Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование. И содержание, и форма образования, так же как и воспитания, глубоко партийны, и отражают собой классовые интересы общества



И содержание, и форма образования, так же как и воспитания, глубоко партийны, и отражают собой классовые интересы общества.

В классовости содержания образования нетрудно убедиться на сегодняшней действительности: история, в которой весь советский период, и даже Великая Отечественная война, а уж, тем более, Великая Октябрьская революция подаются в совершенно искаженной трактовке, исчезла литература советского периода. В высшей школе исчезло преподавание марксизма. Зато в ряде школ делаются неуклюжие попытки преподавания православия под видом изучения истории религии. Появились предметы, о которых в советское время никто и не слыхивал – маркетинг и основы бизнеса, которые преподаются в специализированных бизнес-классах. Появились курсы маклеров, маркетинга, менеджмента и т. п. Возрождающийся капитализм предъявляет свои буржуазные требования к образованию.

Форма получения образования также претерпевает классовые изменения. В самом начале Советской власти декретом от 26 декабря 1919 г. все население страны в возрасте от 8 до 50 лет обязывалось обучаться грамоте (ликбез – ликвидация безграмотности), и подавляющее большинство населения было обучено чтению и письму. В 1933 г. уже было внедрено всеобщее начальное образование. В 1937 г. в СССР было повсеместно внедрено всеобщее семилетнее образование, а с 1973 г. начало внедряться всеобщее среднее образование (общее и специальное).

Сейчас наблюдается обратный процесс. Появились платные школы, гимназии и лицеи, а также специализированные классы, учеба в которых должна оплачиваться богатыми родителями. Учителя получают мизерную зарплату, и многие из них покидают школы. Появилось громадное количество беспризорных детей, которые, естественно, не учатся. Призыв в армию обнаруживает большое количество молодых людей, не умеющих читать и писать. Вся тенденция развития системы образования говорит о том, что оно скоро станет привилегией только богатых слоев населения.

Будущая Советская власть должна будет восстановить всю систему бесплатного образования, но с учетом недостатков, имевших место ранее.

Образование и воспитание, т. е. формирование личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни связаны неразрывно. Этот процесс должен начинаться с самого раннего возраста и продолжаться всю жизнь.

Представляется, что целью образования является усвоение не любых знаний, а тех, которые дадут правильную ориентацию и эффективное взаимодействие по отношениям общества и личности, личности и других личностей, общества и личности к природе.

Отношение личности к обществу, к другим личностям и к природе при коммунизме может базироваться только на приоритете удовлетворения долговременных общественных интересов. Поэтому необходимо во всех учебных заведениях преподавание предметов, обосновывающих это положение. Вероятнее всего, такие дисциплины нужно создавать заново на основе общей теории развития общества, частью которой является марксизм.

«Труд является необходимым условием физического, нравственного и умственного развития, и самое счастье человека поставлено в неизбежную зависимость от личного труда», – так считал выдающийся педагог ХIХ столетия К.Д.Ушинский. Это было верно тогда, это тем более правильно в условиях строительства социализма и коммунизма.

Принципы построения, основные задачи и пути совершенствования основных звеньев системы советского народного образования были определены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973 г.). Советская школа (в широком смысле слова) была призвана обеспечивать народное хозяйство кадрами, способными органически соединять достижения научно-технической революции с достижениями социализма и с решениями задач коммунистического строительства. Все это остается справедливым и должно быть использовано в будущем.

Особо следует остановиться на значении нравственного, в частности, эстетического образования.

Реализация всего сказанного выше приведет к построению коммунистического общества. Однако при этом возникает опасность создания бездуховного царства животной сытости, что никак не может вязаться с представлениями о коммунистическом обществе.

Отрицание такого представления о будущем в свое время (в 80-х годах 19-го столетия) выразил русский поэт С.Я.Надсон:

Нет, я больше не верую в ваш идеал,

И вперед я гляжу равнодушно:

Если б мир ваших грез, наконец, и настал –

Мне б в нем было мучительно душно!

Столько праведной крови погибших бойцов

Столько светлых созданий искусства,

Столько подвигов мысли, и мук, и трудов, –

И итог этих трудных, рабочих веков –

Пир животного сытого чувства!

Жалкий, пошлый итог! Каждый честный боец

Не отдаст за него свой терновый венец…

Обобщение всех элементов производства, включая и потребление, не решает всех задач коммунистического строительства.

Коммунистическая нравственность, разумеется, получает основу в коммунистических производственных отношениях, но и сама оказывает влияние на становление этих отношений. Поэтому коммунистической нравственности нужно обучать в плановом порядке, вводя соответствующие курсы в учебные программы всех учебных заведений, начиная с дошкольных. В этих программах должны освещаться и обосновываться такие понятия, как общественные нравственные требования, обязанность, долг, ответственность, достоинство личности, совесть, отражающих различные формы отношения личности к обществу, а также взаимосвязь таких категорий, как смысл жизни, назначение и счастье человека, нравственные идеалы, добро и зло, справедливость и т. п. Особое внимание необходимо уделять творческому подходу ко всем сторонам бытия, умению отказаться от стереотипов, критическому осмыслению всех явлений как природных, так и общественных. Всему этому нужно учить, исходя из коммунистических принципов воспитания.

Эстетическое воспитание является важной составляющей общего воспитания личности при социализме и при коммунизме [13].

Как известно, эстетика охватывает сферу ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей, сферу искусства. Высшие эстетические, нравственные достижения человечества концентрируются в искусстве. Искусство было и остается абсолютно необходимым фактором формирования и развития человеческой личности. Особо сильное и разностороннее воздействие искусства на человека связано с тем, что ни в одном другом виде человеческой деятельности синтез разума и чувств не является столь существенным, как в искусстве. Искусство используется западными службами для пропаганды буржуазного образа жизни с помощью постоянного навязывания антиэстетики, предназначенной для массового растления молодежи. Поэтому эстетическое воспитание есть совершенно необходимое противоядие от эстетического невежества, которое позволяет буржуазному лжеискусству воздействовать на убеждения людей.

Эстетическое воспитание отличается тем, что оно творит целостную человеческую личность. В результате, как показал опыт известного советского композитора С.Я.Кабалевского, люди, приобщенные к искусству, в частности, к музыке и живописи, показывали большие результаты и в овладении всеми другими дисциплинами. У них развивалась фантазия, память и способности к творчеству в любой области. Таким образом, эстетическому воспитанию необходимо придать большое значение.

Наука





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 240 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...