Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прикладные науки



В области прикладных наук уже давно сложилось положение, при котором отечественные достижения не могут найти необходимого развития. Если предлагается что-либо такое, что на Западе отсутствует, – технология или изобретение, то это, как правило, натыкается на противодействие со стороны чиновничьего аппарата. Причин здесь несколько: нежелание рисковать, убеждение в том, что на Западе все лучше, желание следовать западным стандартам с тем, чтобы в будущем обеспечить возможность продавать нашу продукцию за рубеж. Это последнее соображение в большинстве своем является доминирующим и определяющим всю научно-экономическую политику многих ведомств и предприятий. Реально же получается так, что готовую продукцию на Запад продать не представляется возможным (исключение составляет сырье, поскольку западные страны в нем нуждаются), отечественный же рынок оказывается не насыщенным самыми необходимыми товарами, а то, что могла бы создать отечественная промышленность, не создается.

Чиновники от науки не учитывают того, что простое повторение зарубежных образцов продукции неизбежно обрекает нас на отставание, так как пока эти образцы повторяются, зарубежные предприятия успевают создать новые.

Реальная возможность обогнать передовые страны возможна лишь в том случае, если наряду с анализом зарубежных достижений осуще-ствляется собственный поиск новых решений и создается своя оригина-льная продукция. Конечно, риск в таком случае повышается, но при этом не только воспитываются свои собственные кадры, повышается их ответственность, но и создается собственная база, не зависящая от зарубежных партнеров, зависимость от которых опасна. Однако и при этом необходимо руководствоваться не тем, что имеется за рубежом, а нуждами населения, народного хозяйства или обороны страны.

Не лишним будет напомнить также, что страна выиграла Отечественную войну собственным оригинальным оружием, которое по всем показателям оказалось выше, чем у противника. Наши кадры оказались тогда во многом более широко образованными и талантли-выми, чем соответствующие кадры ведущих капиталистических стран, они и сейчас способны создать самые передовые технологии и образцы продукции, если во главу угла будет поставлена задача максимального удовлетворения потребностей общества.

Культура, литература, искусство

Слово «культура» имеет многоплановый смысл и происходит от латинского слова «cultura», означающего возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития общества, народа, нации и для характеристики отдельных людей. В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей.

В соответствии с марксистской теорией культура выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу.

Культура делится на материальную, охватывающую всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п.), и духовную, охватывающую сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, философию, этику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). При этом «...для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база» (Ленин) [16, c. 377].

Культура – явление общечеловеческое и классовое. «Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу» (Маркс) [17, c. 46]. Последнее утверждение вполне иллюстрируется состоянием средств массовой информации (телевидение, радио, газеты), захваченных буржуазией и после 1985 г. открывших кампанию клеветы на российскую и советскую историю, ликвидации отечественной культуры и насаждения самой низкопробной, примитивной буржуазной «массовой культуры», пропагандирующей разврат, насилие и индивиду-ализм с целью развращения и деидеологизации советского народа для его духовного закабаления.

Буржуазная контрреволюция отбросила далеко назад не только материальное благосостояние трудящихся, но и их духовную жизнь. Резко упал интерес трудящихся к производительному труду и к творчеству, зато возросло стремление к занятию так называемой «коммерческой» деятельностью, а проще говоря, к спекуляции. Упал престиж труда. Резко возрос алкоголизм, особенно среди молодежи. Снизилась культура речи, в обиходе широко появились блатной жаргон и мат, которые проникли даже в средства массовой информации, среднюю и начальную школы.

Появилась многочисленная порнографическая продукция. Книжный рынок наводнился низкосортными детективами и мистической литературой. Практически не стало отечественных фильмов, все заполонили американские боевики, но кинотеатры почти пусты.

Сразу же после победы Второй социалистической революции необходимо возвратить народу его культурные завоевания.

Социалистическая культура, созданная за годы Советской власти, определялась новыми формами мировоззрения. Ее основными чертами были народность (связь с интересами народа, жизнью, идеями и чувствами трудящихся), коммунистическая идейность и партийность, социалистический коллективизм и гуманизм, сочетание интернациона-лизма и патриотизма.

Сложившаяся за время существования СССР единая по своему духу социалистическая культура включала в себя наиболее ценные черты и традиции культуры каждого народа. Росли общие интересы, сближались нации и народы, это был прогрессивный объективный процесс. Социалистическая культура представляла собой прообраз всемирной духовной культуры коммунистического общества, которая в будущем будет носить общечеловеческий характер, вбирая в себя и развивая все лучшее, что создано культурой разных народов.

Социалистическая культура, основанная на материалистическом понимании мира, приучившая людей к коллективистскому мышлению и к созиданию, несравненно выше по своему уровню, нежели культура, основанная на идеалистических представлениях о мире, на противопоставлении людей друг другу и на эгоизме.

Вторая социалистическая революция должна все поставить на свои места. Возврат к общественным формам собственности позволит восстановить и социалистические ценности, что создаст предпосылки для возрождения и нового этапа развития социалистической культуры. Опыт развития культуры в СССР, в общем, весьма положителен, и он должен быть максимально использован. Общие цели развития культуры необходимо сохранить и расширить, по возможности стремясь избежать ошибок, связанных, главным образом, с излишней мелочной опекой деятелей культуры, но и не ослабляя общий контроль за направлением их творчества, ибо слишком дорого обходятся народу идеологические выверты непризнанных гениев. Этот контроль не должен принимать административных форм, скорее это должна быть дружеская критика, которая дает простор дискуссиям и публичным обсуждениям с целью выявления истины и общественной пользы того или иного произведения.

Кто такие великие писатели, поэты, художники? Это люди, которые в своем творчестве соединили общественно значимое содержание с художественной формой, позволяющей читателю или зрителю освоить содержание. Если есть содержание, но нет соответствующей формы, то заложенная в произведение мысль не дойдет до потребителя. А если есть форма, но нет значимого содержания, то и говорить не о чем. Только сочетание общественно значимого содержания с высокохудоже-ственной формой делает ценным художественное произведение. Если подобных произведений автором создано несколько, то он большой писатель, поэт или художник. А если его произведения выдержали проверку временем – десятками или сотнями лет, то тогда он великий. Но великих – единицы. Для этого надо поднимать эпохальные темы, которые по плечу только большим мастерам. А если есть только форма, но нет достойного содержания, то писатель – не писатель, а болтун, поэт – рифмоплет, а художник – маляр. А уж если нет высокохудожественной формы, то все они занялись не своим делом, даже если в их произведениях заложено большое идейное содержание.

В.И.Ленин придавал исключительное значение партийности искусства, его идейной направленности. «...Ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений...» [18, с. 547-548]. Не всякий ученый, литератор или художник отчетливо сознает классовый характер своего творчества. Классовое содержание произведения может проявляться и в нечетко оформленных симпатиях и антипатиях автора, в приверженности тем или иным духовным ценностям, которые так или иначе связаны с классовыми устремлениями. Партийность отражает собой идеологическую направленность произведения. В зависимости от того, интересы какого класса оно отражает, это произведение играет либо прогрессивную, либо реакционную роль.

Нередко среди деятелей культуры встречаются люди, которые искренне руководствуются намерением «избежать крайностей», остроты партийной точки зрения, стремящиеся занять некое срединное, «спокойное» положение. Однако с точки зрения объективных последствий не имеет существенного значения, культивируется ли идея беспартийности сознательно, как лицемерное прикрытие корыстных интересов буржуазии, или это следствие заблуждения, или, наконец, это результат трусливого желания избежать сложностей действитель-ности, уклониться от выбора определенного политического решения. В условиях обострения борьбы между силами социализма и капитализма необходимость классового, партийного подхода к анализу и оценке социальных явлений внутри страны и на мировой арене становится особо актуальной. И поэтому всегда, а сейчас в особенности, необходимы «...проведение классовой линии в вопросах воспитания, четкости и ясности идейных позиций, дальнейшего повышения революционной бдительности, последовательной борьбы против аполи-тичности, частнособственнических пережитков и мещанских настрое-ний, проявлений нигилистического отношения к завоеваниям социализ-ма против проникновения буржуазных и ревизионистских взглядов» [19, с. 60].

Партийность в литературе и искусстве проявляется в идейной направленности творчества писателя, деятеля культуры. Художник не может уйти от определенной трактовки социальных позиций и устремлений изображаемых героев, как и от собственных симпатий и антипатий, поскольку каждый человек бесчисленными нитями связан с интересами и духовными ценностями определенных классов социаль-ных групп и ориентируется на них.

Из изложенного вытекает отношение к свободе творчества художника.

Еще в 1905 г. В.И.Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» показал лицемерие рассуждений об абсолютной свободе творчества [20, c. 104]:

«Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания». Разговоры об абсолютной свободе – лишь маскировка, «...буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность)».

Ленин уже тогда поставил задачу, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией литературе противопоставить действительно свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу. При этом Ленин подчеркивал, что в силу своей специфики художественное творчество требует обеспечения «...большого простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (там же, с. 101).

Говоря об искусстве будущего, Ф.Энгельс видел его особенности в «полном слиянии большой идейной глубины, осознанного историчес-кого содержания...с шекспировской живописью и богатством действия» [21, c. 492]. В.И.Ленин под термином «партийность» литературы подразумевал соединение глубины объективного познания действительности с пафосом субъективной активности. Основа для революционной активности возникает тогда, когда субъективные стремления личности совпадают с объективным ходом истории, только тогда личность обретает перспективу и уверенность. Отсюда и вытекали задачи мастеров культуры - сознательно и открыто становиться на сторону передовых тенденций исторического развития. Подлинная творческая свобода представляет собой не произвол художника, а осознанное действие в соответствии с требованиями реального исторического развития.

Как известно, идеология господствующего класса является преобладающей в обществе, хотя одновременно могут существовать и иные, не господствующие идеологии. После победы Второй социалис-тической революции необходимо специально озаботиться тем, чтобы в дальнейшем никакого духовного двоевластия, тем не менее, не было, ибо слишком дорогой ценой приходится за это платить обществу.

Художественное творчество является сильнейшим средством идеологического воздействия на народ, и поэтому необходимы строжайший контроль и очень грамотное управление, по крайней мере, все то время, пока в мире идет смертельная борьба между социалистической и капиталистической идеологиями. Сюда нельзя допускать бездарных людей, вред от них огромный.

В советской литературе был широко распространен метод социалистического реализма. Суть его заключается в утверждении роли революционно-преобразующей деятельности людей. Основой метода служит концепция революционно-действенного социалистиче-ского гуманизма, в котором находят свое выражение идеи гармонич-ного развития человека, проявления его духовных и нравственных возможностей, подлинно человеческого отношения людей друг к другу, к природе, к обществу. Эта гуманистическая направленность присуща всем видам социалистической художественной культуры, не только литературе, но и живописи, архитектуре, музыке, театру и т.д.

В предвоенный период, после войны и в последующие два десятилетия были созданы многочисленные высокохудожественные произведения на героические темы, как военные, так и мирные, в которых прославлялся созидательный труд. Положение стало меняться уже в семидесятые годы, что можно связать с началом развития общего кризиса социализма. Пафос строительства и творчества начал снижаться. Появились произведения на мистические темы. По рукам начали ходить диссидентские откровения, мешающие правду с вымыслом. А после 1985 года уже ничего достойного вообще не создавалось, журналы захлестнула антисоветчина, литература, клеветавшая на советский строй, советскую историю и т. п.

За все время «Перестройки» и буржуазной контрреволюции не создано фактически ничего ценного. Это и понятно: разрушение всего не вдохновляет.

Чем же должна будет заниматься литература после восстановления Советской власти? Можно надеяться, что тематика найдется. Нужно будет отразить весь период контрреволюции и тех людей, кто противостоял ей, несмотря ни на что. Восстановление социализма потребует новых героических усилий, и это должно стать достоянием литературы. Строительство коммунизма в стране в условиях внешнего противодействия, консолидация усилий трудящихся обязательно даст пищу для размышлений. Наконец, все накопившиеся проблемы, связанные с экологией, с совершенствованием человека и многое, многое другое – развитие коллективизма, гуманизма, соединения с природой, борьба с эгоизмом и индивидуалистическими устремлени-ями, паразитизм, удовлетворением личных интересов за счет общества и за счет других людей и т. д.

Литература занимает одно из ведущих мест в идеологической борьбе. Каждому творческому работнику придется определить свои позиции и занять в этой борьбе свое место, уклониться от этого никому не удастся. И было бы правильно, если бы каждый из них помнил призыв великого Гëте:

«Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

Всю жизнь в борьбе, суровой, непрерывной

Дитя и муж, и старец пусть ведет,

Чтоб я увидел в свете силы дивной

Свободный край, свободный мой народ».





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 248 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...