы чувственного микромира и прежние нормы утрачивают свою ценность. На рыночной площади оказывается совершенно неуместными прежние принципы. Воцаряется принцип рациональности и утилитаризма (практицизма). Интенсивное изучение, покорение природы.

Рождается новая рационалистическая мораль (2 стадия). Она тоже имеет имманентное происхождение.

Быть рационалистом – это значит быть дисциплинированным, но и быть индивидуалистом, общинный дух из традиционной морали уже не работает. Эгоистическая мотивация, правильность и честность, умение планировать свой жизненный путь. Рационально поведение позволяет структурировать факторы мотивации. Ценности должны быть выдвинут на передний план, хотя может быть и наоборот. Это не всегда разумное, но всегда рассудок. Принцип солидарности, бескорыстия, товарищества, братства, уместные в малом социуме традиционной морали здесь оказываются рискованными. В условиях конкуренции невозможно следовать им. Благополучие малого социума над благом одного человека – принцип естественной морали, а в рациональной морали эти нормы неэффективны. Принципы естественной морали очеловечивают социум, рациональная мораль более утилитарна, но она воплощает этику ответственности, ориентируется на беспристрастность и уважение.

3 стадия – пострациональная мораль.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 133 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...