Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Научное, художественное и обыденное познание действительности. Их взаимосвязь



Поскольку мир, в котором мы живем, является неисчерпаемым по своему многообразию, постольку и формы его познания также неисчерпаемы.

Поэтому существуют объективные критерии, по которым можно выделить различные формы познания. Одним из таких критериев является объект отражения

Анализ познания с точки зрения этого критерия позволяет выделить 3 наиболее общих и исходных форм познания существующего мира.

Во-первых, одним из объектов отражения является существование мира самого по себе. Как это понимать?

Мир существует в соответствии с присущими ему законами; человек же является частичкой этого мира и поэтому в своих действиях и размышлениях он подчиняется законам этого мира. Даже в своих самых фантастических мыслях человек не может выйти за пределы существующего мира.

Чтобы выжить в этом мире человек должен был изучить его так, как он существует сам по себе и сделать выводы для своей выживаемости в этом мире. Отсюда следует вывод, что человек как частичка мира подчиняется законам этого мира как часть целому. Отсюда следует вывод: мир сам по себе – значит, как он существует по присущим ему законам. Но в литературе кроме понятия «мир в себе» распространены понятия «объект в себе» и «вещь в себе». Последние 2 понятия целесообразно применять, когда речь идет о каких-либо конкретных объектах, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Все эти понятия фигурируют в литературе.

Во-вторых, но мир с того времени как появился человек, существует не только сам по себе, но и для нас. Чтобы понять, что означает понятие «для нас» надо иметь ввиду, что с появлением человека окружающий нас мир проявлял, в том числе и такие свойства, которые он не проявлял до возникновения человека.

Чтобы уяснить все это, надо учесть действие закона взаимосвязи объекта с его свойствами: любой объект проявляет свои свойства, лишь воздействуя на другие объекты.

С этой точки зрения все свойства, с которыми мы встречаемся в своей жизни можно разделить на 3 группы:

- свойства, которые проявляются во всех отношениях (пространство, время, движение, бытие и другие атрибуты материи);

- свойства, которые объекты проявляют во многих отношениях (делимость – неделимость; проницаемость – непроницаемость; простота и сложность);

- свойства, которые объекты проявляют лишь по отношению к человеку. К ним относятся цветовые, звуковые, вкусовые, обонятельные, осязательные свойства; свойства объектов способствовать нашему выживанию в мире или препятствовать ему и т.д.

С древних времен люди заметили эту группу свойств и стали осознавать, что объекты сами по себе не совсем то же. А во многих случаях совсем не то же для нас. Так родилось стихийно изречение: «на вкус и цвет товарищей нет». Оно отражает вполне реальное, объективное различие в бытии мира для нас с учетом индивидуальных особенностей каждого из нас.

Но люди сотрудничают друг с другом и в общем-то имеют единое мнение о бытии вещей для нас. Если бы этого мнения не было бы, то мы не смогли бы целесообразно сотрудничать друг с другом в трудовой и иной деятельности.

Поэтому приведенное изречение надо дополнить прямо противоположным: «на вкус и цвет товарищи есть».

Учитывая действие законов противоречия, соотношения целого и части и в особенности нашу практику следовало бы сделать вывод, что второе изречение является в целом ведущим. Первое изречение отражает нашу индивидуальную приспособленность к условиям жизни, а второе отражает ее общие черты.

Из всего сказанного следует, что объектом отражения для научного познания является существование мира самого по себе.

Объектом отражения для художественного познания является существование мира для нас.

Критерий разграничения между этими объектами отражения, и соответственно между этими двумя видами познания является независимым от нас, то есть объективным. «Независимый от нас» не следует путать с «не связанный снами». Напротив, этот критерий связан снами, но не зависим от нас.

В литературе во все времена и до сих пор путают «независимое» с «несвязанным».

В-третьих, но мир един, он одновременно существует и в себе и для нас. Значит должно быть и такое знание, которое объединяет в себе (то есть отражает) и мир в себе и мир для нас.

Дело в том, что люди, в решении своих задач не задумываясь, используют и знания о мире в себе и знания о мире для нас. Это объективное знание надо отразить в едином понятии. Можно ввести отдельное понятие, а можно использовать уже известное понятие «обыденное знание». Правда под ним словари понимают тривиальное, не очень важное и тому подобное знание. Значит, это понятие надо развивать дальше.

Вывод: следовательно, объектом отражения для обыденного познания является единство 2-х видов бытия мира: его бытия в себе и его бытия для нас.

Из всего сказанного видно, что каждому из нас от рождения присущи все три формы познания мира, независимо от того понимаем мы это или не понимаем, задумываемся мы об этом или не задумываемся. Такими нас создала сама природа.

3. Понятия «наука», «теория», «концепция», их определения.

Все эти понятия широко употребляются в литературе, но употребляются, как попало.

Надо иметь ввиду, что наука вырастает из научного познания при 3-х условиях:

1) не упорядоченные научные знания оказываются недостаточными для решения тех задач, которые стоят перед людьми;

2) получение научных знаний превращается в специальное занятие определенных групп людей;

3) научные знания подтверждаются практикой.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 793 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...