Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Коммунистическое воспитание



Главной целью коммунистического воспитания является формиро-вание строителя коммунистического общества. В.И.Ленин в речи на 3-м Съезде РКСМ (1920 г.) [8, с. 317] выдвинул основные задачи воспитания человека нового социалистического общества: формирова-ние научного мировоззрения на основе овладения и критического освоения всего богатства знаний, накопленного человечеством; воспитание молодежи в труде, ибо «только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами», а также воспитание коммунистической нравственности.

Основными принципами воспитания детей и юношества в социалистическом обществе являются: связь с жизнью и с практикой социалистического строительства, воспитание в труде и коллективе, развитие инициативы и самодеятельности в сочетании с тактичным педагогическим руководством, последовательность, учет возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним.

Перечисленные цели коммунистического воспитания не являются чем-то новым, они были сформированы поколениями советских педагогов, апробированы и широко использовались на практике. Резу-льтаты их сказались в ударном труде первых пятилеток, в массовом героизме советского народа на фронтах Отечественной войны, в труде по восстановлению народного хозяйства страны в послевоенные годы. Однако в дальнейшем расширение товарно-денежных отношений в экономической жизни страны, появление элитарных все более обуржуазивающихся слоев населения приводило к все большему отрыву лозунгов и целей коммунистического воспитания от реальной жизни. Это подрывало сами основы коммунистического воспитания молодежи и еще раз подтвердило, что общественное бытие определяет сознание. И, следовательно, коммунистическое воспитание молодежи возможно только при одновременном построении коммунистического общества, т.е. на путях сокращения товарно-денежных отношений и приоритете общественных ценностей над личными.

Одним из принципиально важных вопросов является мотивация и стимулирование труда при социализме и коммунизме.

При капитализме основой мотивации труда является борьба за выживание. Над рабочим висит угроза лишиться средств существо-вания, если он не работает или работает плохо. Над капиталистом висит угроза банкротства и полного разорения, если он не выдержит конкуренции. Это заставляет рабочего интенсивно трудиться, а капиталиста гнаться за прибылью любыми средствами. Здесь мотивация труда порождается обыкновенным страхом за свою жизнь и неуверенностью в своем будущем.

При коммунизме вопрос о выживании трудящегося и о конкурент-ной борьбе отпадает, поэтому отпадает и страх за существование. Но труд людей нужен для обеспечения существования всего общества и для развития каждого человека. Поэтому мотивацией труда при коммунизме будет являться сознание его необходимости для существования общества, интерес к самому процессу труда и к его результату. Для того чтобы эти мотивы реализовывались, необходимы соответствующая моральная установка в обществе, а также соответствующее воспитание. Важно публичное признание успехов в труде – доска почета, заметка в местной газете, вымпел, переходящее знамя и т. п. Труд все более будет становиться творческим, которым люди творческие занимаются с наслаждением, не считаясь со временем, и таких людей будет становиться все больше. Сама возможность такого труда есть высшая награда, тем более, реализация его общественно-полезных результатов.

В настоящее время широко распространено мнение, что общество, в котором устранены всякие товарно-денежные отношения и в котором трудяга и бездельник могут получать одинаково, неизбежно будет плодить тунеядцев, а на энтузиастов будут смотреть как на дурачков. Тем самым коммунистическое общество будет, якобы, плодить эксплуататоров нового типа. Некоторыми авторами предлагается рецепт: должно развиваться соревнование, в зависимости от результатов которого 10% наиболее передовых будут получать материальное вознаграждение и повышение в должности, а 10% наиболее отстающих – штрафы и понижение в должности. Представляется, что все это неверно в принципе.

Прежде всего, следует отметить, что развивающиеся наука и техника в самом ближайшем будущем смогут обеспечить удовлетво-рение материальных потребностей всех членов общества, и всякое ущемление в материальном направлении будет искусственным, а значит, и неустойчивым. В этих новых условиях никакие материальные стимулы не дадут ничего.

Замечено, что во всех коммунистических (социалистических) странах люди работают хуже, чем в капиталистических, где над ними висит экономическое принуждение. Так в книге «Коммунизм как реальность» А.Зиновьев пишет:

«Коммунистическое общество, повторяю, есть общество плохо работающих людей. Это не есть национальная русская черта. Опыт других коммунистических стран подтверждает это утверждение».

Соглашаясь с тем, что не все люди трудились и трудятся в странах социализма одинаково и есть и лодыри, и пьяницы, и тунеядцы, следует, тем не менее, отметить, что изложенное вовсе не является принципиаль-ной закономерностью.

Во-первых, коммунистических стран на земном шаре еще не было, речь могла идти только о странах строящегося социализма, в которых коммунистические производственные отношения имелись лишь в самом зародыше.

Во-вторых, материальный стимул в капиталистических странах означал возможность выживания, в социалистических странах материальный стимул означает всего лишь несущественное улучшение материального положения, отказ от этого улучшения не ведет ни к каким пагубным последствиям, никакие 10% в ту или иную сторону здесь ничего не дадут

В-третьих, авторы материальных поощрений явно не учитывают ни причин плохой работы людей, ни значения общей моральной ситуации в обществе.

Работник работает плохо потому, что а) его начальник работает плохо – не может поставить грамотно задачу, не знает своего предмета и сам увиливает от выполнения своих обязанностей; б) труд работника плохо организован – ему поручили работу не по его специальности, не обеспечили материалами и инструментом, не организован спрос за результаты и т. п.; в) работник знает, что большинство из того, что он сделает, будет на самом деле не востребовано, попросту говоря, выброшено. А тогда возникает вопрос, а почему при всех этих условиях работник должен трудиться хорошо?

Из этого простого анализа вытекают и рекомендации.

Начальник должен соответствовать занимаемой должности и сам трудиться с энтузиазмом, но для этого начальник не должен иметь никаких материальных привилегий, из-за которых некомпетентные люди стремятся к занятию руководящих должностей, при коммунизме это выполняется автоматически.

При хорошем начальнике и труд его подчиненных будет организо-ван правильно.

Чтобы результат труда был востребован, нужно, чтобы система планирования была отработана на высоком уровне. Современная компьютерная техника позволяет это сделать.

Таким образом, все указанные причины могут быть устранены и даже не при коммунизме, а еще при социализме. А если эти причины устранены, то почему работники будут работать плохо, да еще в условиях, когда труд снова становится «делом чести, доблести и геройства», как это было при Советской власти? Они будут трудиться добросовестно, и число «трудоголиков» неизбежно возрастет. Но общая высокая организованность всего производства приведет к тому, что рабочий день для всей массы трудящихся будет сокращен до некоторого обязательного минимума, и у людей освободится время на другие занятия.

Следует отметить, что при социализме отношение к прогульщикам и лодырям было неоправданно гуманным. Чтобы прогнать такого тунеядца нужно было не менее трех раз объявить ему взыскание, обсудить на собрании и вообще вести с ним воспитательную работу, которая, как правило, не давала результатов. Вероятно, в будущем трудовом законодательстве следует предусмотреть более простой и эффективный способ избавления предприятий от подобных лиц. Как вариант может быть предложен временный перевод на работу пониженной квалификации и даже на принудительные работы, но могут быть и более жесткие меры, поскольку общество не может терпеть лиц, паразитирующих на нем.

Наличие товарно-денежных отношений при социализме позволяет использовать их для материальной стимуляции труда, становящейся все более символической по мере сокращения сферы потребления, охваты-ваемой товарно-денежными отношениями. Процесс же воспитания людей, в первую очередь, молодого поколения в духе престижа произ-водительного труда должен наращиваться. Следует напомнить также, что в пору социализма такая мера, как общественное порицание, была весьма эффективным средством воспитания. Положение в значительной степени облегчается тем, что еще далеко не растрачены моральные установки, созданные в стране трудящимися на протяжении всего существования Советской власти.

Все сказанное так же относится и к так называемой «интеллекту-альной собственности», которая должна быть отвергнута на самой ранней стадии социализма как источник личного обогащения и как средство давления на общество.

Принято считать, что в силу особой одаренности лица высокой квалификации, интеллектуалы и таланты имеют право на особо высокое материальное вознаграждение за свой труд. Это не правильно по существу.

Одаренные лица смогли проявить свой талант или приобрести высокую квалификацию только благодаря тому, что общество их обучило и предоставило возможность проявить способности. Именно общество дало им образование. Эти знания были добыты трудом предыдущих поколений. Общество предоставило возможность человеку повысить свою квалификацию и уберегло его от множества невзгод, без чего проявление таланта стало бы невозможным и большинство талантов осталось бы не раскрытым и не реализованным. А это значит, что все общество вложило свои силы и средства в развитие и реализацию таланта каждого человека.

Наконец, всякий талант ценен лишь постольку, поскольку он востребован обществом. И поэтому результат усилий общества не может быть присвоен в свою пользу владельцем таланта или высокой квалификации. Его талант – национальное достояние. Моральные же вознаграждения, всевозможные знаки признания, степени, публикации о нем и т. п. талант должен щедро получать от общества, хотя и здесь нужно соблюдать меру. Другая привилегия, которой должен быть обеспечен каждый талант – это возможность его дальнейшего развития и совершенствования на пользу обществу. А кроме того, занятие любимым делом само по себе есть высшее наслаждение, и каждый человек должен быть благодарен обществу за предоставленную ему возможность. И значит, при коммунизме, а реально и при социализме понятие «интеллектуальной собственности» как экономической катего-рии должно исчезнуть.

Поэтому по мере сокращения товарно-денежных отношений и материальное вознаграждение должно сокращаться и все более заменяться возможностью проявления творческих способностей людей при их всяческом моральном поощрении.

Пока существуют товарно-денежные отношения, полезны и выплаты премий за хорошую работу и дифференциация в заработной плате. Однако факт выплаты премий должен носить более поощрительный, а не обогатительный характер, сама премия должна составлять не более 15-20% от заработка; дифференциация заработной платы тоже должна сокращаться по мере сокращения товарно-денежных отношений.

Исключительной привилегией каждого работника является возмож-ность выбирать себе профессию и совершенствоваться как в ней, так и в своих увлечениях. Гордость человека должна заключаться в том, что он вместе со своим коллективом служит обществу, помогая ему лучше жить. При этом воспитание необходимо поставить так, чтобы каждый член общества стремился к приобретению специальности, повышению квалификации и раскрытию своего таланта, отдавая все силы служению обществу. Нужно внушать, что всякий труд на благо общества почетен.

Дисциплина в социалистическом и, тем более, коммунистическом обществе – это явление нравственное и политическое. Человек недисциплинированный в старом обществе никем не рассматривался как человек безнравственный. Но в социалистическом обществе недисциплинированный человек выступает против общества и против самого себя, поскольку недисциплинированность любого человека отражается на всех остальных людях.

Дисциплина человека должна сопровождаться сознанием, т. е. пони-манием того, для чего она нужна. О необходимости дисциплины хорошо сказано у А.С.Макаренко [9, с. 36]:

«а) дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;

б) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивал-ся, чтобы воспитывал в себе уменье преодолевать препятствия и совершать трудные работы и подвиги, если к подвигам призовет жизнь;

в) в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива;

г) дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного человека;

д) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищен-ное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности;

е) дисциплина проявляется не тогда, когда человек делает что-либо для себя приятное, а тогда, когда человек делает что-либо тяжелое, неожиданное, требующее значительных напряжений. Это он делает потому, что убежден в необходимости и полезности этого дела для всего коллектива и для всего советского общества и государства».

Важным аспектом воспитания является также реакция общественно-сти на антиколлективные и антисоциальные поступки отдельных людей.

В буржуазном обществе логика наказания за совершенное правонарушение выражена так: всякое нарушение установленных правил должно сопровождаться некоторой формой страдания для нарушителя. Переживание страдания есть содержание буржуазного наказания. Предполагается при этом, что пережитое страдание (боль, лишение, голод, уединение) заставит нарушителя «в другой раз» воздержаться от нарушения из боязни снова пережить страдание. По отношению ко всем остальным наказание является формой террора по простой формуле: кто будет нарушать, тот будет страдать.

По поводу принципов наказания в коммунистическом обществе, каковым фактически являлась Коммуна им. Дзержинского, возглавляемая А.С.Макаренко, он пишет:

«Отправной точкой нашего наказания является целый коллектив: либо в более узком значении – отряд, бригада, класс, детское учреждение, либо в более широком – рабочий класс, Советское государство. Интересы коллектива и в особенности интересы рабочего класса и государства Советов являются интересами общими. Кто нарушает эти интересы, кто идет против коллектива, тот отвечает перед коллективом. Наказание есть форма воздействия коллектива либо в виде прямых его решений, либо в виде решений уполномоченных коллектива, избранных, чтобы оберегать его интересы.

Исходя из этого основного положения, наше наказание должно обязательно удовлетворять следующим требованиям:

а) оно не должно иметь целью и не должно фактически причинять простое физическое страдание;

б) оно имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, что все дело в том, что коллектив защищает общие интересы, иначе говоря, если он знает, что и почему коллектив от него требует;

в) наказание должно назначаться только в том случае, если действи-тельно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива;

г) наказание должно в некоторых случаях отменяться, если нарушитель заявляет, что он подчиняется коллективу и готов в будущем не повторять своих ошибок (конечно, если это заявление не является прямым обманом);

д) в наказании является важным не столько самое содержание нало-женных процедур, сколько самый факт его наложения и выраженное в этом факте осуждение коллектива;

е) наказание должно воспитывать, наказанный должен точно знать, за что он наказывается и понимать смысл наказания.

При нашем понимании наказания весьма важное значение приобре-тает его техника. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать применительно к случаю. Во всяком случае, раньше, чем наложить взыскание, с нарушителем необходимо поговорить.

...За правило нужно взять следующее: ни один проступок воспитан-ников не должен быть незамеченным.

...Вообще всегда нужно стараться наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно и когда оно поддерживается общественным мнением.

...В практике коммуны имени Дзержинского бывали постановления такого характера:

Поручить Петрову (самому младшему в коммуне) разъяснить Иванову, как нужно поступать (а Иванов один из взрослых).

В выходной день от двух до половины третьего Иванов должен подумать, насколько он поступил не по-товарищески.

15-го марта – через три месяца – пусть Иванов выступит на общем собрании и скажет, правильно он поступил сегодня или нет».

Но имелась и система мер по пресечению воровства, пьянства, хулиганства и т. п., причем строго различалось первое нарушение и повторное, меры были существенно различны.

При сокращении, а в перспективе при ликвидации товарно-денеж-ных отношений в обществе появляется настрой на недопустимость нарушений дисциплины и, тем более, совершения правонарушений. Если к этому добавится еще правильная система наказаний за дисциплинарные проступки, общее число более тяжелых проступков, тем более, правонарушений резко уменьшится и постепенно сойдет на нет.

Что же является основанием для дисциплины?

А.С.Макаренко отвечает так (там же, с. 148):

«Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. У нас к личности предъявляются глубокие, основате-льные и общие требования, но, с другой стороны, мы оказываем личности необыкновенно большое, принципиально отличное (от буржуазного общества) уважение. Это соединение требований к личности и уважения к ней – не две разные вещи, а одно и то же. Это уважение к товарищам, участвовавшим в нашем общем труде, в нашей общей работе, это уважение к деятелю.

Не может быть, конечно, ни создан коллектив, ни создана дисциплина коллектива, если не будет требований к личности. Я являюсь сторонником требования последовательного, крайнего, определенного, без поправок и без смягчения».

Чрезвычайно большое значение для коммунистического воспитания трудящихся имеет общий моральный климат. Этот климат создается, прежде всего, наличием общей цели и общих интересов, взаимным доверием и взаимной требовательностью. Для всего народа такой целью является построение коммунистического общества и обеспечение политической, военной и экологической безопасности страны. Для каждого трудового коллектива – выполнение плановых заданий и развитие производства, при этом каждый коллектив выполняет часть общей задачи. Каждый трудящийся является частью коллектива, выполняет свою часть задачи, от чего непосредственно зависит выполнение общей задачи. И поэтому каждая составляющая коллектива отвечает перед ним за свою часть в общей задаче. При такой постановке каждый понимает свою роль, занимается ею, и это автоматически способствует созданию здорового рабочего климата.

Что касается доверия, то изначально заслуживают его все. И только противопоставление отдельного лица коллективу заставляет коллектив оказывать этому лицу недоверие и осуществлять над ним особый контроль.

Общей целью воспитательной работы является не приведение в порядок выпадающих из него лиц и не мелочная опека каждого, а воспитание боевого, активного, жизненного характера у всех. И тогда каждый человек вынужден будет следовать этому общему моральному климату и подтягиваться к нему.

Следует сразу же отметить, что коммунистическое воспитание в нашей стране в последние 20-30 лет страдало множеством изъянов, связанных с общим падением коммунистической идеологии из-за расширения товарно-денежных отношений. К ним относятся, в частности, формализм, отсутствие личного примера воспитателей, а также практически полное отсутствие «гуру» – неформальных учите-лей-наставников, проповедников, пропагандистов коммунистической идеологии, житейски умудренных, к которым можно в любое время придти простому человеку за советом и помощью. Именно таким «гуру» был Антон Семенович Макаренко, но таких были единицы.

Бесценный опыт А.С.Макаренко не может быть, наверное, механически перенесен в новое время в новые обстоятельства. Но он заслуживает всестороннего изучения, потому что именно он в советское время первым поставил задачу воспитания нового человека коммунистического будущего и он достиг выдающихся успехов в этом благородном деле.

Заслуживают также внимательного изучения труды других советских педагогов и воспитателей, таких как К.Д. Ушинский [10], Н.К.Крупская [11], В.А.Сухомлинский [12] и другие, бесценный опыт которых необходимо использовать в деле коммунистического воспитания трудящихся.

Необходимо напомнить тот очевидный факт, что воспитание каждого человека начинается с раннего детства. В Советском Союзе даже детским игрушкам придавалось значение как важному фактору воспитания будущего советского гражданина. Прежде всего, следует отметить массовость игрушки, ее дешевизну и доступность каждой семье и каждому ребенку. Дорогие игрушки почти не производились. Во-вторых, выпускаемые игрушки были направлены на развитие тех способностей, которые потребуются обществу: массово выпускались «пупсики» для девочек, за которыми девочки ухаживали как за своими «детьми». Этим прививались первичные навыки материнства. Для мальчиков выпускались многочисленные «конструкторы», из которых можно было собирать различные устройства, разобранные модели самолетов, катеров и т.п., которые надо было склеивать и тем самым приобретать трудовые навыки.

Приобщение к западной «цивилизации» изменило и здесь систему ценностей. Кукла «Барбара», которую девочка стала наряжать, уже не является ее «дочкой», а является «подругой», к тому же старшей, с которой можно брать пример для подражания, например, требовать с родителей новые наряды. Автоматические игрушки не требуют творческих и трудовых навыков, на них можно просто глядеть или ими нужно управлять как будущим собственным автомобилем. Эти игрушки не воспитывают сознания обязанностей перед обществом, а наоборот, порождают эгоистические устремления. На все это обязательно нужно будет обратить внимание.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1426 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...