Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция от 08. 04. 05



Философское учение о бытии

Смысл философского вопрошания о бытии. Является ли бытие самостоятельной субстанцией (сущностью), является ли оно первоосновой, первоначалом, или же оно означает предикат (сказуемое) как-то субстанции. Либо оно означает атрибут этой субстанции. Атрибут – это имманентно-присущее свойство. Акценденция – случайное свойство. либо бытие – это модус субстанции, т. е. способ обнаружения. Единое, что объединяет все сущее в мире – материальная субстанция. У разных философов она различна (см. лекции по античности). Если нечто содержит в себе идею или нус, то оно бытийствует.

Плюралистический подход (Лейбниц) – в основании бытия – множественная субстанция (монады). В мире множество различных монад, они духовного плана. В античности бытие рассматривалось как самостоятельная субстанция, есть у Платона мир Эйдоса, которому противопоставлен мир материи, между ними мир видимых вещей. Бытие – это сфера эйдосов; подлинное бытие и неподлинное бытие. Неподлинное бытие – это мир видимых вещей, которое включено в рамки пространства и времени. Подлинное бытие – вне времени. Это мир инобытия (мир видимых вещей) – это подвижен локализующийся мир.

У Аристотеля – это мир форм (эйдос у Платона), который противостоит материи. У него материальный мир – потенциальное бытие. Делимо ли бытие? Для Аристотеля важна процессуальность бытия, это проявляется в том, что бытие помимо субстанциональности включает в себястановление, движение.

Быть – обнаруживать свою сущность. Аристотель полагал, что бытие – это формы, которые соединяются в материи и существуют в мире видимых вещей. Но это потенциальное бытие.

Хайдеггер называет разные экстазисы – способы обнаружения, разные степени бытия (Эрнест Блох)

Сагатовский: «Быть – это значит быть включенным в какое-то множество.» Популяция – есть множество живых организмов, организм – множество органов, органы – множество тканей и т. д. Невозможно что-либо высказать о предмете, не включив его в о множество. Включение предмета в это множество – это утверждение бытия.

Тезисы:

  1. любой предмет есть элемент множества
  2. любой предмет – множество элементов
  3. ни одно множество не является элементом самого себя

1+3 – существовать – значит быть элементом какого-либо множества, которое не является элементом самого себя.

Можем ли мы одновременно существовать и не существовать (бытийствовать и не бытийствовать)?

Положение о том, что все существует в одних множествах и не существует в других – принцип конкретности существования.

Человек не уходит в абсолютное небытие, а в свое собственное, т. е. другое бытие. Бытие и ничто – полярные противоположности. Гегель говорит о тождестве бытия и ничто. Но это так если бытие рассматривать как чистое бытие (понятие бытия). Чистому бытию противостоит нечто. Это конкретизация бытия, это не понятие, а воплощение. Наличное бытие есть – ничто. Это индивидуализированная форма, единственная, отдельная. Бытие тождественно абсолютному ничто, к которому какая-то конкретная вещь.

Блох соотносит ничто и все, и говорит о бытие человеческом. Между ними находится «еще не бытие». Быть – это значит обнаруживать сущность, нечто – это конкретизация – сущность растения, сущность животного. Нечто присутствует в наличности. Модусы могут быть – «в себе бытие» и «для себя бытие». Ничто – это есть бытие небытия. Бытие – это небытие ничто. Единство противоположностей. Ничто – это есть предсуществование нечто и послесуществование нечто (Селиванов) мы должны помнить, как это позволяет существовать человеку и миру.

Бытие – это философская категория, это абстракция высочайшего уровня – чистое бытие как понятие. Для обозначения процесса становления сущности нечто (сущего, реальности), включенного в систему связей универсального взаимодействия, реализуемого через диалектический взаимопереход: количества и качества, возможности и действительности (потенциальности и актуальности), всеобщего и единичного, сущности и явления; и состояния сущности нечто, в котором сохраняется его устойчивость функциональных оснований этого нечто при постоянной изменчивости и превращения его в ничто.

Человеческое существование тождественно обнаружению сущности его. Человеческое бытие – трансцендирующая экзистенция, экзистеирующее присутствие (Хайдеггер).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 151 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...