Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция от 03. 09. 05



  1. Субъектная репрезентация.

S→O. Кант, Гегель – гносеологический субъект. Маркс – негносеологический, практический субъект.

  1. Экзистенциальный

А. Августин IV век

Б. Паскаль XVII век

С. Къеркегар

Хайдеггер

Субъективная репрезентация теряет человека, она обращает внимание, что человек переживает этот мир (экзистенциалы).

  1. понимание человек как системы

Философия человека.

Специфика понимания человека

1. человек как система

2. проблема целостности человека

3. гносеологическая парадоксальность человека

Многомерность человека. Он есть и биологическое, и социальное, и духовное существо. Как постичь человека как единое образование? Нужно использовать системный подход.

Человека рассматривают как систему. Палеонтология, социология, биология тоже рассматривают человека, но с какой-то одной стороны, а философия пытается познать человека как системную целостность.

Человек носитель систем: биология, психология, внутренний мир, социальные качества.

Биология – человеческая телесность, способ бытия человека, его природное существование в онтогенезе.

Человек – сложная система. Каждый из элементов тоже является системой. Система человека – сложная система с ее генетическим, морфологическим и другими измерениями, входящими в сложную систему человека.

Психология человека включает характер, способность, темперамент. Может включать также направленность личности, но она в большей степени относится к внутреннему миру. Темперамент – более простое образование, т. к. это только природное образование. Способности и характер – это социальные образование в том числе. Образ жизни. Социальный характер (Эрих Фромм). Социальная роль. Социальная группа. Внутренний мир – самое сложное образование.

Ego Acs. (Я аксиологическое) – система ценностей, принципов, идеалов

Ego Ref. (Я рефлексивное) рациональный уровень (самопонимание, самосознание)

Ego Vit. (Я витальное) – система потребностей человека (биологические, социальные, в деятельности, потребность в познании, в получении наслаждения, потребность в утешении. Рациональные и еще не рациональные (самочувствие, самопереживание), и нерациональные. Витальные потребности даны от природы, а аксиологические и рефлексивные – не даны изначально. В духовности надо придти.

Системный подход – один из принципов диалектики, он ориентирует на раскрытие ценности объектов, обеспечивающих ее механизмы, например на выявление многообразия связей между элементами.

Целостность человека зависит от системообразующего фактора. Деятельность выступает системообразующим фактором, но не только деятельность, для некоторых людей духовность или что-то еще.

Система человека специфична (она открыта). Человек принципиально открыт.

Открытость – незавершенная возможность. (Мамардишвили)

Открытость – это стремление человека выйти за граничное состояние, его способность трансцендировать. Человек выходит в открытый мир и в этом отношении человек свободен. Человек брошен в свою собственную открытость (Хайдеггер).

Открытость – это область несокрытого, область которой должен достичь человек, чтобы себя показать. (Хайдеггер).

Человек всю жизнь стремится понять свою сущность. Это чрезвычайно сложно. Это человек постигает в ситуации «жизненного кораблекрушения», а не только путем размышления. (Ортега-и-Гассет).

Человек – самоорганизующаяся система.

Целостная, более менее интегрированная система, обобщенная характеристика объектов, обладающая сложной внутренней системой, достаточной интегрированностью, самодостаточнотью, качественным своеобразием, автономностью и причастностью к другой более фундаментальной целостности.

Отдельное становится целым путем его причастности к целому (Платон)

  1. всякое целое причастно к другому более фундаментальному целому
  2. часть оторванная от целого утрачивает свойства целого
  3. часть есть проявление целого.

Человек – это не сумма его атрибутивных характеристик, но это их интегрированности и это причастность к другой более фундаментальной системе (космосу, природе, бытию, богу).

Сегодня эпоха постмодерна, она сделала универсальным принцип множественности без единства, целостность разваливается, судьба частей незавидна, она никогда не прирастут, часть не существует без целого.

Человек становится частичным человеком.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 178 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...