Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Коммунистические идеология и мораль



Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология играет важную роль на всех этапах развития общества и является следствием и порождением производственных отношений каждой общественно-экономической формации. Всякая идеология является классовой, исходит из целей класса и узаконивает средства достижения этих целей.

Идеология будущей, прогрессивной общественно-экономической формации рождается в недрах существующей формации в результате обострения основного противоречия формации. Новая идеология готовит смену устаревшей общественно-экономической формации на новую. Но, победив, новая идеология обязана принимать меры против реставрации старой идеологии.

В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер. В капиталистическом обществе существует, по меньшей мере, две идеологии – буржуазная, отражающая интересы буржуазии, и пролетарская, отражающая интересы эксплуатируемых классов, требующая свержения капитализма, т.е. идеология, подготавливающая социалистическую революцию.

На данном этапе в нашей стране существует три основных идеологии:

буржуазная, защищающая право собственников на эксплуатацию людей наемного труда и правомерность разделения людей по имущественному признаку;

мелкобуржуазная – идеология части населения, ставящей личные интересы выше общественных, стремящейся к личному благополучию за счет общества при минимальной отдаче обществу своего труда;

– социалистическая – смесь мелкобуржуазной идеологии с идеологией коммунистической, т. е. с идеологией передовой части трудящихся, основанной на приоритете общественных интересов перед групповыми и личными и на отрицании эксплуатации и угнетения человека человеком в любых формах.

Существует еще идеология либеральной интеллигенции, превыше всего ставящей личную свободу, а на деле лакействующей перед правящим режимом, но фактически это разновидность все той же мелкобуржуазной идеологии.

В социалистическом обществе могут одновременно существовать все перечисленные виды идеологий, т. к. сама общественно-эконо-мическая формация социализма содержит в себе экономические предпосылки для каждой из них.

Идеология общественная – коммунистическая и идеология индивидуалистическая – буржуазная и мелкобуржуазная обречены на борьбу, и эта борьба будет продолжаться до тех пор, пока вторая не будет полностью побеждена первой. Это борьба бескомпромиссная. Крушение по каким-либо причинам коммунистической идеологии неизбежно приводит к раздробленности интересов людей, затем к раздроблению общества, государства, утрате политической власти трудящимися и, как следствие, к потере страной политической и экономической независимости. И, наоборот, восстановление независимости и укрепление государства могут происходить только с помощью идеологии, консолидирующей общество.

В условиях настоящего момента это возможно только с помощью расширения влияния социалистической, а в дальнейшем – коммуни-стической идеологии. Этим обязана как основным направлением своей деятельности заниматься коммунистическая партия.

Сегодня в обществе налицо идеологический вакуум. Это связано с крушением псевдокоммунистической идеологии, насаждавшейся КПСС в последние десятилетия советской власти (чего стоит один только лозунг «Слава КПСС!») и с отсутствием так называемой «национальной идеи». В этот вакуум устремились буржуазия и религия, мистики и оккультисты, идеалисты всех мастей. Все поиски этой «национальной идеи», способной сплотить народ на буржуазной основе, ничего не дали, и дать не могут, ибо буржуазная основа сразу же делает эту «идею» антинародной. Иное дело, восстановление государства, страны, экономики на основе служения трудовому народу, восстановления социализма и всех социальных гарантий для большинства народа. Эта идея и будет «национальной идеей возрождения Отечества» и, конечно, будет поддержана всеми здоровыми силами общества.

Идеологическое обеспечение всех перечисленных мероприятий обязана взять на себя единая коммунистическая партия страны. Компартия обязана руководствоваться материалистической идеологией, основанной на объективных законах общественного развития, которая гораздо богаче, чем любые кабинетные идеалистические выдумки. Компартия обязана проанализировать историю становления, развития и загнивания социализма, выявить все ошибки и принять меры к тому, чтобы не допустить их в будущем.

На переходном этапе от социализма к коммунизму, когда товарно-денежные отношения сокращаются, а общественные формы потребле-ния приобретают преимущественное развитие, социалистическая, а далее коммунистическая идеологии вытесняют постепенно буржуазную и мелкобуржуазную идеологию, готовя преобразование социалистичес-кого общества в коммунистическое. В коммунистическом обществе в связи с полным обобществлением производства установится и комму-нистическая идеология, рецидивы других видов идеологий будут обществом рассматриваться как ненормальности. Однако внедрение в социалистическое общество капиталистических производственных отношений может создать условия для развития сначала мелкобуржуазной, а затем и буржуазной идеологий в ущерб коммунистической, что и произошло в нашей стране. Этим и был подготовлен буржуазный контрреволюционный переворот не только в экономике, но и в сознании людей.

Расширение товарно-денежных отношений, накопительство, вещизм и материальные поощрения за выполненную работу, являясь стимулами буржуазного общества, привели к развитию мелкобуржуазных интере-сов и стремлению использовать личные результаты не в общественных, а в личных целях, для поднятия личного благополучия за счет общества.

Следует заметить, что, как правило, личные успехи каждым человеком достигались с помощью средств производства, находящихся в общественном владении и на основе знаний, полученных им в результате образования, предоставленного ему обществом. Поэтому результат труда работника является прямым следствием предоставленных ему обществом возможностей и не может быть собственностью работника. Присвоение работником результатов своего труда, использование их для личного обогащения является хищением общественной собственности. Это же касается и так называемой интеллектуальной собственности.

В то время как общественная собственность на средства производства, общественный труд и общественная сфера потребления формируют в человеке общественные устремления и коммунистиче-скую идеологию, личная собственность на предметы потребления формирует мелкобуржуазную идеологию, которая представляет собой главную опасность для строительства коммунистического общества на этапе перехода от социализма к коммунизму. Если собственническим интересам дать развиться, то мелкобуржуазная идеология разовьется в буржуазную, способствуя превращению социализма в капитализм, что и произошло в нашей стране к 80м годам. Следует твердо усвоить, что на этапе перехода от социализма к коммунизму мелкобуржуазная идеология чревата реставрацией капитализма и является опасным противником. Недаром разрушение СССР началось с внедрения в сознание масс буржуазной идеологии. Но формирование коммунистической идеологии возможно только при опережающем развитии коммунистических производственных отноше-ний путем приоритетного развития сферы общественного потребления.

Коммунистическая идеология реализуется в обществе в виде коммунистической морали (нравственности), которая является результа-том коммунистического воспитания и, прежде всего, общественной собственности.

Общественная мораль (нравственность) является одним из основ-ных факторов коммунистического поведения человека в обществе, она необходима для совместной жизни людей и согласования их действий. Мораль имеет классовый характер и регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Нормы морали поддерживаются силой устоявшегося порядка и давлением общественного мнения на индивида, а также получают обоснование в заповедях и принципах о том, как человек должен поступать в тех или иных житейских ситуациях. Однако в классово-антагонистическом обществе эти нормы поддерживались лишь теми, кто испытывал на себе бремя эксплуата-ции. Для господствующих классов они никогда не были обязательными.

Господствующая в буржуазном обществе официальная мораль призвана, прежде всего, узаконить в сознании масс буржуазные порядки. В классическом буржуазном представлении мораль в целом сводилась к способу достижения индивидом жизненного успеха и счастья. Особенно это характерно для морали эпохи первоначального накопления, где принципом добродетели считался аскетизм, усердие и скопидомство. Впоследствии этот принцип проповедывался рабочему классу как путь обретения жизненного благополучия. Однако для рабочего, по словам Ф.Энгельса, «честность, трудолюбие, бережливость и все прочие добродетели, рекомендуемые ему мудрой буржуазией... вовсе не являются гарантией того, что они...действительно приведут его к счастью» [4]. Нравы же самой буржуазии всегда были далеки от требований общечеловеческой нравственности и противоречили даже тем принципам, которые проповедовались буржуазным моральным сознанием. Для буржуазного сознания типичны непримиримые конфли-кты между требованиями политики и морали, правилами практического благоразумия, жизненного успеха и соображениями честности, гуманности и справедливости.

Сегодня, когда у власти стоит буржуазия, видно, чего стоят проповедываемые ею моральные принципы: насаждается мораль ограбления общества, оправдания любых преступлений, вседозволен-ности, наживы за счет обездоленных слоев населения, разрушения государства и массовых убийств.

В противовес буржуазии рабочий класс уже в капиталистическом обществе вырабатывает свою мораль. Ее основными требованиями являются уничтожение эксплуатации и социального неравенства, всеобщая обязательность труда, солидарность и взаимопомощь. Эта мораль «...подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата...» по словам В.И.Ленина. Эта мораль становится затем краеугольным камнем социалистической и коммунистической нравственности, которые концентрируют в себе и все нормы общечеловеческой морали.

По мере утверждения социалистических производственных отноше-ний новая мораль становится регулятором повседневных отношений между людьми, проникая во все сферы общественной жизни.

Несмотря на давние общинные традиции в России всегда широко была распространена мелкобуржуазная мораль мещанина, что было обусловлено фактом существования широких мелкобуржуазных слоев. Среди прочих характеристик мелкобуржуазная мораль отличается мелким эгоизмом, попыткой обустроить личное благополучие за счет других людей и общества.

После Великой Октябрьской социалистической революции офици-ально была провозглашена идея руководящей роли пролетариата в союзе классов, социальных слоев и групп, объединенных общими интересами. И, хотя гегемония пролетариата должна была всего лишь сводиться к тому, что «Пролетариат должен совершить социали-стический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии» [5], среди многих рабочих и крестьян сложилось убеждение в том, что поскольку они являются производителями материальных благ, то они должны являться и привилегированными классами, что означает право на повышенное по сравнению с другими материальное благосостояние.

Это положение реально никогда не выполнялось, но обосновывалось различными теоретиками социализма. В результате у рабочих и крестьян складывалось неправильное представление о том, что общество должно испытывать к ним благодарность за сам факт их существования и за то, что они – производители материальных благ «кормят» всех остальных. Это привело к тому, что отношение рабочих и крестьян по отношению к другим членам общества, особенно к руководителям («начальникам») и служащим было барски пренебрежи-тельным и в то же время завистливым, поскольку реальных привилегий у рабочих не было. В дальнейшем это обстоятельство и наличие у многих руководителей реальных привилегий привели к тому, что многие некомпетентные лица, пользуясь «пролетарским происхожде-нием» заняли руководящие посты с целью приобретения привилегий, но никак не с целью служения обществу.

Между тем, всякий общественно-полезный труд необходим обществу, и ни о каких привилегиях по классовому признаку или происхождению ни при социализме, ни, тем более, при коммунизме не может идти и речи. Диктатура пролетариата на переходном этапе означает не передачу ему материальных привилегий, а взятие им властных функций для создания социалистических производственных отношений, что другие классы общества осуществить не в состоянии.

В.И.Ленин неоднократно указывал на то, что мелкобуржуазная стихия представляет огромную опасность и является главным врагом социализма. В работе «О продовольственном налоге» [6] он писал: «Либо мы подчиним своему контролю и учету этого мелкого буржуа, либо он скинет нашу, рабочую власть неизбежно и неминуемо...». Это было верно в двадцатые годы, и оказалось верным в последующие времена.

Осознавая громадную опасность мелкобуржуазной стихии, И.В.Сталин боролся с ней диктаторскими методами, и ему удавалось ее обуздать. После смерти Сталина, люди с таким сознанием стали неуклонно подчинять своим корыстным интересам все развитие страны.

Поэтому после победы Второй социалистической революции следует обратить особое внимание на недопустимость возрождения мелкобуржуазной стихии уже в новом обличии – в виде привилеги-рованных слоев населения. Таким образом, вопрос о существовании привилегий для отдельных слоев населения приобретает политический смысл. Это значит, что должна существовать специальная программа, предполагающая ликвидацию любого рода привилегий в кратчайшие сроки. Уничтожение привилегий, внедрение коммунистических производственных отношений с неизбежностью приведут к развитию и укреплению в обществе коммунистической морали.

На каких же основах должна строиться коммунистическая мораль?

Для каждого человека определяющими являются отношения:

– общества и личности;

– личности и других личностей;

– общества и личности к природе.

Отношения общества и личности при коммунизме могут базироваться только на приоритете удовлетворения общественных интересов перед удовлетворением интересов индивидуумов.

При коммунизме каждый член общества принадлежит обществу. Это означает, что каждый человек несет перед обществом ответ-ственность за выполнение общественных обязанностей, но имеет и общественные права.

Каждая личность формируется обществом и на каждого человека – члена общества затрачиваются общественные средства. Поэтому обще-ство вправе требовать от него полезной для общества деятельности и подчинения всем законам общества. Человек не имеет права наплевательски относиться даже к своему здоровью, т.к. в этом случае он становится обузой для других. Но у каждого члена общества появляется право пользоваться всем тем, чем располагает общество – и материальным и интеллектуальным достоянием.

Коммунистической морали чуждо противопоставление интересов общества и отдельного человека. Приоритетное удовлетворение интересов общества позволяет минимизировать затраты каждой личности на свое обустройство в обществе, освобождает каждого человека от множества забот, которые раньше у него отнимали значительные силы и время, поскольку при коммунизме решение этих забот принимает на себя общество. Это позволяет каждому индивидууму больше времени и сил потратить на удовлетворение своих личных интересов, хотя и ставит его в большую зависимость от состояния общества. Но именно эта зависимость порождает в человеке все те положительные черты, которые всегда считались гуманными. И если для каждого человека целью жизни является служение обществу, то и для общества целью существования является максимальное удовлетворение интересов каждой личности. Сочетание и действительная, а не декларативная, гармония личных интересов с общественными при приоритете общественных интересов является основой коммунистической морали в отношениях личности и общества.

Отношения личности к другим личностям при коммунизме базируются на осознании общности интересов всех людей, образующих общество. Последовательное осуществление принципа равенства и сотрудничества между людьми и народами, коллективизм, уважение к производительному труду, уважение к человеку во всех сферах его общественных и личных проявлений на основе того принципа, что «..свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии) [7, с. 447], являются основой коммунистической морали в отношениях людей друг к другу. Для каждого человека интересы других людей столь же важны, как и его интересы, а часто даже важнее.

При коммунизме устраняется главная материальная причина столкновений личностей – частная, групповая и личная собственность, т. е. не обобществленная собственность. Однако каждый человек всегда будет стремиться приобрести общественное признание за результаты своего труда на пользу общества, и это будет более действенным стимулом для людей, нежели существующие при социализме «материальные стимулы».

Отношения общества и личности к природе до недавнего времени базировалось на идее «покорения» или «подчинения» природы интересам человека. К природе относились как к предмету, призван-ному безвозмездно служить человеку.

Буржуазное паразитическое отношение к природе основано на получении наживы любой ценой. Оно стимулирует превалирование сиюминутных интересов над перспективными, удовлетворение текущих потребностей буржуазии за счет будущих поколений. Это приводит ко многим негативным экологическим последствиям, хищническому исчерпанию многих ресурсов. Продолжение такой линии грозит человечеству гибелью.

Паразитическое отношение к природе может позволить себе буржуазное потребительское общество, поскольку его пребывание на планете кратковременно. Сама его суть, основанная на капиталисти-ческом способе производства, цель которого – нажива, а средство – эксплуатация человека и природы, является паразитической. Социали-стическое государство, находящееся в капиталистическом окружении, вынуждено было в целях своего выживания применять аналогичные методы, ставя сиюминутные интересы выше долгосрочных. Однако в дальнейшем такое положение нетерпимо. При переходе от социализма к коммунизму при превалировании общественных интересов над личными и при отказе от погони за прибылью возможен и необходим иной подход к выбору технологических процессов. Во главу угла при социализме должна быть поставлена новая цель – удовлетворение потребностей людей при минимуме нанесения ущерба природе.

Уже социализм обязан думать о восполнении наносимого природе ущерба и о будущих поколениях. Коммунизм же, как общественно-экономический строй, при котором человечество будет существовать всю последующую историю, и этим не может удовлетвориться. В основе производства и в основе отношений с природой общество в целом и каждый человек обязаны руководствоваться необходимостью полной компенсации наносимого природе ущерба.

Сосуществование с природой, осознание себя частью природы станут существенной частью коммунистической морали.

В коммунистическом обществе гуманно и правильно все, что способствует укреплению и развитию человечества, и антигуманно все, что ведет его к деградации и тем более к гибели.

Коллективистские, коммунистические тенденции создают систем-ную основу для повышения его устойчивости, создают основу для взаимодействия людей. Наоборот, индивидуалистические, эгоистичес-кие тенденции противопоставляют людей друг другу и тем самым разрушают человечество. Все основные религии понимали это и делали попытки воспрепятствовать развитию эгоистических тенденций. Разумеется, такие заповеди, как «не убий», «не укради» и т. п. сохраняют свою силу, но они примитивны и совершенно недостаточны для коммунистического общества.

Коммунистическая мораль для каждого члена общества должна включать ряд положений, характерных для производственных отноше-ний коммунизма. Ими являются, в частности:

– добросовестное отношение к труду и общественным обязанно-стям, готовность поступиться личными интересами ради общественных, высокие деловые качества, целесообразность действий, настойчивость и упорство в выполнении поставленных задач, строгое соблюдение данных обещаний, безупречная честность;

– активная жизненная позиция, постоянная готовность оказать помощь другим, причинение минимума неудобств окружающим, в конфликтных ситуациях поиски, в первую очередь, своей вины, готовность к компромиссам по непринципиальным вопросам;

– доверие ко всем людям (недоверие только тем, кто словом или делом доказал, что доверия не заслуживает), открытость, откровен-ность, прямота, отсутствие тайн;

– доброжелательность, приветливость, развитое чувство юмора.

Для членов коммунистической партии, кроме того обязательны:

– политическая грамотность, понимание объективных законов раз-вития общества и производственных отношений,

– понимание текущих событий и вызвавших их причин, умение дать им оценку и умение их разъяснения;

– организаторские способности, умение овладевания ситуацией;

– знание обязанностей, четкость, оперативность, тщательность и инициатива в выполнении задач;

– личный пример в преодолении трудностей;

– скромность в быту, отказ от привилегий.

Вероятно, могут быть названы и иные моменты, характерные для коммунистической морали, но перечисленные наиболее существенны.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 566 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...