Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция от 15. 04. 05



Учение о материи

Материя – это категория объективной реальности, которая существует вне зависимости от нашего сознания.

Субъективная реальность – человеческая телесность.

Философия духа

  1. Философское учение о духе (рациональное)
  2. Диалектика материального и идеального (иррациональное в духе)

Сложились два основных подхода к пониманию:

  1. субстанциолистический
  2. экзистенциалистический

Субстанциолистический подход заложился в древности. Оно обнаруживается в Древней Восточной философии, где дух – абсолютное безличное начало (объективное начало) – Брахма. Внимание заостряется на том: рациональное ли это начало или иррациональное. В Древней Греции дух тоже самостоятельная субстанция – нус, обратило внимание на рациональности духа (нус – ум, близко к логосу). Он имеет безличностный характер, он сам по себе. В понимании духа древнегреческие авторы пришли к тому, что дух неподвижен, но мир пребывает в состоянии движения, т. к. нус задает ему энергию. Он движет все (энергийная причина, есть формальная, целевая). Телеологичность – предназначенность, целесообразность. Нус – основание всего сущего в мире. Дух – высшая степень материи (Маркс).

Экзистенциалистический подход заложил Лейбниц. Были различные подходы, в основе которых идеи Лейбница. Этот подход делает акцент на личностном понимании духа (субъективность духа). Дух – привилегия человека. Человек становится духовным, а не рождается им. Дух-субстанция присутствует тогда, когда человек этого хочет, она либо разгорается, либо нет.

Философская антропология – XX в. М. Шеллер отстаивал идею о том, что существует некий объективный дух (альтерсон) – вселичность, который способен трансцендировать человек. Т. е. дух – субъективное и личностное начало. Точки зрения объединяются в своем понимании сущности духа, т. е. все авторы считают, что в сущности духа стоит идея идеальности.

Точка зрения Дубровского – личностно-информационная интерпретация идеального. Идеальное есть информация, перерабатываемая человеческим мозгом. Она тесно связана с нейродинамическим процессом в человеческом мозге. Т. е. идеальное – это живая мысль человека.

Точка зрения Ильенкова – идеальное это не только главная мысль и не только плод деятельности, а идеальное объективно, т. е. идеальное – объективированная мысль (в предмете, художественном произведении, в литературе, философском трактате. Идеальное рождается только в условиях социума, тогда когда человек связан с другими людьми. Явление духовной культуры существует объективно по отношению к отдельным личностям.

Лосев связывает идеальное с представлениями о совершенстве. Идеальное – высшее совершенство нравственное, общественное, эстетическое. Это совершенство пребывает объективно в самом мире.

Гегель выделил два понятия (ideel – ideal – два слова в немецком языке) – ideal – нематериальный, другой. Совершенство – ideel, как совершенство.

Точка зрения Пивоварова – идеальное есть всегда воспроизведение материального в тех или иных репрезентантов (слово, понятие, образ, идея и т. д.). Наиболее идеальное – идеальное связанное с нейродинамическим процессом, но является им.

Субъект обладает способностью каким-то образом преобразовывать объект. Репрезентанты – заменители самой реальности, т. е. объекта, на которые направлены взоры субъекта. Идеальное – это тоже реальность. Также и объект накладывает свой отпечаток на то, каким образом мы будем воспринимать ее. Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову (К. Маркс), т. е. вне человека и человечества духовное или идеальное не существует. Заменители появляются в результате идеализации (идеации), этой способностью обладает человек, который способен к абстрагированию реальности, отвлечения и представления ее в обобщенном виде, без деталей и тонкостей. Материальное и идеальное тождественны, но и противоположны. Идеальное может быть отрицанием материальное, но и динамическим. Это не деструктивное отрицание, и диалектически связано с появлением чего-то нового. Гегель говорил о диалектике природы: природа – инобытие духа. В отчие от восточных и античных авторов, Гегель полагал, что дух – это движущаяся субстанция, находящаяся в развитии. Направление изменения, появление нового качества, необратимость. Развитие духа – это движение по пути самопознания духа. Этот дух объективируется в природе, затем в обществе и через познавательную, эстетическую и религиозную деятельность, становясь абсолютной идеей. Дух к природе. Материальная природа может быть познана: биология, химия, физика; ученые осуществляют процесс идеализации природы, переводят на язык понятий. Познавая законы природы люди, используют эти идеи. Этот процесс оказывается бесконечным.

Диалектика материального и идеального – противоположности. Они едины, связаны взаимопереходом, благодаря человеку.

Дух представлен рациональным и иррациональным. Уровень рационального – сознание, иррационального – бессознательное, глубины духа. Рассудок – разум – самопознание. И то и другое представлено как в субъективном так и в объективном.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 158 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...