Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гносеология. Паременид обозначал, что основной вопрос философии – это вопрос о соотношении бытия и мышления



Паременид обозначал, что основной вопрос философии – это вопрос о соотношении бытия и мышления. Аспекты этого вопроса онтологические (бытие ли мышление первично). Сущность в чистом виде. Мир видимых вещей не содержит в себе сущность, поэтому люди должны испытывать чувственное сознание. Продукт чувственного познания – это мнение, оно не дает полного представления о сущности. Недостоверность мнения отсюда, но все же чувственным сознанием пренебречь нельзя. Это все по Платону.

Декарт – врожденные идеи

Кант – априорное знание (доопытное)

Анамнезис у Платона – это почти то же самое. Душа – это модификация единой души. Реикарнация – у Платона – метепсихоз – переселение душ. Душа знает все. Надо напрячь свою душу, чтобы вспомнить все это. Состояние просветления (на Востоке) – сатори, а состояние сосредоточения – самадхи. Платон говорит, что необходима подготовка. Познание включает в себя чувственный, рациональный и сверхчувственный (интуитивный) аспект. Это делается для того, чтобы проникнуть в сущность вещей. Вещь должна соответствовать своему понятию. Греки занимались разработкой метода, т. е. совокупности мыслительных операций, с помощью которых человек мог постичь сущность.

Виды диалектики: Сократ использует диалектику, но это метод постижения сущности в споре, метод ведения спора, связанный с умением задавать вопросы и находить верные ответы. Методика, которую использовали софисты – эристика. Ее цель одолеть противника в споре любой ценой. А диалектика в сократовском смысле – цель: постижение сущности (маевтическое, повивальное искусство, диалектика – цель: рождение истины) и делает сущность непотаенной. Платон говорил, что диалектик – это человек, который в своем размышлении исходит из понимания мира как единое и видит в этом едином нечто разнообразное. Это тот, кто в своем стремлении добраться до сущности умеет раздваивать объект познания на противоположности, видеть в одном и том же обратимые составляющие.

Важность:

I Принцип

  1. процесс познания основывается на принципе противоречивости. Надо уметь увидеть обратимости: только через соотношение того, что мы познаем, с его обратимостью, мы можем познать сущность. Только через болезнь человек познает смысл здоровья; через соотношение с натурой мы познаем смысл культуры.
  2. тождество противоположностей. Они обладают возможностью взаимоперехода (холодное нагревается). Аристотель: «из небытия постоянно становится нечто. Или наоборот»
  3. борьба противоположностей (характерна только для греческой философии, а затем и для европейской). Они могут уничтожать друг друга. Эта борьба – источник всего сущего (идея Эмпидокла, Анаксагора). Для Востока не характерна борьба противоположностей. Философия Востока не дуальна. Китай – монада (инь-ян). Дао–Логос: все сущее в мире. Главный принцип греческой диалектики – принцип противоречивости; на востоке – взаимное перетекание, естественный путь Дао (закон), но не борьба.

II Принцип развития – вечное движение, становление, все пребывает в движении (Гераклит). Закон: движение тождественно покою, движение даже не может начаться.

Летящая стрела: стрела летит по кривой, и можно сказать, что в каждой точке кривой стрела находится в состоянии покоя. Абсолютизация момента движения. Восток: колебательное равновесие.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 233 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...