Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
О предметах частных наук.
Та наука, для которой данный объект познания является преимущественным объектом познания, является специфической для этого объекта познания. Понятие «специфическая» имеет тот же смысл, что и это слово в языке.
Остальные частные науки, изучающие этот объект, следует называть не специфическими частными науками для этого объекта познания. Но для какого-нибудь другого объекта познания эти науки из не специфических превращаются в специфические.
Например, биология является специфической наукой при изучении живых организмов, а остальные науки, изучающие их, остаются не специфическими, и, соответственно, будут играть для биологии подсобную роль. Химия является специфической наукой при изучении соединения атомов в молекулы и распада молекул, на составляющие их атомы. То же самое наблюдается и во всех других случаях(привести пример из своей отрасли).
Из сказанного вытекает вывод о критерии разделения частных наук на специфические и не специфические частные науки. Этот критерий вытекает из того очевидного факта, что каждому объекту присущи 2 противоположных группы признаков:
1) отличительные признаки – благодаря ним данный объект выделяется из бесконечного множества других объектов. Если бы не было их, мы бы не смогли познавать эти объекты;
2) не отличительные признаки, посредством которых данный объект является сходным с какой-то другой группой объектов, и даже с бесконечным множеством всех остальных объектов существующего мира.
Объективное различие между отличительными и не отличительными признаками как раз и является критерием разграничения частных наук на специфические и не специфические частные науки.
Термин и понятие «частные науки» вошел в оборот еще в древности.
Например, у Аристотеля в его «Метафизике» уже встречается это понятие.
Предмет любой частной науки составляют специфические законы преимущественного для нее объекта познания.
Правильное понимание предмета любой науки имеет принципиальное значение. Дело в том, что из всех элементов, составляющих данный объект познания, законы его являются наиболее важными элементами, а из всех этих законов определяющая роль принадлежит не любым, а специфическим законам этого объекта.
Отсюда ясно, что при изучении любого объекта нельзя подменять специфическую науку какими-либо не специфическими науками. Такая подмена, в качестве одной из тенденций давно наблюдается в литературе.
Например, давно известно изречение «человек человеку волк». В нем общественная форма движения сведена к биологической форме. Но дело не только в этом изречении. Во всей современной зарубежной литературе часто делается вывод, что общество и государство выступают в качестве живых организмов, ведущих борьбу за существование. И этот вывод рассматривают в качестве единственно верного вывода. Так поступают, например, государственные деятели в США.
10. О критериях разделения науки на философию и частные науки. Для философии теряет силу разделение объектов познания на преимущественные и не преимущественные. Философия изучает и мир в целом и каждую частичку его, так как она изучает те же объекты познания, которые изучают все другие науки. Это обстоятельство было замечено с давних пор, и оно породило теорию, будто бы философия может подменить другие науки. Так появилось убеждение, что философия является наукой наук. Это мнение ошибочно. Такая же теория оказалась характерной и для математики. Ее давно характеризуют как «царицу наук», ибо она подобно философии изучает те же объекты познания, что и другие науки.
Все это усложняет понимание взаимосвязи философии с другими науками.
Но философия хотя и изучает любые объекты существующего мира, но рассматривает их в поле своего предмета.
В толковании предмета философии наблюдаются различные исторические этапы:
1) древнегреческий период: философия познает мир в целом, а все другие науки, называемые частными изучают отдельные части этого мира. Такое утверждение содержится в «Метафизике» Аристотеля. Оно является в какой-то мере верным, ибо многие науки действительно изучают отдельные части этого мира, например, биология…..
Но в последующем все больше становилось ясно, что среди других наук есть и такие, которые подобно философии имеют дело с всеобщими законами действительности, например математика, ряд разделов физики. Значит, прежние понимания предмета философии оказываются недостаточными. Прошли тысячелетия, и во все эти времена самым распространенным было понимание философии как науки наук. Например, его придерживались Декарт, Гегель и другие мыслители.
2) впервые спустя тысячелетия Энгельс сделал вывод, что философия является наукой о всеобщих законах действительности (см. его работы «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах»». Согласно его пониманию существуют два ряда законов: всеобщие, изучаемые философией и не всеобщие – изучаемые другими науками. И дело заключается в том, что бы найти рациональную связь между ними. Такое толкование представляет собой громадный шаг вперед по сравнению с прежними мыслителями. Вывод Энгельса о предмете философии является в значительной мере верным, но он оказался недостаточным, что бы понять современный уровень развития философии и других наук.
Его недостаток состоит в том, что в мире действует множество законов, которые по сфере своего действия являются столь же всеобщими, как и законы философии. К ним относятся законы математики (самые основные, не частные), многие законы физики, астрономии и т.д. Об этом могли бы догадаться и ранее, но справедливость требует отметить, что Энгельс в своем аналитическом подходе к пониманию этой проблемы. Об этом свидетельствует его «Диалектика природы».
Поэтому встает задача – дать определение философии, которое соответствовало бы современному уровню знания. К этому определению можно прийти, если выяснить роль законов, действующих в каждой области, в их отношении к сущности каждого объекта, все ли они в равной мере составляет сущность объекта (между ними есть различия).
Для этого стоит провести классификацию законов, действующих в каждой конкретной области существующего мира. Все эти законы подразделяются на философские частно-научные. В свою очередь частно-научные законы подразделяются на специфические для самого объекта и не специфические.
В литературе есть различные точки зрения: 1) сущность объекта составляет философские законы; 2) сущность объекта составляет специфические для него законы; 3) все законы равнозначны; 4) самыми важными являются законы простых форм движения.
На самом деле вся природа человечества и развития науки подсказывает, что сущность каждого объекта составляют философские законы, в неразрывной взаимосвязи со специфическими частно-научными законами.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2568 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!